Фильм «Якутии небесный покровитель» на минувшей неделе выиграл всероссийский конкурс «ТЭФИ-регион» в номинации «Оператор телевизионных программ/фильмов» по итогам 2015 года. Историческая документальная картина рассказывает о жизни и трудах святителя Иннокентия (Вениаминова) — апостола Сибири и Америки, и, прежде всего, о тех годах, которые он провел в Якутии. В частности, он впервые перевел Евангелие на якутский язык, основал Якутскую епархию и духовную семинарию, открыл многочисленные школы и храмы для народа саха в XIX веке.
Идеолог, автор сценария и оператор фильма — епископ Якутский и Ленский Роман (Лукин) — рассказал «Русской планете» о труде святителя и своем кино.
— Владыка Роман, прежде всего, хотелось бы больше узнать о человеке, которому посвящен фильм — святителе Иннокентии. Какие вехи его биографии вошли в картину?
— Фильм посвящен относительно небольшому периоду с 1853 по 1860 год, когда святитель управлял своей огромной епархией из Якутска. Напомню, что в Камчатскую епархию входил весь Дальний Восток, Аляска и острова.
Жил апостол Сибири и Америки тогда в Спасском мужском монастыре — самой древней обители Дальнего Востока. К несчастью, от монастыря после гражданской войны не осталось ничего. Сейчас мы восстанавливаем его по крупицам. Интерес паломников, как якутян, так и гостей из-за пределов нашей республики, привлекает «келья святителя Иннокентия» — реконструкция кабинета святого архипастыря в недавно восстановленном братском корпусе монастыря.
В фильме мы постарались рассказать об огромной работе, которую святитель Иннокентий провел в Якутии. Надо заметить, что если камчатский и тем более американский периоды его жизни известны достаточно широко, то Якутия оказывается за пределами внимания читателя и зрителя. А ведь для ее народов он потрудился очень много! Первые попытки составления алфавита, первое профессиональное учебное заведение в Якутии, переводы богослужения и Священного Писания... Коренные жители с благодарностью хранят память об этом великом человеке.
Мой предшественник, покойный владыка Зосима, говорил, что, если на улице в Якутии окликнуть: «Иннокентий!» — обернется половина прохожих. Настолько распространено это имя, и это в благодарность святителю.
— Как шла работа над фильмом? Как рождалась режиссерская концепция ленты?
— Я читал четвертый том собрания сочинений святителя Иннокентия, посвященный якутскому периоду его трудов, и выписывал наиболее интересные фрагменты. Хотелось рассказать об этом человеке и его подвиге нашим современникам. Но я не профессионал в области кинематографа, никогда и нигде этому не учился. Работа шла во многом на ощупь, интуитивно.
Постепенно сложилось некое представление, как и кто должен рассказывать. Родилась композиция фильма: самые разные люди, в основном якутяне, продолжатели его дела в области переводов или христианского просвещения, труженики сферы образования и науки, рассказывают о том или ином аспекте его деятельности.
Над фильмом работали разные съемочные группы. Особую благодарность хочется выразить режиссеру и монтажеру Светлане Сивцевой и продюсеру Анжелике Тупицыной. С Анжеликой мы уже несколько лет вместе работаем, она главный редактор телестудии «Якутия православная», телепроекта Якутской епархии «Православный календарь», выходящего еженедельно на телеканале «Союз».
— Кто является для вас авторитетом в кинематографе — среди режиссеров, в частности?
— Я люблю русское кино. В фильме «Якутии небесный покровитель» мы использовали некоторые художественные приемы Андрея Тарковского — например «старение» пленки, превращение цветного кадра в черно-белый. Это не чисто эстетический жест, таким образом показывается, что современность — продолжение дела, начатого в прошлом самим святителем.
— Каков был отклик аудитории на ваш фильм? Что привлекло людей в ленте больше всего?
— Люди, во-первых, ищут информацию о Родине и людях, преданно служивших ей, а во-вторых, хотят слышать о святости. Мы, собственно, и планировали фильм так, чтобы приблизить к нашему современнику личность нашего великого соотечественника.
Зрители приняли фильм благожелательно. Я слышал слова благодарности и от молодежи, и от уже зрелых людей.
Фильм транслировался на телеканалах «НВК-Саха» и «Саха-24», была презентация в центральном кинотеатре Якутска «Лена», мы показывали его учителям, школьникам и студентам республики, диск можно приобрести в церковных лавках. Мы также возили фильм в Москву и показывали слушателям Общецерковной аспирантуры.
— Насколько вообще распространено в нашей стране такое явление, как православное кино? И насколько для вас как для автора (и как для зрителя) важно, чтобы кинокартина имела некую идеологическую, духовную нагрузку?
— Настоящее искусство всегда имеет духовную нагрузку. В нашей стране в силу длительного периода атеизма не так много авторов, говорящих о православии прямо, но, во-первых, в русской культуре, в отличие от европейской, духовные вопросы реже ставятся, что называется, «в лоб». У нас не было традиции театральных постановок по Священному Писанию, и даже сейчас в рождественских сценках стараются обойти образы святых, тем более самого Христа и Богородицы. С XIX века духовных тем касаются осторожно, тактично, намеками.
Во-вторых, темы веры, духовного поиска, поиска подлинного смысла настоящий автор избежать не может. Я уже упоминал пример Андрея Тарковского. Стоит вспомнить, что работал он в годы государственного атеизма.
— Планируете ли вы продолжать свой кинематографический опыт?
— Конкретных планов пока нет. Но, конечно, хотелось бы рассказать в такой же форме короткометражного фильма о подвиге сподвижников святителя Иннокентия. Например, очень яркий и сильный образ у епископа Дионисия — первого епископа Якутского. Его вклад в развитие культуры и в распространение веры среди жителей Якутии до сих пор недооценен.