«8 часов молитве, 8 — труду, 8 — своим нуждам»

Памяти митрополита Неврокопского Нафанаила

16 ноября 2013 года отошёл ко Господу один из самых почитаемых болгарских архиереев — митрополит Неврокопский Нафанаил (Калайджиев), афонский постриженник, аскет и молитвенник. Редакция портала Православие.Ru попросила рассказать о почившем иерархе Александра Леонидовича Дворкина, по роду своей деятельности близко общавшегося с Владыкой Нафанаилом и даже посвятившего ему один из своих «Афонских рассказов».

Митрополит Неврокопский Нафанаил (Калайджиев) Митрополит Неврокопский Нафанаил (Калайджиев)
    

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5)

Есть люди, на которых держится наша Церковь. Да, конечно, возглавляется она Самим Господом, но иногда мы встречаем тех, кто возлюбил Его всем сердцем, всем разумом, всем помышлением, и видим, что через эту любовь Он Сам отражается в них. Мы знаем, что такие люди обитают среди нас, и если Господь посылает их в нашу жизнь, очень боимся остаться без них. Таким человеком был митрополит Неврокопский Нафанаил (Болгарская Церковь). Господь дал мне радость и счастье много лет знать его и общаться с ним.

Не могу сказать точно, в каком году я познакомился с митрополитом Нафанаилом. Наверное, в 1994-м или 1995-м — на одной из греческих конференций по противодействию сектантству, на которых Владыка присутствовал всегда. Я хорошо помню его с тех времен: невысокий, очень сухой и подтянутый, с правильными чертами лица, длинной темной бородой (тогда в ней только начали пробиваться первые серебряные волоски) и очень внимательным, любящим взглядом карих глаз.

Он был кротким, смиренным, но и очень мужественным человеком

Наверное, первое, что вспоминается, когда думаешь о Владыке Нафанаиле — это его кротость. Он был по-настоящему кротким и смиренным, но в то же время очень мужественным человеком. И эти его мужество и внутренняя сила ощущались в нем, наверное, каждым, кому посчастливилось знать его.

Мы общались с ним на конференциях, но лучше я узнал Владыку, когда побывал в его монастыре — месте, которое он считал своим домом. Число братии в болгарских монастырях обычно невелико, и обитель святого Георгия, где жил Владыка, не была исключением: митрополит и 3-4 молодых монаха вокруг него. Но все же этот очень скромный монастырь отличался от других обителей, которые я видел в этой балканской стране. Расположенный в самом далеком от туристических троп юго-западном углу Болгарии, он возвышался на вершине холма над примостившимся у его подножия селом. Монастырь очень небольшой — незамкнутое каре из двухэтажных зданий с галереями по внутреннему периметру, а с полуоткрытой его стороны — храм. В центре покрытой травой лужайки — старый толстоствольный платан со скамеечкой по окружности и каменной чашей для водосвятия. Здания были довольно запущенными и по мере моих посещений Владыки (раз в каждые несколько лет), я видел, как они ремонтировались и обновлялись. Столь же постепенно седела его борода, и к последним нашим встречам перестройка и обновление монастыря и храма были почти завершены, а борода митрополита стала совсем белой.

Митрополит Неврокопский Нафанаил с иконой «Достойно есть» Митрополит Неврокопский Нафанаил с иконой «Достойно есть»
    

Никаких специальных архитектурных красот в обители не было: обычный маленький монастырь в небогатой стране. Храм XIX века, типовой для того времени. На противоположном от села склоне располагалось кладбище, а из окон келий открывался чудесный вид на горы вплоть до греческой границы, до которой оставалось всего несколько километров. Но такой особой внутренней атмосферы, того царившего в этом месте молитвенного безмолвия (исихии) я не видел почти нигде. И эта созданная Владыкой молитвенная атмосфера принесла вполне видимые плоды: четверо его пострижеников и духовных чад стали архиереями.

Летом он отдавал свой монастырь детям из неимущих семей своей епархии

Я знал, что Владыка, с шестнадцати лет избравший монашеский путь, затем некоторое время пробыл насельником болгарского Зографского монастыря на Афоне, а ведь «бывших афонских монахов» не бывает. Если человек принял в афонском монастыре монашеский постриг или подвизался там, он навсегда остается святогорцем, где бы он ни нес свое послушание — в Салониках, как свт. Григорий Палама, в далекой России, как прп. Максим Грек, в Молдавии, как прп. Паисий Величковский, или в Болгарии, как митрополит Неврокопский Нафанаил — человек строгой монашеской жизни, аскет, подвижник и настоящий пастырь, любящий своих овец и готовый положить за них жизнь. Как свидетельствуют его духовные чада, «волю свою он отсек ради Бога и людей и готов был служить каждому, был беспримерно скромным, по-детски всепрощающим, бессребреником, добрым и чуждым суеты, безгранично преданным Богу».

Летом он отдавал свой монастырь детям и устраивал там лагерь для мальчиков и девочек из неимущих семей своей епархии. Три смены — три месяца — дети жили в монастыре со всем их шумом, суетой, беготней, музыкой и играми, что не мешало Владыке совершать свою ежедневную работу. Он был очень организованным человеком: сутки у него делились на три части: 8 часов он посвящал молитве, 8 — труду и оставшиеся 8 — всем своим нуждам, в том числе сну, которым, впрочем, он часто пренебрегал.

Никогда не забуду, как он полез по крутому склону горы, собирая мать-и-мачеху, чтобы заварить ее от моего бронхита

Несмотря на свой высокий сан, владыка был очень прост в общении и готов был даже физически послужить любому человеку. Никогда не забуду, как он дал мне подержать свой епископский жезл и полез по крутому склону горы, собирая мать-и-мачеху, чтобы заварить ее от моего бронхита. Потом он сам приготовил сироп и вечером выдал его мне. Хотя мне посчастливилось немало времени провести с Владыкой, мы не так много разговаривали: он не отличался многословием и говорил всегда тихим голосом. Несколько раз я у него исповедовался, несколько раз спрашивал совета по важным вопросам. Он всегда участливо расспрашивал как о делах в России, о наших сектах и борьбе с ними, так и о моих личных семейных делах, о моих близких. И я знал, что этот человек молится всегда, а его расспросы означают усиленную молитву. Поэтому с ним было всегда так хорошо.

Митрополит Неврокопский Нафанаил (Калайджиев) Митрополит Неврокопский Нафанаил (Калайджиев)
Вероятно, благодаря обретенной им мудрости он казался старше своих лет — я с удивлением узнал, что Владыка, которого я воспринимал человеком старшего поколения, родился менее чем за три года до меня. Но энергия его была безграничной. Он редко сидел на месте, его можно было застать в самых разных концах Неврокопской епархии с самыми разными людьми, которым он всегда спешил на помощь. Владыка принял епархию в очень сложное время, когда она была разодрана расколом. Первые годы он служил практически в пустых храмах и нередко сталкивался с открытой агрессией на улицах. Но за годы своего пастырского предстоятельства он примирил всех и уврачевал все разделения. Число сект и оккультистов, поначалу чувствовавших себя весьма вольготно, заметно поубавилось.

Но именно на территории его епархии проживала та самая Ванга, которая, конечно, добавляла ему немало забот. И однажды они встретились. Вот, что я писал про это в «Афонских рассказах»:

«Однажды, незадолго до смерти Ванги, к митрополиту Нафанаилу прибыли посланцы от нее и передали просьбу слепой старухи приехать к ней. Ванга сообщала Владыке, что очень нуждается в его совете и нижайше просит его снизойти к ее старости и болезни и прибыть в ее дом. Владыка, надеясь, что, может быть, она желает покаяться, обещал приехать. Это вполне естественный поступок для доброго пастыря, пекущегося о каждой овце своего стада, тем паче о заблудшей.

Когда владыка через несколько дней приехал и вошел в комнату старухи, он держал в руках крест-мощевик с частицей Честного Креста Господня. В комнате было много народа, Ванга сидела в глубине, что-то вещала и не могла слышать, что еще один человек тихо вошел в дверь. Уж, во всяком случае, она не могла знать, кто это. Вдруг она прервалась и изменившимся — низким, хриплым — голосом с усилием проговорила: “Сюда кто-то зашел. Пусть он немедленно бросит на пол ЭТО!” “Что это?” — спросили у Ванги ошеломленные окружающие. И тут она сорвалась на бешеный крик: “ЭТО! Он держит ЭТО в руках! ЭТО мешает мне говорить! Из-за ЭТОГО я ничего не вижу! Я не хочу, чтобы ЭТО было в моем доме!” — вопила старуха, суча ногами и раскачиваясь. Владыка развернулся, вышел, сел в машину и уехал».

За годы своего архипастырства он примирил всех и уврачевал все разделения

Все эти бесконечные перемещения и переезды архиерея брали свое: однажды помощник Митрополита не справился с управлением автомобилем, его вынесло на обочину, ударило о столб и перевернуло. Владыка очень сильно разбился, так что многие отчаялись в его жизни. Врачи Божией милостью собрали и сшили его из кусочков, и, едва став с одра болезни, он вновь включился в свой напряженный график.

Последние годы он все время подкашливал. Я спросил его об этом, он ответил, что, видимо, какая-то аллергия, сам не знает на что. Как я узнал позже, так он отвечал всем, кто волновался о его здоровье. Ему все не хватало времени, чтобы сходить к врачу, и его отвезли к специалисту, когда Владыка уже почти не мог дышать. Тогда я получил рассылку по электронной почте со страшным известием: у Владыки Нафанаила рак легких, неоперабельная стадия. Его лечили химией, терапия оказалась очень тяжелой, но возможно, благодаря ей Владыка прожил еще год. Он сумел пригласить и провести у себя в монастыре в октябре 2013 г. ежегодную встречу Православной сети противосектантских организаций, одним из основателей которой и бессменных участников сам и являлся. Мы все вновь собрались в его монастыре. Владыка был очень слаб, но все же смог прийти на открытие и обратиться ко всем с приветственным словом. И, несмотря на его физическую слабость, его взгляд был как обычно внимателен и исполнен любви, а ощущение непрестанной молитвы все также исходило от него. Мы понимали, что он прощается с нами, но не думали, что все произойдет так быстро. Менее чем через месяц после нашей конференции — 16 ноября 2013 года — в день 61 годовщины своего рождения бесстрашный и верный воин Христов митрополит Неврокопский Нафанаил отошел ко Господу.

Скромный, кроткий и смиренный Владыка являл собой высокий образец архиерейского служения в соответствии со всем известными словами Апостола Павла, которые я, видя его, всегда вспоминал: «Таков бо нам подобаше архиерей…» (Евр. 7:26).

Александр Дворкин

16 ноября 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Опасность подмены истины, подмены веры Опасность подмены истины, подмены веры
Митр. Неврокопский Нафанаил
Опасность подмены истины, подмены веры Опасность подмены истины, подмены веры
Митрополит Неврокопский Нафанаил
Мы признаём римо-католиков как людей, которые имеют право верить во что хотят, но мы не имеем права по канонам и на основании нашей веры сказать, что они веруют правильно.
Ванга Ванга
История о болгарской колдунье
Ванга Ванга
Александр Дворкин
И тут Ванга сорвалась на бешеный крик: «ЭТО! Он держит ЭТО в руках! ЭТО мешает мне говорить! Из-за ЭТОГО я ничего не вижу! Я не хочу, чтобы ЭТО было в моем доме!»
Митр. Неврокопский Нафанаил: С истиной будут бороться до Судного дня Митр. Неврокопский Нафанаил: С истиной будут бороться до Судного дня Митр. Неврокопский Нафанаил: С истиной будут бороться до Судного дня Митрополит Неврокопский Нафанаил: С истиной будут бороться до Судного дня
Один из видных иерархов Болгарской Православной Церкви митрополит Неврокопский Нафанаил (Калайджиев) был гостем Всероссийских Дней славянской письменности и культуры, которые отмечались в Саратове в мае сего года. Владыка участвовал в соборных богослужениях в Духосошественском храме Саратова и в возрожденном Свято-Троицком соборе Вольска. Он посетил многие храмы Саратовской епархии и нашел время для общения с нами — журналистами епархиальных СМИ.
Комментарии
Валентина Кривых22 ноября 2015, 19:30
Спаси Вас,ГОСПОДИ,Александр! Царствие Небесное митрополиту Нафанаилу.
Оля16 ноября 2015, 16:57
Уважаемый Александр Леонидович! Большое спасибо за статью и огромное Спасибо за Афонские рассказы, много раз перечитывали всей семьей. Крепкого Вам здоровья,да хранит Вас Господь.
Руслан16 ноября 2015, 16:34
Радуйся владыка!Моли Бога о нас!
Никола16 ноября 2015, 15:37
Бог да прости незабравимия Дядо Натанаил! Вечна му памет!
Татьяна Ефимова16 ноября 2015, 13:39
Царствия Небесного зарабатываем мы на земле, но не хватает терпения, не хватает чистоты сердца и любви для непрестанной молитвы, для добрых дел. Такие люди, как о.Нафанаил, помогают поверить, что с Богом все возможно. Хочется любить и прощать, и знаешь, чего просить у Господа: Господи, научи нас любить. Слава Богу за всё!
Лиза16 ноября 2015, 12:15
Митр.Нафанаил. Упокоения тебе верному рабу Господа. Помолись обо мне Отче нашему, дай мне здоровья моим близким.
Дмитрий 16 ноября 2015, 11:40
Царствие Небесное владыке Нафанаилу!
Алексей Гомзин16 ноября 2015, 11:18
С великой благодарностью прочёл сие!
Слава Богу что вы есть!
Свет Христов несёте нам ходящим во мраке!
Валентина16 ноября 2015, 11:09
Со Святыми упокой Господе верного раба твоего митр.Нафанаила
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×