Из-за чего произошло разделение на разные племена и народы? На каком языке разговаривал Христос? Почему нельзя сквернословить? На эти и другие вопросы отвечает владыка Антоний, митрополит Бориспольский и Броварской, Управляющий делами Украинской Православной Церкви.
— В глубокой древности люди разговаривали на одном наречии. Каким же образом произошло разделение на множество языков?
— Рассказ о разделении первоначального единого языка человечества на множество наречий содержится в Ветхом Завете: на всей земле был один язык и одно наречие (Быт. 11: 1). После всемирного потопа потомки Ноя поселились в земле Сеннаар. Там они решили построить себе город и башню, высотою до небес. Цель затеянного грандиозного строительства указана предельно ясно: люди решили сделать себе имя. То есть, речь идет о проявлении высокомерия и гордыни. Святой Ефрем Сирин обращает внимание на то, что вавилонским строителям не от кого было защищаться. Ведь тогда на земле других народов просто не существовало. И потому воздвижение башни до небес нужно понимать как вызов, брошенный Богу. Кстати, с библейской точки зрения возникновение городов оценивается негативно.
— Чем это вызвано?
— Первым градостроителем был Каин, отверженный от Бога. Потому и строительство в Вавилоне описывается как греховный замысел. Именно тогда Господь и решил смешать языки, чтобы один не понимал речи другого (Быт. 11: 7). После этого люди уже не смогли строить и рассеялись по всей земле. Отсюда в обиход и вошло словосочетание «Вавилонская башня». Данное чудо превосходит наше понимание. Господь особым образом вмешивается в человеческую историю и меняет ее. Именно с этого таинственного момента начинается разделение человечества на разные народы. Происходит особое божественное действие. Смешение языков сделало невозможным объединение человечества для реализации богоборческих замыслов.
— А на каком языке говорили в Палестине времен Христа?
— Там была особая языковая ситуация. В быту обычно разговаривали по-арамейски. При этом, конечно же, понимали и древнееврейский, на котором в синагоге читали Священное Писание. Языком межнационального общения во всем Средиземноморье был греческий (его знали многие евреи, хотя и в разной степени). Кроме того, римская администрация и легионеры принесли свою латынь. Вполне очевидно, что Христос использовал не только еврейский, но и арамейский. Об этом свидетельствуют Его слова на кресте: Или, Или! Лама савахфани (Мф. 27: 46). Кроме того, Господь говорил с Пилатом без переводчика. Библеисты предполагают, что они общались по-гречески.
— Отправляя апостолов на проповедь, Христос сказал: идите, научите все народы (Мф. 28: 19). Но ведь большинство из них были необразованными рыбаками, которые даже на еврейском говорили с галилейским акцентом. Как они могли просветить весь мир, говоривший к тому времени на десятках, если не сотнях языков?
— В своей прощальной беседе на Тайной Вечере Христос пообещал послать Утешителя. Это было предсказание о сошествии на апостолов Святого Духа, Который и должен был помочь им в деле проповеди Евангелия. В 50-й день после Вознесения Христа на апостолов сошел Святой Дух, после чего у них открылся дар понимания разных языков.
— Наверное, поэтому День Пятидесятницы в церковной традиции понимается как параллель к вавилонскому смешению языков...
— Можно и так сказать. Если в Вавилоне произошло раздробление человечества, то в праздник Пятидесятницы наступило восстановление этого единства. Святой Дух в вечности исходит от Бога Отца, а в мир приходит благодаря миссии, совершенной Богом Сыном. И вавилонское смешение языков, и дар языков апостолам — особые действия всех Лиц Святой Троицы. В первом (ветхозаветном) случае Бог чудесным образом прекращает реализацию греховного замысла людей, во втором (новозаветном) — спасает все человечество. Церковные песнопения в праздник Пятидесятницы напоминают о том, что Господь через апостолов призывает всех к единению.
— Таким образом, существующее разделение на различные народы — результат греха. Означает ли это, что Церковь отвергает национальные различия между людьми?
— Христианин не должен игнорировать те реалии, в которых Господь определил ему жить. Имея универсальный вселенский характер, Церковь всегда поддерживала все лучшее, что есть в каждой нации. Она освящает национальные культуры и возвышает их, но в то же время не может строиться по национальному принципу. Как писал апостол Павел, во Христе уже нет ни Еллина, ни Иудея, ни <...> варвара, Скифа (Кол. 3: 11). Это значит, что в Церкви уже не являются определяющими ни национальные, ни социальные, ни политические, ни прочие факторы, разделяющие людей.
— В каждом народе есть свои, так называемые «крепкие» выражения. Какова природа этой «болезни»?
— Нецензурная брань — своеобразный духовный вирус, который поражает нашу речь. Это проявление той порчи, которую унаследовала падшая человеческая природа. В нашем языке грех находит свое прямое выражение в непристойных словах. Иисус Христос сказал Своим ученикам, что человека оскверняет то, что выходит из его уст. И когда апостолы не поняли этих слов, Он пояснил: исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека (Мф. 15: 18–20). Сердце, зараженное грехом, рождает злые помыслы. Если мы их сразу же не отвергаем, а позволяем облечься в слова, то тем самым оскверняемся.
— К сожалению, сквернословие — привычный способ общения для многих. К примеру, в армии и на флоте матерщина даже «героизируется» с целью «воодушевления» на подвиги. Неужели мат — это источник какой-то дополнительной силы?
— Современные исследования в области филологии и психологии показывают, что ненормативная лексика выполняет множество различных функций. Она может быть прямо противоположной: в одних случаях брань употребляется для унижения собеседника, в других — чтобы подчеркнуть свое равенство с ним. Ненормативная лексика выступает как спонтанная реакция на неприятную ситуацию или, наоборот, как эмоциональное выражение восторга. Подростки, ругаясь, выражают социальный протест. Во время войны солдаты нередко подбадривают себя матом, собираясь в атаку. Очень часто употребляют нецензурные выражения, даже не задумываясь об их значении. Но ругань все равно остается руганью. Апостол Павел пишет: никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших (Еф. 4: 29). Тем самым он прямо запрещает любое сквернословие.
— Получается, что мат — антипод молитвы, «молитва наоборот». Если молитва освящает человека, то ругательства — оскверняют. Как быть тем, кого неудержимо тянет к таким «крепким» выражениям?
— Порой легче укротить дикого зверя, чем свой язык. Апостол Иаков называет его неудержимым злом, исполненным смертоносного яда: язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны (Иак. 3: 6). Далее он поясняет, что плох не язык сам по себе: проблема в человеке, использующем речь во зло. Цена каждого сказанного слова безмерно высока. Господь Иисус Христос говорит, что мы от своих слов будем либо оправданы, либо осуждены. Даже за каждое сказанное праздное слово дадим ответ на Страшном суде. Тем более мы ответим за скверные и бранные слова. Помня об этом, нужно делать усилие, чтобы обуздывать свои страсти, которые толкают нас к употреблению гнилых слов. Лучше промолчать, чем промолвить дурное слово.
— А что делать тем, которые хотят говорить, причем говорить красиво? Как научиться ярким и убедительным речам?
— Еще в Древнем Риме был открыт простой закон: кто хочет выступать публично, тот должен научиться говорить просто и естественно. Как сказал Цицерон, «всякое душевное движение имеет от природы свое собственное обличье, голос и осанку; а все тело человека и лицо и его голос, подобно струнам лиры, звучат соответственно тронувшему их душевному движению». Нужно устранить то, что препятствует естественно выражать свои мысли, и выявить то, что этому помогает. Необходимо установить правильную связь между внутренними душевными движениями и их внешними выражениями. Таким образом, можно научиться правильно использовать тот уникальный инструмент, которым наделил нас Господь.
Церковная православная газета