Трагедия в Париже по касательной ранит и задевает всех нас. В первую очередь потому, что теперь соцсети, блоги и СМИ настойчиво требуют от нас выбрать одну из двух моделей поведения: уподобится либо журналу «Charlie Hebdo», либо самим джихадистам. Но путь христианина – в ином. Про эти же два пути можно сказать лишь старой формулой: «оба хуже».
Сразу оговорюсь, чтобы не было лишних вопросов: сколь бы мерзкими не были какие-то рисунки, ставить на одну доску циников с карандашами и убийц-террористов, стреляющих в посетителей кафе и театров — невозможно. Поэтому больше всего меня волнует сегодня позиция людей, которые называют себя православными, постят в соцсетях иконы Христа и Крест Господень, но в тоже время мстительно радуются случившемуся в Париже. Дескать, вот и к «шарли» (а вместе с ними и ко всей Франции) в ответ на «ветер» с карикатурами про нас, ворвалась «буря» террора. И начинаются рассуждения о промысле Божием, возникает скепсис в ответ на призыв молиться за погибших, выплывают ехидные вопросики: мол, а что теперь «Шарли» будет рисовать…
А между тем, эта раскрепощенная волна злорадства – прямой грех против Христа, Который сказал прямо и однозначно: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:43-45).
На деле, часть наших сестер и братьев по вере ведут себя так, словно им внутренне эта мысль Господа… противна. По крайней мере, если следовать их собственной логике, в отношении врагов ненависть и издевательство вполне допустимы. Для людей называющих себя христианами вполне приемлемо отвечать на цинизм французских сатириков таким же беспрецедентным цинизмом, а то и вовсе джихадистской логикой, когда боевики, льющие чужую кровь, считают себя карающей рукой Господа. Но Христос не давал нам права на суд и нигде не учил тому отношению к событиям и людям, «иконой» которого является «Шарли Эбдо». И тем более, никак не возможно представить себе, чтобы христиане (чьи братья и сестры гибнут сейчас в той же Сирии под ножами подельников парижских боевиков) считали своим примером экстремистов-игиловцев.
Да, «Шарли» никого не убивали. Но «Шарли» — иллюстрация того, как в обществе, тяготеющем к полной секуляризации, идея «Если Бога нет, то всё дозволено» оборачивается крайним цинизмом. А он чужд и неприемлем для христианского сознания также как и джихадистское насилие. Ведь Христос прямо уравнивал унижение человека с убийством:
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной». (Мф. 5:21-22)
Поэтому надо понять и опознать главную опасность для нас в этих разговорчиках «о шарли». Это – двойное искушение. Либо зажить в той системе координат, где можно миллион раз оскорбить своего брата, мстить, злословить, и это будет в порядке вещей. Либо подменить Новый завет и Христа – на прежний «закон», где врага, в том числе иноверца-христианина ненавидят, проклинают, преследуют и убивают.
Оба этих альтернативных способа жить по-своему удобны и привлекательны. Недаром среди нас так много людей секулярных, сторонящихся духовного поиска. И в тоже время все больше представителей совершенно разных народов и социальных групп, которые по собственной воле примыкают к радикальным религиозным течениям.
Христианин не может выбирать между цинизмом «Шарли» и прямотой джихадистского насилия. В его глазах и то, и другое должно стать разными формами одного и того же искушения. Выбор же его должен быть прост: принять это искушение или отвергнуть. Погубить или спасти свою душу. Выбрать жизнь новую, в ином вечном мире, либо тот ад, в котором нет любви, а есть только сила, цинизм и вечное одиночество.
Николаю.
Нет, не передергивает.
Что касается фразы митрополита Филарета - я заметил в последнее время, что ее очень удобно использовать для оправдания ненависти и агрессии.
Митрополит Московский Филарет сказал: "Люби врагов своих, гнушайся врагами Божиими, сокрушай врагов Отечества!"
Подонки из "Шарли" - враги не наши лично, а Божьи. Или автор понятия не имеет о том, что и как они изображали? И одновременно с этим они же - враги еще и своего фрацузского отечества. Потому что из-за их похабной мазни наверняка еще не раз там кровь прольется.
И таких нелюдей автор нам советует благословлять да еще и благотворить им? Да еще и прикрывается словами из Евангелия при этом...
Так может зря у нас посадили в тюрьму баб, сплясавших в главном храме страны? Может надо было им за счет верующих турне по всем храмам Золотого Кольца устроить? Чтобы и у нас потом такая же бойня произошла, да? На чью мельницу автор воду льет?
Стыдно, уважаемый.
И последнее. Уважайте русский язык. Ошибки - это тоже проявление нелюбви. И к себе, и к своему народу, и к своему отечеству. В частном письме - пожалуйста. Но в публичном медиапространстве в материале профессионала...