Православный календарьПравославный календарь
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?

Опыт отказа

28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост

Для тех, кто задумывается, поститься или нет; кто хочет, но не может сделать первый шаг; кто сомневается в своих силах, — предлагаем размышления настоятеля Петропавловского храма г. Саратова игумена Нектария (Морозова) о том, как решиться на пост.

Почему трудно?

    

На самом деле, человеку всегда бывает трудно решиться на что-либо, что причинит ему дискомфорт, особенно если речь идет о чем-то, для его жизни качественно новом. Мы сегодня — существа очень слабые, подверженные воздействию массы каких-то негативных факторов и постоянно склонные искать каких-то утешений, среди которых и вкусная еда. Поэтому человеку, не имеющему достаточного духовного опыта, только-только приступающему к церковной жизни, очень сложно на этот шаг решиться. Можно предложить такое сравнение: вот ты собрался искупаться в реке и поначалу испытываешь нерешимость, вода кажется, как говорится, холодной и мокрой. А потом, когда уже вошел, скоро привыкаешь и даже не хочешь порой выходить. Точно так же абсолютно и в любом деле, и в отношении поста — один раз человеку надо в эту воду войти, и потом ему будет гораздо проще.

Наверное, для того, кто впервые собирается приступить к посту, можно было бы предложить некий «опросник», чтобы разумно подходить к этому, лишь кажущемуся простым, деланию.

Почему я хочу поститься?

Отвечая на этот вопрос, нужно сказать о нескольких моментах. Во-первых, необходимо знать, что пост — это опыт отказа от того, что тебе доставляет наслаждение. Этот опыт является некой базой для всех остальных аскетических деланий человека, в сущности — для борьбы со страстями, потому что победа над страстью каждый раз требует отказа от того, что тебе хочется, будь то какие-то удовольствия, будь то гнев, ведь в гневе кричать — это тоже своего рода наслаждение. Ты отказался в малом — сможешь отказаться в большем, не отказался в малом — в большем, скорее всего, тоже не сможешь.

Во-вторых, пост — дело не только частное, это традиция и правило всей Церкви целиком, поэтому, когда человек начинает поститься, он внутренне соединяется со всей Церковью. Казалось бы, для чего это нужно, ведь христиане и так исповедуют единую веру, объединяются в храме для молитвы? Да, но подвиг, даже такой малый, объединяет гораздо сильнее, потому что, когда ты приносишь какую-то жертву, то всё всерьез, по-настоящему. В остальных случаях ты скорее чем-то пользуешься, а здесь — отдаешь.

Кроме того, многие люди вспоминают, что они христиане, именно тогда, когда оказываются за столом с постной пищей. И тогда приходит такая совсем вроде детская мысль: «а ведь я не только в этом должен быть христианином, но и во всем остальном», но она порой подталкивает человека пересмотреть многое в себе.

Почему я должен поститься? Или не должен?

Слово «должен», с одной стороны, имеет право на существование, с другой стороны, когда человеку говорят: «ты должен, ты обязан», у него рождается какое-то внутреннее противление. Но дело в том, что в Церкви, в христианстве как таковом, ничего невозможно понять и принять без смирения. Самая страшная болезнь современного человека — это гордость, гордыня. И когда он из послушания Церкви принимает на себя иго поста — это то, что его хотя бы в малой-малой степени подводит к смирению, к доброй открытой простоте ребенка, который выполняет, что ему говорят родители. И так для человека открываются очень многие таинства духовной жизни.

Что меня ждет на этом пути?

    

Безусловно, человека ждет некий бунт его плоти, которая, лишившись того, к чему она привыкла, начнет доказывать, что она без этого никак не может обойтись и что это всё очень страшно и тяжело, что не надо так над собой издеваться. Этот момент надо выдержать, не сразу идти на поводу, и спустя какое-то время станет понятно, действительно ли это требование естества или собственной испорченности, которое можно проигнорировать. Если требование естества и человек имеет какое-то заболевание, при котором необходимо вкушение определенных видов пищи, то придется вкушать, потому что эта болезнь уже смиряет естество и чрезмерно над ним измываться не разумно. В то же время любой, даже самый тяжелобольной человек, желая поститься, сможет найти для себя определенную меру поста по силам, отказавшись, например, от каких-то особо любимых блюд без ущерба для здоровья. Ведь важнее всего, как я уже сказал, опыт отказа.

Кроме этого, человека обязательно ожидают какие-то искушения, потому что пост — это время брани, когда враг нашего спасения, диавол, будет стремиться нас, рвущихся таким образом к Небу, обязательно, наоборот, приземлить. Он будет нам мешать в самых разных добрых вещах, а Господь будет это попускать, так как для нас это, в свою очередь, упражнение, которое способствует нашему усовершенствованию в добродетели. Поэтому не надо бояться, а надо для себя из этого упражнения извлекать пользу. То есть пост, прежде всего, должен быть временем, которое человек проводит внимательно и смотрит: что происходит с ним, какие страсти восстают, побеждает ли он их или побеждается ими, почему — и делать выводы.

Чем себе можно помочь? Основные наши помощники — внимание, навык испытывать себя, готовность к искушениям, чтобы они не застали врасплох, и, конечно, усиленная молитва и участие в церковной жизни.

Я далек от мысли, что если человек не ходит еще в храм, то ему поститься не надо, что это совсем бесполезно. Нет, ведь иногда люди, начав поститься, постепенно входят и в церковную жизнь. Это происходит тогда, когда человек постится все-таки ради Бога — не ради диеты или традиции. Как говорит святитель Феофан Затворник, Богу нужен как бы некий повод, чтобы нас помиловать. И пост может стать таким поводом.

А как же Новый год?

Если говорить о чисто гастрономической составляющей, то при современном изобилии товаров, наверное, можно приготовить вполне вкусную, питательную и даже изысканную трапезу, и при этом постную. Если соблюдение поста кем-то из членов семьи вызывает в ней конфликты, то лучше постепенно приучать близких к тому, что ты от чего-то отказываешься.

Что я приобрету в конце этого пути?

Когда человек что-то делает ради Бога, ради своей души, он все-таки не должен думать, что приобретет. Сам труд — это уже приобретение. Не только потому, что отданное возвратится, и тот, кто сеет здесь, в веке будущем пожнет сторицею. Просто возможность отдавать Богу что-либо — это самое огромное счастье, какое только может быть. И не надо далеко ходить за примерами: если один человек другого любит, он что-то для него делает не для того, чтобы в ответ что-то получить, а просто потому, что это для него счастье. И этому можно и нужно учиться.

«Саратовская областная газета» № 216

Игумен Нектарий (Морозов)
Подготовила Инна Стромилова

Источник: Православие и современность

25 ноября 2015 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 72 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
ирина26 ноября 2015, 00:23
Божией помощи о.Нектарий и редакции портала.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Игумен Нектарий (Морозов)

Новые материалы

Выбор читателей

×