Первое официальное упоминание о Курской Коренской ярмарке относится к 1708 году. По утверждению историков, до 1764 года она находилась в ведении Знаменского монастыря, а затем была «передана в казну». Императрица Екатерина II распорядилась построить для Коренской ярмарки каменный гостиный двор, однако это не помешало и в дальнейшем, по сути, торговому мероприятию ассоциироваться с крупнейшей духовной площадкой. В правительственных актах Российской империи за 1824 год Курская Коренская названа в числе трех главных ярмарок России наряду с Макарьевской (Нижний Новгород) и Ирбитской (Уральской). Огромное число стекавшегося на ярмарку торгового и посадского люда, крестьян, мастеровых и ремесленников, великое разнообразие товаров, многомиллионные обороты (до 7 млн руб.) помогали характеризовать тогда Курск в целом как Южные торговые ворота России. Товары прибывали не только из различных уголков страны, но и из Италии, Персии, Малой Азии, Турции, Греции, Ионических островов, Австрии. А самыми заметными были конские торги, которые начинались за несколько дней до официального открытия ярмарки. Здесь закупали лошадей для армии и царских конюшен. Табуны в 4–5 тыс. голов сгоняли со всей Центральной России.
Под стенами Знаменского мужского монастыря на площади в 64 десятины располагалось более 600 торговых помещений, 58 гостиниц, 20 трактиров, ипподром, театральный дом, цирковые балаганы. Центром же Коренской стал Гостиный двор, построенный по проекту известного архитектора Джакомо Кваренги, и просторная площадь, вмещавшая до 10 тыс. человек. Здесь же было освящено специальное место для чудотворной иконы «Знамение». За несколько дней до официального открытия ярмарки для ее устройства и управления в Коренную обычно переезжали городская дума в полном составе, полиция, пожарная команда. Тут же устраивалась больница, к которой из Курска командировались аптекарь и врач. Последний осматривал даже все питейные и съестные припасы. Для приезжего люда были выстроены сдаваемые в наем домики с навесами для экипажей.
Из воспоминаний поэта Афанасия Фета: «После обедни мы с братом отправились осматривать ярмарку. Конечно, внимание наше главным образом было привлечено конною площадью, по которой тянулся ряд невысоких столбов, обозначавших отдельные станки для приводных лошадей… По другу сторону дороги в громадных загородях из крепких жердей находились степные дикие лошади. Тут зрелище было гораздо любопытнее. Далее за табунами на прочных столбах с перекладинами висело множество колоколов от малых до весьма значительных размеров. Так как никто не станет покупать колокола, не ознакомившись с его звоном, то всякому предоставлялось право звонить. Поэтому непрерывный звон стоял над всей площадью, заглушая весь остальной гам. Ярмарочная площадь кончалось полуверстным бегом с ярмарочным павильоном посередине. Каждый вечер здесь происходили состязания рысаков, а иногда и лошадей, возящих тяжести. На следующее утро имена победителей становились общим предметом разговоров». А вот что вспоминал писатель Владимир Гиляровский: «Во многих лавках и закрытых клетках пели соловьи, знаменитые курские соловьи, за которые любители платили сотни рублей. На развале пряники, изюм, шептала, урюк горами высились. Гармонисты, песенники, рожечники, гусляры – повсюду. Около материй толпились бабы в паневах, сарафанах и платках и модные бабы-помещицы. Коридор и полы лавок были мягки от свежего душистого сена и травы – душистой мяты и полыни...».
Помешать ярмарочной традиции Курска смогли только трагические события в истории России в конце XIX века. Второе рождение Курская Коренская ярмарка обрела на заре XXI века. Митрополит Ювеналий обратился к губернатору Александру Михайлову с просьбой поддержать возрождение Коренской ярмарки. И получил положительный ответ и поддержку. Глава региона был только рад и уверен, что «возрождение духовных, культурных и экономических традиций, одной из которых является Коренская ярмарка, послужит развитию и процветанию Курской области». И вот уже в сентябре 2001 года ярмарка вновь заявила о себе, а сегодня ее поддерживает руководство Центрального федерального округа, ценят участники из России, множества стран ближнего и дальнего зарубежья. За последние годы гостями ярмарки стали Александр Беглов, Георгий Полтавченко, Евгений Савченко, Никита Михалков, Вячеслав Клыков, Ярослав Евдокимов, Надежда Бабкина, Надежда Чепрага и многие другие. Проведение XVI межрегиональной универсальной оптово-розничной «Курской Коренской ярмарки – 2016» региональные власти запланировали на 1-3 июля будущего года.
Чудесное «Знамение»
Крестный ход, колокольные звоны, молебны – все это исторически предваряло Курскую Коренскую ярмарку: по улицам древнего города несли чудотворную икону Божьей Матери «Знамение» Курскую Коренную. Святыня в сопровождении клириков и паломников шествовала на место своего явления – в Коренную пустынь. Считается, что чудесно явленная в XIII веке икона стала знамением небесной помощи, дарованной свыше благочестивому народу, страждущему от нашествия иноплеменных врагов, грозивших искоренить православную веру. По утверждению летописцев, в сентябре 1295 года двое охотников промышляли в лесу примерно в 30 верстах от Курска. Неожиданно один из них увидел «близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это, он поставил честно обретенную им икону “Знамение” Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси». Событие запечатлено в скульптурной композиции, которая установлена справа при входе в монастырь, расположенный в Коренной пустыни. Ее автор – уроженец села Мармыжи Курской области, знаменитый скульптор, народный художник России, академик, президент Международного фонда славянской письменности и культуры Вячеслав Клыков. Умер в 2006 году. С историей святыни тесно связана судьба и многочисленных памятников архитектуры – курских храмов.
С историей иконы связывают и исцеление Прохора Мошнина, так в детстве звали Серафима Саровского. В 1767 году крестный ход с чудотворной иконой Курской Коренной «Знамение» шел из Знаменского монастыря в Коренную пустынь. Шествие, застигнутое сильным ливнем, свернуло во двор Мошниных, где сильно болел 9-летний Прохор, и никто и не надеялся на его выздоровление. Незадолго перед тем мальчик увидел во сне Божью Матерь, которая обещала посетить и исцелить его. Когда ход оказался в их дворе, мать поднесла болящего Прохора к иконе «Знамение», после чего он стал быстро поправляться. Так икона «Знамение» оказалась связана с житием великого русского чудотворца, сыгравшего столь важную роль в дальнейших судьбах России. С тех пор молитвенное прославление Царицы Небесной стало для преподобного постоянным.
Спустя долгие годы в 2009 году в Россию впервые после долгих десятилетий разлуки на время вернулась чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная – главная святыня русского зарубежья.
Переговорный процесс о ее принесении на родину был начат еще схимитрополитом Ювеналием. Именно он впервые направил письмо с этой просьбой тогдашнему Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей Виталию. В 2007 году, когда произошло эпохальное объединение Русских Православных Церквей, вновь встал вопрос о возвращении иконы. В мае 2007 года во время своего визита в Курскую область Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр лично совершил паломничество в Коренную пустынь, и одной из основных тем его встречи с губернатором Александром Михайловым стало как раз таки принесение чудотворной святыни. Потом были неоднократные встречи и переговоры в Москве, в том числе во время проведения Поместного собора на уровне полпреда президента в ЦФО и главы Русской Православной Церкви. Немалую роль в процессе возвращения иконы в Россию, по словам митрополита Курского и Рыльского Германа, сыграла так называемая «народная дипломатия», ведь сотни русских паломников, которые приходили приклониться к подлиннику иконы, неоднократно обращались с просьбами о ее возвращении к представителям зарубежной церкви. В итоге 5 мая 2009 года на заседании Синода Русской Православной Церкви было получено принципиальное согласие Русской Православной Церкви Заграницей о принесении в Россию Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». По словам Георгия Полтавченко, это событие стало очередным шагом на пути объединения двух церквей.
Для подготовки визита иконы в Россию была создана рабочая группа, возглавил которую протоиерей Серафим Ганн. Зарубежные священники сразу же выдвинули условие – восстановление главного соборного храма Коренной пустыни – Рождества Пресвятой Богородицы.
Курское духовенство внесло встречное предложение. Оно касалось времени пребывания иконы на территории страны. Паломничество на Родину чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» было приурочено к осеннему крестному ходу из Коренной пустыни в Знаменский собор. И вот в 2009 году икону доставили на курскую землю Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион. К этому времени в самые короткие сроки был возрожден соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Эта работа была проведена попечительским советом по возрождению монастыря Коренная пустынь, который возглавляет губернатор Курской области А.Н.Михайлов.
В Курской области уделяется большое внимание осуществлению мер по возрождению духовных традиций, важное место среди которых занимают мероприятия по строительству новых и возрождению существующих храмов. Ярким свидетельством этого является реализуемая в течение последних лет широкомасштабная программа по восстановлению главной святыни Курского края – мужского Рождества Пресвятой Богородицы монастыря «Коренная пустынь» – места явления чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной.
Результатом выполнения программы стали восстановленные в монастыре Белая гостиница, игуменский и братский корпуса, колокольня со святыми вратами. В своем прежнем величии возрожден соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы, освященный в 2009 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Основная задача попечителей – восстановить в прежнем величии и красоте монастырь «Коренная пустынь» как центр православной духовности и паломничества.
А в 2015 году состоялось торжественное открытие памятника Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и высокопреосвященному митрополиту Нью-Йоркскому Лавру, Первоиерарху Русской Православной Церкви За рубежом, – с образом чудотворной иконы «Знамение». Только благодаря их воле и глубокому пониманию истории нашей страны был преодолен раскол Русской Православной Церкви, начавшийся в годы революции и Гражданской войны. В 2007 году в Москве был подписан эпохальный Акт о каноническом единстве Русской Православной Церкви. Воссоединение состоялось. Ниточка объединения православных русских людей, рассеянных после революции по всему миру, проходит именно через Курскую область – это не раз отмечал Святейший Патриарх Алексий II во время личных встреч с губернатором Александром Михайловым.
История Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни
Рассказывая о замечательных памятниках православной культуры курской земли, нельзя не упомянуть о главной ее достопримечательности – о монастыре «Коренная пустынь», который в 1997 году отметил свое 400-летие.
История возникновения этой обители начинается в тринадцатом столетии. В 1295 году в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы «некий благочестивый муж» из города Рыльска, промышляя с товарищами в лесу, в 27 верстах от бывшего Курска, на берегу реки Тускари, нашел лежащую при корне большого вяза икону, повернутую ликом к земле. Как только он поднял ее, увидел источник воды, проистекший в тот же час из-под иконы. Икона оказалась Богородичной – списком «Знамения» новгородской, размером 15,5 х 15,6 см. Поместив икону в дупле того же дерева, охотники немедля срубили небольшую часовню. Впоследствии на этом месте был построен монастырский соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Об этом событии повествует первый из дошедших до нас письменных источников – «Повесть о явлении чудотворной иконы Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Знамения...». Эта рукопись 17 века, хранившаяся в Курском Знаменском монастыре, была широко известна в курском крае благодаря множеству списков, имевших другие названия: например – «Рукописное сказание о явлении и чудесах иконы Знамения Божией Матери по исконному нарицанию Курския». По названию местности икона стала именоваться Курской, а Коренной – потому что была обретена при корнях дерева.
Слава о чудесах Курской Коренной иконы дошла и до Москвы. В 1597 году царь Федор Иоанович пожелал поклониться ей в столице. В связи с этим вспомнили и об исчезнувшем Курске. Царский указ 1597 года повелевал возобновить город на его прежнем месте.
Глубоко знаменательно восстановление города благодаря иконе Божией Матери, так как на Руси издревле особым почитанием пользовались именно богородичные иконы.
В том же 1597 году последовал царский указ о создании мужского монастыря на месте обретения Курской Коренной иконы с церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Туда и препроводили икону из Москвы вместе с «царским иждивением» на построение пустыни. Настоятелем был назначен священник из Рыльска, имевший особое усердие к Коренной иконе, часто совершавший на месте ее явления молебны и иные требы для паломников и богомольцев. В монашестве он получил имя Евфимий.
Из этого видно, что уже в конце XVI века братия Коренной пустыни уже существовала и велись какие-то приготовления к строительству обители.
В «смутные» времена бедствие вновь постигло Коренную пустынь. В 1611 году объединенная орда крымских, ногайских и казанских татар напала на Курский уезд (Курск не был ими взят), тогда «погорели все грамоты и выписи» Коренной пустыни, которая к этому времени обзавелась деловыми бумагами.
Коренная пустынь замышлялась как крупный духовный центр. По жалованным грамотам Федора Иоановича и Бориса Годунова, помимо денег и ценностей, Коренной обители даровались вотчины «в Курском уезде в Обмяцком стану деревня Тазова, да деревня Жерновец, да слобода Служня, да слобода Долгая на реке Тускари, а в тех деревнях и слободах было монастырской земли 600 четей, а перелогом и дикого поля не ведают, сколько четей».
Возникновение в 1615 году монастыря в честь Коренной Знаменской иконы в самом городе поставило пустынь в зависимое положение. Поскольку главная святыня – икона – постоянно пребывала в Курске, то монастырь должен был рано или поздно прийти в упадок.
В 1618 году была освящена деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построены несколько келий, необходимые хозяйственные здания, колодец над источником. В обители находились один монах и четыре послушника, в 1621 году здесь проживало всего четыре монаха. В 1630 году обитель насчитывала 10 человек монашествующих. «Пустынский монастырек», как называли его в те времена, имел несколько почитаемых икон, в том числе один древний список с чудотворной Коренной иконы в серебро-вызолоченном окладе, необходимые богослужебные книги, кресты с мощами, колокола, прочую утварь, но не имел даже ограды. Сень над святым источником была покрыта лубьем, церковь – тесом, многие здания – соломой.
И тем не менее сюда уже начались крестные ходы. Согласно преданию, в первый раз Курская Коренная икона была принесена из города в пустынь в 1618 году по случаю освящения первой деревянной церкви Рождества Богородицы, в 9-ю пятницу после Пасхи, и тогда же здесь состоялся торг. Икона пребывала в Коренной всего три дня. В 1667 году в Коренной пустыни жили только четыре монаха. Хозяйство монастыря приходило в упадок, здания обветшали. В это время чудотворную икону посылали на Дон для сбора милостыни в пользу пустыни.
Обитель начинает оживать в начале XVIII века, когда миновала опасность татарских набегов. По документам 1701 года здесь пребывало семь монашествующих с уставом, близким к общежительному. Настоятели из иеромонахов назначались в чине «строителей».
Впервые за прошедшие 100 лет были построены каменные здания. Большую помощь в строительстве монастыря оказали местные дворяне.
В одном из описаний монастыря сказано: «Петр Великий перед Полтавской битвой вместе с фельдмаршалом Б.П.Шереметевым заезжал в Коренную пустынь и молился перед иконой о даровании победы».
В другом источнике говорится, что Б.П.Шереметев по дороге из Украины в Москву посетил Коренную пустынь и, испытав благодать святого источника, пожелал воздвигнуть над ним храм, тем самым выразив свою посильную благодарность Матери Божией, «Единой имущей непобедимую победу». Граф выделил необходимые средства и поставил своего смотрителя за работами. Один из антиминсов храма Живоносного источника был освящен в 1752 году святителем Иоасафом Белгородским. Тогда же был сооружен каменный крытый ход от этой церкви до верхней площадки монастыря у соборного храма.
В 1792 году состоялся первый (по возобновлении) крестный ход в Коренную пустынь, после которого в Синод последовало прошение об учреждении «общежительства», так как без него тысячи людей были вынуждены совершать соборное богослужение, молебны и акафисты в пустыни «с крайним небрежением». С того времени до 1819 года в Коренной пустыни было свершено много славных дел: освящена уже четвертая церковь – Всех святых – в братской трапезной с кельями; в 30-х годах заработал монастырский кирпичный завод, производивший 300 тыс. штук кирпича в год. Мельница у села Долгого обеспечивала монастырь мукой. В 1825 году монастырю отошел по завещанию двор купца Гладкова в Курске, который стал чем-то вроде подворья обители. В 1832-1835 годах, при архимандрите Паисии, были построены знаменитые крытые с окнами величественные каменные сходы от верхней площадки монастыря к церкви Живоносного источника.
В 1825 году был заложен соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы по проекту, выбранному известным курским помещиком графом Клейнмихелем, имевшим на то поручение правительства. Освященный в 1860 году новый храм представлял один из лучших образцов русско-византийского стиля. Была обновлена и церковь Живоносного источника. В центре ее, перед алтарем, находился огороженный железной решеткой колодец; в металлический чан, сооруженный для лучшего течения воды Коренного источника, верующие имели обыкновение бросать серебряные и медные деньги; иногда собиралась немалая сумма. Южные двери храма выходили на небольшой дворик, на западной стороне которого покатость была обсечена отвесно и вымощена камнем; неподалеку сквозь проделанное в камне отверстие можно было увидеть корень того самого вяза, у которого, согласно летописям, была найдена в 1295 году чудотворная икона Знамения Божией Матери.
В 1875 году, при архимандрите Иоанникии, была построена пятая по счету монастырская церковь – в честь иконы Божией Матери Знамения на другом холме обители, через овраг. Близ этого храма был выстроен также одноэтажный корпус для братии, среди крыши его – небольшая колокольня. При этом в храме было устроено еще одно – четвертое – скромное кладбище для погребения братии и благодетелей обители. Совершенствовалась духовная подвижническая жизнь монашествующих. В XIX – начале XX века Коренная пустынь приобрела тот вид, в котором она запомнилась очевидцам. От святых ворот ближе к рыночной площади были построены еще одни ворота с колокольней. Перед монастырем высились две гостиницы, внутри монастыря возникли каменный настоятельский корпус, братские корпуса, трапезная с церковью, гостиничные и больничные корпуса, другие постройки.
В 1918 году на сходе бедноты было принято решение дать местечку Коренная пустынь новое название – Свобода. В это же время монастырь лишили права юридического лица, а в 1922 году согласно «Декрету ВЦИК 16 февраля…» состоялось изъятие монастырских ценностей – окладов икон, Евангелий, крестов, облачения и многого другого. В октябре 1923-го пустынь закрыли, а многочисленную братию распустили. Оставшиеся ценности, в том числе и уникальную библиотеку, разграбили. Были разрушены и разобраны на кирпич все храмы обители, крытые сходы к источнику, два яруса колокольни и ее шатровый верх, на въездных вратах уничтожены навершия с крестами, разобрана часовня на корню – место обретения чудотворного образа – и многие другие строения. Изменились и монастырские окрестности. Богородицкий лес – реликтовые дубравы, создававшие особый неповторимый целебный воздух, – вырубили. Светлые поляны леса и прибрежные луга давали возможность заготавливать лекарственные травы и растения, которые умело использовали коренские монахи. На месте разрушенного храма Рождества Богородицы в тридцатые годы был сооружен фонтан, украшенный фигурами гипсовых медведей. К этому времени здесь разместился санаторий «Свобода», а после Великой Отечественной войны в уцелевших монастырских зданиях было организовано ремесленное училище.
И лишь под конец советской эпохи, в августе 1989 года, Коренную пустынь вернули Курской епархии. А уже 15 августа состоялась первая служба (после 66 лет забвения) на месте, где стоял величественный храм обители во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Уже в 1990 году в первозданном виде были отреставрированы въездные врата обители. В 1991 году восстановлены колокольня над Святыми вратами и монастырская трапезная. Осенью того же года был освящен храм Рождества Пресвятой Богородицы, восстановлен келейный корпус. На новом месте выстроен большой хозяйственный двор монастыря, где устроен скит с домовой церковью преподобного Серафима Саровского. 11 декабря 2004 года в историко-культурном центре состоялось первое заседание попечительского совета по возрождению мужского Рождества Пресвятой Богородицы монастыря «Коренная пустынь». Принятые советом программы позволили выполнить большой объем работ – восстановлены здания Архиерейской гостиницы, игуменского корпуса, отремонтирован храм Рождества Пресвятой Богородицы, восстановлена роспись Святых врат, проведена газификация монастыря. На месте когда-то разрушенного воссоздан главный соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Восстановили галерею сходов, храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник». Его отличительной и уникальной особенностью стал фарфоровый иконостас, выполненный екатеринбургскими мастерами.
Обычным для монастырей считается наличие нескольких храмов. Сегодня главный монастырский храм пустыни – собор Рождества Пресвятой Богородицы – освящен святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом 24 сентября 2009 года, правый придел освящен архиерейским чином 22 декабря 2011-го в честь Рождества Иоанна Предтечи. Храм Рождества Пресвятой Богородицы освящен святейшим патриархом Алексием II 19 сентября 1991 года. Храм Казанской иконы Божией Матери освящен архиерейским чином 21 июля 1991 года. Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» освящен архиерейским чином 24 сентября 2012 года. Храм великомученика Пантелеимона (Больничный корпус), храм преподобного Серафима Саровского на подворье монастыря. Не иссякли и святые источники Коренной пустыни. В обители их шесть: источник на месте явления чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной в 1295 году, источник святого Николая Чудотворца, источник преподобного Серафима Саровского, источник Казанской иконы Божией Матери, источники великомученика Пантелеимона и на подворье. Также есть купели для омовения.
В пустыне хранится множество духовных сокровищ русской культуры. Так, в монастыре находится старый список с чудотворной иконы, написанный приблизительно в XIX веке на святой горе Афон. С ним совершаются крестные ходы вокруг собора Рождества Пресвятой Богородицы под воскресные службы и в дни бденных святых. В Казанском храме находится икона Божией Матери «Избавительница», написанная в 1863 году на святой горе Афон, а в храме Рождества Пресвятой Богородицы – икона преподобного Серафима Саровского с частицей святых мощей. В монастыре в Соборном храме находится один большой мощевик с мощами преподобных Киево-Печерских и Оптинских старцев и два мощевика с мощами святителей, преподобных, праведных и мучеников. Список или чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная приносятся на летнее время из Знаменского монастыря города. Вновь став всенародным праздником, крестный ход в Коренную пустынь привлекает тысячи паломников из ближнего и дальнего зарубежья.
А на месте нынешнего величественного Знаменского кафедрального собора располагалась святая обитель, сооруженная еще в начале XVII столетия. Когда в 1612 году при нашествии семидесятитысячного войска польско-литовских интервентов курская земля была захвачена и разорена, то неприступной для врагов осталась героически оборонявшаяся под предводительством воеводы Юрия Татищева крепость Курска. Свое спасение горожане приписывали заступничеству Божией Матери и тогда же дали обет основать в память об этом событии монастырь. Так на месте нынешнего собора была первоначально возведена деревянная церковь, освященная в честь Рождества Богородицы. Спустя три года по особому челобитию жителей Курска царь Михаил Романов повелел возвратить им древнейшую святыню – чудотворную икону Богородицы «Знамение» Курскую Коренную, до той поры пребывавшую в царских палатах Москвы. Уже в середине XVII века по царскому указу Алексея Михайловича на месте деревянного был заложен и к 1680 году выстроен каменный храм во имя иконы «Знамение» с двумя приделами. Большой пятидесятипудовый колокол был поднесен в дар государями Иоанном и Петром Алексеевичами. Его звон около трехсот лет призывал горожан к молитве, и только во второй половине XIX века он треснул и был снят с колокольни.
Строительство большого Знаменского собора началось в 1815 году и продолжалось в течение десяти лет. Это монументальное сооружение закладывалось как памятник победы в Отечественной войне 1812 года. По благословению архиепископа Курского и Белгородского Феоктиста (Мочульского), управлявшего епархией с 1787 по 1818 год, руководство строительством было возложено на архимандрита Палладия (Белевцева), бывшего до сего времени настоятелем Курской Коренной пустыни, в прошлом артиллерийского офицера, родом из местных дворян. Сооружался собор на пожертвования граждан и монастырские доходы, свою лепту внес и архиепископ Феоктист. В 1818 году он завещал крупную сумму на благоустройство храма. Сооружение завершилось к 1826 году, а 13 января собор торжественно освятили. По мнению экспертов, стиль классицизма, присущий архитектуре Знаменского собора, отразил в себе черты западноевропейского ренессанса, созвучного эпохе императорской России. Та же эстетика отличала декор всех элементов интерьера. Традиционная крестово-купольная конструкция храма имела сильно удлиненную западную часть. Центральная же, над которой возвышался световой барабан, увенчали грандиозным сферическим куполом 20-метрового диаметра. Высота подкупольного пространства – 48 м. Кирпичная кладка снаружи была облицована «мячковским» камнем, вывезенным из подмосковного села Мячково, толщина стен у основания доходила до 5,7 м. Здание, помимо основного купола, увенчано четырьмя малыми главами. Все три фасада с севера, юга и запада, а также алтарную апсиду украшают колонны с капителями коринфского ордера. В 1826 году над трапезной частью храма были возведены две невысокие колокольные башни по образу Александро-Невской лавры, на одной из них, северной, обращенной к Красной площади, установили часы с боем. Главный алтарь собора был посвящен иконе Пресвятой Богородицы «Знамение» Курской Коренной.
Знаменский собор, конечно, не обошли стороной послереволюционные разорение и поругание. Но он все же не был разрушен до основания, хотя и закрылся в 1924 году, лишился крестов и колокольни. Собирались сносить даже главный купол, но ограничились разрушением четырех малых. В 1937 году здание переоборудовали под кинотеатр «Октябрь» с залом на 800 мест прямо под куполом, в алтаре установили кинопроекторы, на обоих этажах трапезной части храма устроили музыкальные фойе.
Во время Великой Отечественной войны в 1943 году собор, как и большую часть города, подожгли отступающие немцы. Здание полностью выгорело изнутри, произошло частичное разрушение купола. А в 50-х началась основательная перестройка бывшего собора под двухзальный кинотеатр. Внешняя и внутренняя реконструкция нанесла столь значительный урон архитектуре, что в облике здания уже не оставалось ничего напоминающего об изначальном предназначении. Уже в 90-х в новой стране состоялась передача Знаменского собора Русской православной церкви. В его стенах сразу же начали совершаться регулярные богослужения – прямо под сенью строительных лесов, на фоне непрекращавшихся восстановительных работ. Строителям, к примеру, пришлось убрать 12 мощных железобетонных колонн, поддерживавших внутренний фальшивый купол, которым замуровали световой барабан главного купола, разобрать лестничные пролеты и перекрытия между двумя зрительными залами, снести все лишние перегородки. Всего рабочие вывезти из собора более 600 тонн железобетонных конструкций.
Только к осени 1999-го здание освободилось от инородных сооружений. Строители приступили к возведению малых куполов, а весной следующего года на них уже устанавливали кресты. В августе 2000 года крыша собора была покрыта медью, началось строительство колокольни. Затем последовали еще два знаменательных события. Общее руководство всеми восстановительными работами осуществлял главный архитектор Курска Валерий Михайлов, а оформлением интерьера обновленного Знаменского собора занимался коллектив художников Российской академии художеств из Санкт-Петербурга. Целый год специалисты под руководством академика живописи Александра Быстрова трудились над разработкой эскизов росписи курского собора. Еще через полгода была изготовлена большая витражная икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная для алтаря собора. В начале июля 2004 года к празднованию 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского преображенный собор предстал перед курянами. В городе к тому времени уже возродилась древняя традиция ежегодных крестных ходов – как и в дореволюционной России, каждую весну в девятую пятницу по Пасхе в Коренную пустынь и 25 сентября в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы из Коренной в Курск.
Воскресенская церковь – уникальный памятник истории. Об этом рассказала начальник управления по охране объектов культурного наследия Курской области Елена Прохоренко.
Постройка храма относится к 1832 году. Первоначально на его месте была деревянная церковь. Потом монахи приняли решение построить капитальный кирпичный храм. В процессе проектных работ специалисты пытались по утраченным частям найти его аналоги. Он построен в византийском стиле и по историческим описаниям был разноцветным. Что подразумевалось под этим, сейчас и выясняют сотрудники управления. Фотографий, к сожалению, не осталось. Все входы в храм абсолютно разные, с различными арочными проемами – в этом тоже уникальность строения. По мнению специалистов, в России таких храмов, аналогов такого византийского стиля, нет. Что касается археологического слоя вокруг храма – это центральная часть древнего города. Первоначально здесь были найдены частокол, поселение людей, крепость.
Первая датировка находок уходит к 1032 году – путь для исследования. Археологи уже раскопали первый этаж Воскресенского храма. Все находки относятся к 10-12-му векам: найдены бронзовый браслет, керамическая посуда, бронзовый крестик, перстень византийских мастеров с изображением Святого Духа, остатки бронзового кольца. Так называемый «городской» слой уходит на 5 м вниз, поэтому обещает еще много интересных находок. В начале XXI века храм вернули православной церкви для восстановления. Благодаря попечительскому совету по комплексному возрождению мужского Рождества Пресвятой Богородицы монастыря «Коренная пустынь», который возглавил губернатор Александр Михайлов, начались ремонтно-реставрационные работы. Этому объекту в текущем году было уделено основное внимание. В церкви уже сделан цветной мраморный пол, изготовлены резные деревянные и металлические ворота для входов, завершены штукатурные работы и реставрация старой росписи, готов и проект для новой росписи стен и колонн. Многое сделано по части коммуникаций, что было крайне сложно. Чтобы продолжить реставрацию храма, сейчас необходимо закончить земляные раскопки для изъятия ценных археологических предметов, которые здесь уже обнаружены. На это требуются дополнительные средства.
Знакомство с церковным зодчеством
На улице Максима Горького, 27, ранее называвшейся Сергиевской (в честь преподобного Сергия Радонежского), блистают золотом купола Курского Сергиево-Казанского кафедрального собора. Согласно летописям, впервые к его строительству приступили в 1752 году, а окончили в 1778-м. Причем нижний (будничный) храм был освящен в 1762 году во имя преподобного Сергия Радонежского, верхний (праздничный) – в 1778-м в честь Казанской иконы Божией Матери. Средства на постройку собирались среди прихожан, большой вклад внес купец Карп Первышев, а подряд на возведение храма взял курский купец Исидор Мошнин, в семье которого родился преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор). Но сам Исидор вскоре умер, а завершила строительство его супруга Агафия. Многочисленные исследователи не сомневаются, что авторство собора принадлежит школе великого архитектора Растрелли. Собор, разделяющийся на алтарную часть – собственно храм, трапезную и притвор, имеет вид прямоугольника шириной около 16 м и длинной около 33 м с пятигранной алтарной апсидой. Главная часть собора – двухэтажное здание, которое завершается четвериком, несущим восьмигранный купол с таким же числом окон. В центре купола – четырехцветный фонарь, с которого к небу устремляются золотые купола с крестом.
История Воскресенско-Ильинского храма восходит к далеким событиям начала XVII века. В то время на его месте располагался «убогий дом», где находили последний приют лица, которые по канонам того времени не могли быть похоронены на кладбище, а именно безродные и не имевшие крова, «убогие», нищие, люди, умершие во время мора. Иногда при «убогих домах» основывались монастыри, именовавшиеся «божедомскими». Именно тогда, в 1619 году, инок Корниил Брагин дал «вклад по записи» в Рождество-Богородицкую церковь Курского мужского монастыря, основав таким образом Божедомский монастырь. Посвящен он был святым Илии Пророку и Николаю Чудотворцу. Божедомский монастырь со временем «влился» в состав Рождество-Богородицкого монастыря, который с 1649 года стал именоваться Знаменским. А деревянная церковь бывшего монастыря стала приходской. Среди прихожан этого храма был и юный Прохор Мошнин – будущий преподобный Серафим Саровский, которого в младенчестве крестили в этом храме. Здесь же в 1760 году отпевали его отца. Вскоре тщанием жертвователей прихода вместо деревянной была воздвигнута каменная церковь во имя Илии Пророка, освященная в 1768 году. А в 1788 году Ильинский храм получил еще один престол, став главным в городе (до 1833 года). Когда в 1833 году состоялся перевод архиерейской кафедры из Белгорода в Курск, Сергиевская церковь стала кафедральным собором, Ильинский храм стал вторым после нее по общественной значимости приходом.
Образцовым содержанием храм во многом был обязан деятельности его церковных старост, которыми долгое время были представители известного купеческого рода Гладковых. В 1910 году они капитально отремонтировали Ильинскую церковь, на что братья Гладковы израсходовали из своих средств 10 тыс. руб. Поштукатурили стены, заменили кровлю, постелили дубовый паркет, позолотили крест и маковки. И самое замечательное – по эскизам выдающегося русского художника Апполинария Михайловича Васнецова, которыми он пользовался при росписи Владимирского собора в Киеве, были расписаны фасад и интерьеры Ильинского храма. Роспись храма выполнил, как явствует из надписи на стене, «придворный поставщик Н.Я.Епанечников».
После революции храм лишился многого из того, чем обладал прежде: собственного дома, 400 томов церковной библиотеки, метрических книг, хранившихся с 1774 года. После его закрытия в 1926 году здесь на долгие годы разместился губархив. Во время войны здание серьезно не пострадало. Большой урон его архитектуре был нанесен позже, когда вместо шатровой колокольни и бывшего церковного дома было возведено здание Дома книги. В результате оставшаяся часть храма оказалась на долгие годы скрытой от глаз курян высокими стенами новой постройки. В январе 1995 года Воскресенско-Ильинский храм был наконец-то возвращен Курской епархии, и в нем вновь зазвучала молитва.