* * *
Моя семья приехала в Архангельск в 1929 году и поселилась на Белой горе. Бабушка каждый день с утра уходила в Ильинский храм и возвращалась поздно вечером. В 1931 годуепископ Лука (Войно-Ясенецкий) как доктор вел амбулаторный прием в поликлинике на ЛДК им. Ленина. После святитель приходил в Ильинский храм, но богослужения не совершал, поскольку делать этого ему не разрешали. Моя бабушка Анна Ивановна была его ровесницей, и за два года ссылки епископа Луки они духовно сблизились, часто общались. По семейному преданию, бабушка была тайной монахиней.
* * *
Моему братцу Мишеньке в то время не было и шести лет. Он страдал сильными головными болями. И вот бабушка с мамой, взяв Мишеньку, отправились к святителю Луке. Пришли, а он им говорит: «Не плачьте, не тоскуйте, Господь его в течение недели возьмет к себе». На пятый день Мишеньки не стало. Святитель предвидел это.
* * *
Про историю с Мишенькой и про то, что меня крестил святитель Лука, мне рассказали тетушки. По отцу и маме их было восемь, и все прислуживали при Ильинском храме. Вот одна из тетушек подойдет, бывало, и скажет: «Любушка, ты долго проживешь, тебя ведь доктор крестил». А я раньше думала, как же доктор может крестить? Ведь крестят батюшки. Спустя много-много лет, когда икону с мощами святого Луки (Войно-Ясенецкого) принесли в Ильинский храм, я, приложившись к ней, вдруг поняла: так ведь это доктор и есть…
* * *
Часовенка в честь Николая Чудотворца у морского пароходства чудотворнейшая. В ней образ святого Николы нового письма, Тихоновская икона Божией Матери, икона святителя Тихона, Патриарха Московского. Если тяжело, зайдите в эту часовенку, никто вас не потревожит, не собьет с мысли, молитесь, просите о помощи и обязательно получите просимое. На колени падайте, если нужно, и Господь не оставит. В Ильинском храме тоже есть Тихвинский образ Богоматери. Моя тетушка говорила: «Любушка, если будешь нуждаться в деньгах, то хоть последнюю копеечку, но опусти в ящичек возле Тихвинской, только не проходи мимо. Пресвятая Богородица вскоре и подаст Свою помощь».
* * *
Сейчас я почти все время провожу в храме. Маленькая иконка святителя Луки всегда со мной, и я постоянно чувствую его поддержку. Все ахают и охают, как можешь с больной ногой выстоять богослужение? А мне Господь помогает. Да и палка на что? Опять же тетушки наказывали: никогда во время службы не садиться, если ноги держат. Сейчас молодые приходят и на скамейку плюхаются. Ладно, если устали или больны…
Когда моя дочь Надя была совсем маленькой, в храме на богослужениях она спала. А в годы, когда дети начинают бегать, выстаивала как вкопанная у моих коленок все службы. Почему теперь у молодежи нет веры? Наверное, потому что их родители сами не веруют. Я раздаю соседям церковные газеты, журналы, соседских детишек вожу на молебны в часовню в честь Матроны Московской. И всем говорю: надо ходить в храм. Вот как бы я выжила, если бы не помогал Господь? Я воспитывала дочь одна, но мы никогда не нуждались ни в еде, ни в одежде. Все по воле Божией.
* * *
Многие лишь забегают в храм свечку поставить. Это, конечно, тоже очень хорошо. Может, потом вернутся… Сейчас, когда митрополит Даниил служит и столько людей с маленькими детьми, - это такая радость. Богослужение много дает силы. Владыка говорит чудесные проповеди, особенно молодежи надо бы послушать!
* * *
Сейчас все загромоздили колесами. А ведь раньше в церковь ножками добирались, даже на трамвай не садились, хоть три копейки билет стоил. Вот ты идешь и чувствуешь, что идешь в храм, молишься. Ты настроен. Хоть одну остановку, но надо пешком пройти.
Если не идет молитва, все равно нужно молиться, заставлять себя, ведь это труд. Но он благодатный, а молитва матери тем более - со дна моря достанет.
* * *
Архиепи́скоп Лука́ (в миру Валенти́н Фе́ликсович Во́йно-Ясене́цкий; 27 апреля (9 мая) 1877, Керчь — 11 июня 1961, Симферополь) — хирург, профессор медицины и духовный писатель, с апреля 1946 года —архиепископ Симферопольский и Крымский. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946).
Архиепи́скоп Лука́ стал жертвой политических репрессий и провёл в ссылке в общей сложности 11 лет. В 1931 году прибыл в Северный край. Сначала он отбывал заключение в ИТЛ «Макариха» возле города Котлас, вскоре на правах ссыльного был переведён в Котлас, затем — в Архангельск, где вёл амбулаторный приём. Освобожден в 1933 году.
Реабилитирован в апреле 2000 года. В августе 2000 года канонизирован Русской Православной Церковью в сонме Новомучеников и исповедников Российских..