В этом году исполняется 600 лет Черниговскому подворью на Пятницкой улице. К своему юбилею комплекс подворья, включающий памятники архитектуры XIV–XV веков, пережил очередную реставрацию.
Москва времен монголо-татарского ига
Именно храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, воздвигнутый на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви в 1514 году, стал первым каменным храмом в Заречье. Здесь, у стен обновлённой церкви, в 1578 году народ во главе с царём Иоанном Грозным торжественно встречал перенесённые из Чернигова мощи князя Михаила и его верного боярина Фёдора, мученически погибших в Орде в 1245 году.
Место встречи мощей было выбрано неслучайно. Улица Ордынка, находящаяся рядом с Пятницкой, получила своё название потому, что по ней шла дорога в Золотую Орду. С этого направления в Москву прибывали татарские купцы, здесь же жили русско-татарские толмачи (переводчики) ― отсюда названия ближайших Толмачёвских переулков. Именно по Ордынке мощи святых прибыли в Москву после падения татарского ига. В память об этой встрече рядом с храмом Иоанна Предтечи был построен еще один ― деревянный ― храм во имя Черниговских чудотворцев.
В 2011 году, когда археологи восстанавливали фундамент этой древней церкви, под полом было обнаружено захоронение и надгробная плита XVII века. На камне сохранилась надпись на древнеславянском языке, указывающая, что здесь покоится знаменитый купец суконной сотни, родоначальник рода Малютиных, участвовавший в принятии первого московского Торгового устава. Считается, что именно он и завещал своей жене построить каменный храм святых Михаила и Фёдора на месте деревянного ― по тем временам это считалось очень щедрым жестом.
Переулок, образовавшийся между двумя храмами, назвали Черниговским. У него удивительная форма ― при общей длине всего 200 метров он имеет два поворота под прямым углом.
Храмовый комплекс окончательно сформировался только к 1781 году и вместе с Россией пережил все исторические события: Иго, Смутное время, Петровские реформы и все войны.
Черниговское подворье сегодня
― От старого здания сохранились белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете, а в интерьерах мы обнаружили росписи XVII и XIX веков, ― рассказывает «ТД» реставратор Александр Чорба. ― Нам было очень важно сохранить то немногое, что осталось от первоначальных материалов, поэтому мы законсервировали их для будущих поколений. Снаружи сохранившихся фрагментов не видно ― мы «спрятали» их под несколькими слоями штукатурки, поверх которых сделали новые росписи. Наши потомки смогут аккуратно снять слой за слоем так, чтобы не повредить их и увидеть в максимально сохраненном виде.
Александр напоминает, что консервация и реставрация ― не одно и то же: консервация направлена на сохранение руин, а реставрация ― на восстановление подлинных древних частей.
― Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи нам пришлось полностью расписывать заново, ― говорит иконописец Михаил. ― У нас большой штат художников, многие из них иностранцы. Чтобы работа была слаженной, а роспись единообразной, перед началом работы составляется проект, в котором определяется стиль и основные цвета. Дальше мы уже выбираем себе фрагменты и расписываем их по-отдельности.
Современному иконописцу не приходится поститься и молиться перед началом работы, как это было принято на Руси в древности, утверждает Михаил. А стенные росписи теперь очень редко делают по сырой штукатурке, affresco: это слишком длительный и сложный процесс. Краски используют силикатные, акриловые. Натуральные ― только частично.
― Всё это объясняется экономическими и временными ресурсами, ― объясняет Александр Чорба. ― Только на роспись этого храма у нас ушло около года, над ней работали более тридцати иконописцев. Но это не значит, что подход у современных мастеров поверхностный: да, канонически от них не требуется поста и молитвы перед началом работы, однако все они ― верующие и воцерковлённые люди, многие берут благословение у духовника, прежде чем приступить к росписи.
Черниговский переулок интересен не только древними церквями ― в нём также сохранились дома, построенные несколько столетий назад. В некоторых из них размещается высшее учебное заведение Русской Православной Церкви ― Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия. А, например, дом № 19/13, где сейчас находится Фонд славянской письменности и культуры, ― бывшая усадьба XVII-XIX веков, палаты которой возводились ещё в XVII веке. Кажется, всё в этом переулке передаёт атмосферу старой Москвы.
Фото автора