Православный календарьПравославный календарь
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.

Зачем нужен пост и в чем его отличие от вегетарианства и от диеты?

Из книги «Во что мы веруем? Вопросы и ответы».

    

В чем необходимость поста? Человек изначально создан как единство души и тела, которые призваны совместно подчиняться духовному, небесному и Божественному. Грех внес дисгармонию, и потому в нашей жизни бывает, что в естестве возникают страстные пожелания, при которых тело словно не хочет слушаться души, да и сама душа стремится к плотской жизни. Уврачевать это внутреннее расстройство и помогает пост, во время которого мы воздерживаемся от пищи животного происхождения, а также от пустого времяпрепровождения и земной суеты, посвящая себя духовному восхождению к Богу. Чтобы взойти к Богу, необходимо преодолеть свой эгоизм, а эгоизм проявляется в наших греховных страстях, стало быть, важно побеждать свои страсти, чему как раз и способствует пост. Поэтому соблюдение христианином постов есть проявление любви к Богу и наглядное предпочтение духовного телесному.

А если вкратце сказать об упомянутых в вопросе отличиях, то можно ответить так: диета – методика оздоровительного питания, вегетарианство – идеологический отказ от животной пищи, а пост – духовное делание, которому мы стараемся подчинить не только душу, но и плоть. Здесь явное различие в целях и исходных побуждениях.

Диета действует в области физиологии. Диета вызвана исключительно телесными потребностями, в частности расстроенным телесным здоровьем. Предписанная врачами и необходимая для поправления здоровья, диета не осуждается Церковью, более того, уже при диете человек учится ограничивать пожелания своего телесного естества. Но диета еще не есть пост, потому что пост – это не только телесное воздержание, а целокупное действие духа, души и тела. Иногда к священникам подходят невоцерковленные люди, и на вопрос, постятся ли они, отвечают, что мяса они вообще не едят. Само по себе невкушение мяса еще не есть пост, но пост – это, при невкушении скоромной пищи и воздержании от супружеских отношений, еще и особый, более трезвенный, покаянный настрой души, это и воздержание от участия в мирских увеселениях, и приготовление к исповеди, и увеличение своего молитвенного правила.

В отличие от диеты, вегетарианство исходит не из физиологической необходимости, а из идеологии. В частности, некоторые люди отказываются от вкушения мясной пищи ввиду жалости к животным и ввиду мировоззренческого неприятия умерщвления животных. То есть это выбор пищи в зависимости от своих душевных побуждений, но который всецело простирается в плоскости земной, не имея духовного вектора, ибо вопрос о вкушении мясной пищи ясно разрешается Божественным Откровением (см. Быт. 9:2–3).

В отличие от диеты и от вегетарианства, пост – это духовное делание, целью которого ставится подчинение телесных и душевных чувств духовным начинаниям. В христианской письменности тело иногда сравнивается с музыкальным инструментом, а душа с музыкантом, который должен извлечь из этого инструмента гармоничную мелодию. Если инструмент поврежден или его струны расстроены, музыкант не сможет добиться возвышенных звуков. Но если и музыкант не достаточно обучен, успеха у него тем более не будет. Христианский пост есть воспитание души, обучение ее духовным навыкам, а также – врачевание тела от греховных страстей, дабы естество человека могло служить Богу гармоничной духовной жизнью.

Священник Валерий Духанин

16 декабря 2015 г.

Рейтинг: 8.7 Голосов: 208 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Игорь17 декабря 2015, 16:19
Все верно, но только вот супружеские отношения не являются нарушением поста.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×