Православный календарьПравославный календарь
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.

Бог наш и Бог мой. Моисей и Анна

О религиозной жизни давно уже мы привыкли думать, как о деле сугубо личном. «Я молюсь», «я спасаюсь», «я перед Богом стою». Никто в тайну души моей не проникает, только один Бог. Тот ведает тайны сердца, тому и я открываю желания и помыслы. Все остальное не важно, поэтому не трогайте меня и не мешайте. Вера и молитва – дела глубоко личные. Так учили нас все эгоистичные эпохи, начиная с Возрождения.

    

Мысль об интимности религиозных переживаний, это справедливая мысль, но в ней не вся правда, а только часть ее.

Есть еще одна часть. А именно: Тот Бог, Который «вылил меня, как молоко, и как творог сгустил меня; Кто скрепил меня костями и жилами, одел кожей и плотью; даровал жизнь и милость» (См. Иов 10), Тот же Бог есть еще и Бог истории. Не только мой Бог, посчитавший волосы на моей голове и слушающий мои молитвы, но и Бог, в эту секунду держащий в руке Своей все царства мира со всей суетой и славой их. Он скрутил в тончайшую трубочку жало пчелы, но Он же рассыпал звезды по чаше неба. Потоп на землю наведен Им и Вавилонская башня Им остановлена в строительстве, но и глубины сердец Ему открыты. «Он создал сердца всех и вникает во все дела их» (Пс. 32:15) Малое и большое в Его руке.

Эти две мысли нужно сплетать воедино, как сплетаются воедино в мыслях о Христе память о Его человечестве с памятью о Его Божестве. Тот, Кто есть нераздельно и неслиянно Бог и человек, Тот управляет одновременно и жизнью отдельного человека, и жизнью всего человечества. Очень наглядно эти мысли воплощены в любом каноне, которые в изобилии поются на повечериях, утренях, панихидах.

Первая песнь любого канона посвящена переходу сынов Израилевых сушею посреди моря и гибели фараона с войском. «Поим Господеви! Славно бо прославися. Коня и всадника верже в море!» Это Бог истории. Пожалуй, никогда еще не являл Господь такого славного и страшного вмешательства в жизнь народов, спасая одних, карая других. И потом именно это чудо уже никогда не повторялось, но его нужно было ежегодно вспоминать, как Выход – Пасху. Оно не повторялось, но были уже иные вмешательства. При Елисее слепло целое ассирийское войско, при Исайе тысячи врагов под стенами Иерусалима истребил Ангел, три отрока остались живы посреди Вавилонской печи. И наша Русская история это непрестанная цепь чудес, таких как уход Тамерлана из-под стен Москвы или изгнание поляков и прекращение смуты. То есть Бог не стоит в стороне. Кир Персидский, Навуходоносор, Римский кесарь, тень которых устрашает народы, для Бога не более, чем лопата в руке садовника. Он «разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов» (ПС. 32:10). Потому говорит Он великим земли: «вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом!» (Пс. 2:10)

Бог – Царь всей земли. Этого нельзя забывать и в этом грешно сомневаться. «Пойте Богу нашему, пойте. Пойте Царю нашему, пойте. Ибо Бог – Царь всей земли, пойте разумно. Бог воцарился над народами, Бог сел на престоле Своем» (Пс. 46:7-10) И если это помнит человек, то теперь самое время перейти к третьей песни любого канона. Это песня женщины, услышанной в молитве. Детей не было у нее. Сладость супружества знала она, а тяжесть беременности не дана была ей. А сладость без тяжести и беззаконна, и приторна. И вот в ответ на молитву ее дан был ей сын – Самуил (Испрошенный). А она воспела Богу песню. Это не песня спасенного народа, а песня одного помилованного человека. Но в ней также воспевается Господь, Который «из праха подъемлет бедного, из брения возвышает нищего». Он «умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (См. 1 Цар. Гл. 2) Здесь Царь всей земли славится не тысячами уст одновременно, а всего лишь устами одного человека.

Первая песня и третья. Третья и первая. Итак, Бог приклоняет ухо к просьбам отдельного человека, но Он же и правит всем миром, соотнося частные просьбы с общей пользой. По сути честное и общее всюду соприкасаются или переплетаются. Плачет Давид о своем грехе или о смерти сына, увлажняет слезами постель. Это частная молитва и боль отдельного сердца. Но в то же время это боль пророка, который через боль скажет нечто на память и пользу всему миру. Получает Анна просимое, но сын ее не будет просто человек, а один из славнейших мужей истории, который и на Давида прольет елей царского помазания. Молится Иона во чреве морского животного, и это тоже частная молитва о спасении. Но это же одновременно и промышление о Ниневии, которую спасенный Иона должен обратить к покаянию. Это же и пророчество о Христе, поскольку роду лукавому и прелюбодейному дастся только знамение Ионы пророка. (См. Мф. 12: 38-41)Так частное всегда связывается с общим и влияет на него.

Оружие и деньги, гордость и похоть пляшут на мировой сцене, делая вид, что это они – правители земли. А они лишь участники танца, но никак не режиссеры. И народ Божий должен упражняться в изучении Писания и в молитве, чтобы славу Божию не отдать иным и не приписать иным. И пусть не всегда сладкое принимать приходится от руки Вседержителя. Ведь тот же народ, который силою и волею Бога с пением вышел на противоположный берег Красного моря, со временем волею Того же Бога ушел со слезами в Вавилон. Но там, и там действовал Бог истории, то спасая, то наказывая.

Всматриваясь в события современности, нам следует не колебаться умом. Следует прозревать руку, правящую всеми. И молясь, стоит то говорить о себе и своих печалях, то переходить к молитве о всех и за вся. Ты Бог мой, помилуй меня! Ты Бог всех нас, всех нас помилуй! Господи сил, с нами буди. Иного бо разве Тебе, Помощника в скорбех не имамы. Господи Сил, помилуй нас!

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

12 ноября 2015 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 142 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
25 января 2016, 21:08
с удовольствием всегда читаю и жду проповеди и размышления о Андрея дай Бог ему здоровья
Владимир18 ноября 2015, 13:55
Отец Андрей,как всегда ,прав!Спаси его Господь!
Роман13 ноября 2015, 11:08
Спасибо
тамара13 ноября 2015, 00:33
о.Андрей Божией помощи.спаси вас ,Господи.
Н.А.12 ноября 2015, 21:24
"…Частное всегда связывается с общим и влияет на него".
Очень ёмко – о тайнах Промысла Божия. Спасибо!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Андрей Ткачев

Новые материалы

Выбор читателей

×