«Любой внимательный человек, старающийся жить согласно заповедям Христовым, чувствует Промысл Божий в своей жизни. Ведь все события, которые с нами происходят, не случайны», — говорит клирик Покровского храма города Саратова священник Александр Сирин. Батюшка рассказал нам несколько историй, в том числе и из своей биографии, в которых действие Промысла Божия особенно очевидно.
Письмо
Я из Краснодарского края, из города Лабинска — там прошло мое детство, там окончил школу. В выпускном классе передо мной, как и перед всеми моими сверстниками, встал вопрос: какую профессиональную стезю выбрать? Я успешно учился в музыкальной школе и рассматривал вариант поступить в музыкальное училище. Задумывался и о духовной семинарии — семья у нас верующая, в церковь ходил с детства,— но такой перспективы боялся. Шестнадцатилетний мальчишка из провинции — как я поеду в столичный город, как буду поступать? Я усердно молился и просил Бога, чтобы Он открыл мне, какой путь избрать.
В начале 90-х я ездил в Москву, побывал и в Троице-Сергиевой Лавре. Там я узнал, что есть в этой обители два опытных в духовной жизни старца — архимандрит Кирилл (Павлов) и архимандрит Наум (Байбородин). И я решил написать письмо отцу Кириллу, духовнику лаврской братии, спросить его совета и благословения. И дал себе зарок: если ответит отец Кирилл, если благословит меня, значит, есть воля Божия на то, чтобы поступать мне в семинарию.
Письмо написал в октябре 1996 года. Немного рассказал о себе, о своей жизни. Мой брат предупредил меня, что отцу Кириллу ежедневно приходят сотни писем, потому маловероятно, что письмо мое ему вообще попадется.
Прошла осень, затем зима, я уже практически отчаялся — и вдруг в марте приходит письмо от отца Кирилла: его почерк, его подпись! До сих пор помню это письмо наизусть. Батюшка благословил поступать в семинарию, написал: «Это твой путь». Еще он подсказал, какие книги стоит прочесть, чтобы лучше подготовиться к поступлению, и дал несколько советов, касающихся лично меня, словно предвидел некоторые мои немощи и недостатки. А еще прислал мне иконочки.
Я воспринял благословение отца Кирилла как благословение Божие. У меня появилась твердая решимость поступать в семинарию и уверенность в том, что я поступлю. Я стал готовиться.
Когда приехал на экзамены в Московскую духовную семинарию, уверенности немного поубавилось. Был очень большой конкурс — пять человек на место, а многие абитуриенты были уже с высшим образованием. Меня снова одолели сомнения, но вспоминал про письмо отца Кирилла и успокаивался.
Не знаю, как описать свое состояние, когда я узнал, что поступил. Такая это была большая радость! Очень согревало ощущение, что начало моего пути к священническому служению ознаменовалось таким чудом.
«Не твое, ищи себе другую!»
С отцом Кириллом я виделся потом неоднократно. В конце 90-х он еще служил: жил в Переделкино, в резиденции Святейшего Патриарха Алексия II, а по большим праздникам приезжал в Лавру, совершал богослужения, исповедовал. Я просил у него благословения в самые важные моменты моей жизни.
Когда я учился в семинарии, мне нравилась одна девушка. Мы дружили с ней уже несколько месяцев, и я решился взять у отца Кирилла благословение на брак.
В тот день на Литургии, которую совершал отец Кирилл, я пел в хоре и всю службу усердно молился: «Господи, открой мне Свою волю! Открой через отца Кирилла, быть нам с ней вместе или не быть». Прихожу к батюшке, рассказываю про невесту, а он отвечает: «Не твое, ищи себе другую».
Для меня это был такой стресс! В голове не вмещалось: как, почему? Но не благословил отец Кирилл — и как-то с той девушкой все сразу разладилось: то я мимо пройду, то она меня не заметит, обиды непонятные. Стараешься изо всех сил, а ничего не выходит, нет воли Божией — и не получается.
И так было несколько раз, когда отец Кирилл не благословлял на какое-то дело. Мне бывало, конечно, не по себе, когда мои желания расходились с его благословениями, но я его слушался.
Свет миру
Я стараюсь очень внимательно относиться к людям, с которыми встречаюсь на своем пути. Общаясь с некоторыми из них, убеждаешься, что праведники — совсем рядом, живут среди нас.
Алевтине было около сорока лет. Врач по специальности, мать двоих детей... У нее была саркома в последней стадии. Мы общались с ней три года: сначала она приходила в храм, но в последний год из-за болезни ей было очень тяжело куда-то выходить, и я навещал ее дома. Она испытывала страшные мучения, но, несмотря на боль, которую ей приходилось переносить, у этой женщины была такая твердая вера, такая любовь ко всем, такое смирение!
Я пытался ее поддержать, помочь чем-то, а она постоянно спрашивала: «Как Ваши дочки, батюшка?», и как опытная мама старалась дать какой-то совет по воспитанию. Ей кололи очень болезненные уколы, но она каждый раз находила в себе силы улыбнуться. Говорила: «Слава Богу за скорбь и за радость». Она благодарила Бога за каждый день, проведенный с близкими, не унывала, не отчаивалась и даже сама поддерживала тех, кто к ней приходил.
Алевтина и до болезни всегда, когда у нее была возможность, помогала людям. Это было не напоказ, она не ждала благодарности, бывало, что люди даже не знали, кто им помог. Узнав свой диагноз, Алевтина раздала нуждающимся почти всё свое имущество, все накопления, только квартиру и машину оставила детям.
Она говорила, что только сейчас, в этих страданиях, ощущает Бога так близко, как никогда не ощущала, пока была здорова.
Примерно за месяц до смерти Алевтины (она отошла ко Господу в праздник Рождества Христова) я в очередной раз по ее просьбе приехал к ней домой, чтобы ее исповедовать и причастить. Как обычно, пересиливая сильнейшие боли, она встретила меня ласковым взглядом и улыбкой: «Батюшка, а вы с матушкой ждете мальчика?» — «Нет, что вы, мне ничего не известно, мы никого не ждем!» — удивился я. Через несколько дней после ее смерти мы узнали, что у нас будет сын.
«Только Бог нам помог»
Моему доброму знакомому, ветерану Великой Отечественной войны Федору Ивановичу Швецову (имя и фамилия изменены) было 96 лет, когда он отошел ко Господу. Последние годы его жизни я был рядом с ним: исповедовал, причащал.
Удивительный был человек. Прошел всю войну, был первым секретарем райкома одного из районов Саратова. Он часто вспоминал военные годы, говорил: «Только волей Божией, только Его Промыслом мы выиграли эту войну, только Бог нам помог». Со слезами на глазах рассказывал свои фронтовые истории и просто случаи из жизни: сколько было ситуаций, когда он находился на волосок от смерти, и каждый раз Господь спасал его…
Однажды, когда наши войска уже вступили на территорию Польши, взвод Федора Ивановича попал в окружение. Отбились, выбрались, но немцы продолжали их преследовать. Федор Иванович вместе со своим раненым товарищем оказался на незнакомой территории — где прятаться? Помощь пришла откуда и не ждали: один поляк (а надо заметить, что поляки не любили русских) спрятал их в своем сарае. А немцам на вопрос, куда побежали русские, указал противоположное направление.
Несмотря на то что долгое время занимал высокий пост, жил Федор Иванович очень скромно. Даже в советское время он носил, не снимая, нательный крест. Он не мог открыто говорить о своей вере, но никогда не преследовал Церковь, не проводил антицерковную пропаганду. Его пытались заставить это делать, но он всегда находил возможность избежать богоборчества. Будучи коммунистом, он признавал самой большой ошибкой большевиков преследование Церкви.
Почти всю свою большую пенсию Федор Иванович раздавал нуждающимся, много жертвовал и на храм. Его твердая вера в Бога, безграничная любовь к людям, забота о них вдохновляли меня, молодого священника. От общения с ним я сам получал духовную пользу.
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16), — говорит Господь. Такие люди, как Алевтина и Федор Иванович — свет миру. Своей верой, своими добрыми делами они зажигали и других.
Ищу бабушку
В Покровский храм часто привозят различные значимые святыни — мощи, иконы. Однажды, когда у нас пребывали мощи святой блаженной Матроны Московской, ко мне в храме подошла одна женщина, раньше я ее никогда не видел. Она спросила, почему в храме так много людей, и сказала, что ищет здесь одну бабушку. «Какую бабушку?» — удивился я и рассказал, что народу много потому, что в храм привезли мощи блаженной Матроны. Подвел эту женщину к иконе святой. «Так эта же она и есть! Во сне ко мне приходила!» — воскликнула она. Оказывается, ей приснился сон, в котором святая Матрона обратилась к ней с просьбой сходить в храм рядом с домом и там ее навестить. Женщина эта живет недалеко от Покровского храма, но в церковь никогда прежде не ходила — и вот пришла, поклонилась иконе, приложилась к святым мощам.
Молитва за сына
Еще одна история связана с иконой святой блаженной Ксении Петербургской. Приходит женщина, мусульманка, уроженка Таджикистана. Рассказывает, что ее сын попал в аварию, находится сейчас в больнице, состояние критическое. Врачи говорят, что если и выживет, то останется на всю жизнь инвалидом — серьезная травма головы. Кто-то в больнице ей сказал, что нужно помолиться святой Ксении. Конечно же, женщина не знала, кто такая блаженная Ксения Петербургская, не знала она ни православных молитв, ни тем более акафиста святой. Но тем не менее встала перед иконой на колени и долго молилась, как могла, своими словами. И услышаны были ее молитвы. Спустя какое-то время она снова пришла в храм и поделилась своей радостью: сын пошел на поправку. В тот же день, после молитвы в храме она вернулась в больницу, села у койки, на которой лежал сын,— и он вдруг пришел в сознание и открыл глаза. Врачи позже сказали, что случилось чудо — травма не оставила никаких серьезных последствий.
В нашей жизни происходит много чудес, но мы, по большей части, их не замечаем, воспринимая как должное. А приходят беды и несчастья — возмущаемся, вопрошаем, почему и за что. Есть в послании апостола Павла такие строки: Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь(Евр. 2, 18). Нужно всегда надеяться на Господа, и Он не оставит.
Газета «Православная вера» № 23 (547)