Наверное, абсолютное большинство людей любит знаменитую новеллу О.Генри «Дары волхвов». Секрет прост: это история, как и многие рождественские, — о всепобеждающей силе любви и добра, о том, что ради другого человека можно отдать самое дорогое, что у тебя есть. Но почему именно праздник Рождества напоминает о важности и естественности для человека такой жертвы? Не потому ли, что любые наши «дары волхвов» — это лишь слабый отсвет самого главного дара — Божьего дара людям?
Самый любимый праздник в нашей стране, без всякого сомнения — Новый год. Следующий за ним праздник Рождества Христова для большинства людей как- то теряется. Почему? Может быть, потому что смысл этого торжества не совсем понятен. Ну, то есть, конечно, все знают, что 7 января отмечается Рождение Иисуса Христа от Девы Марии — пришествие в мир Сына Божия во плоти. Так, допустим. А что дальше?
А дальше, как правило, все туманно… Эти слова — «пришествие в мир», «Сын Божий» — сегодня без труда обнаруживаются в интернете, звучат с экранов телевизоров, и надо отдать должное центральным телеканалам, которые включают в сетку вещания программы, рассказывающие о самом Рождестве или знакомящие с церковной жизнью. Но люди часто относятся к услышанному как к красивой легенде либо не впускают это в свое сердце из страха постичь что-то такое, что может изменить их привычную жизнь. Но ведь любые изменения — это всегда новые возможности, порой качественно иные. И для того чтобы понять, насколько ты сам к такой встрече с истиной в твоем сердце готов, нужно немножко отваги: рискнуть и заглянуть — сегодня, сейчас в Вифлеемский вертеп…
Родился Бог и жил среди обычных людей, наверное, это очень хорошо и радостно, особенно для тех, кто жил тогда же в Его время, а лично мне, сегодняшнему, что это дает? На самом деле, тому, кто верит в истинность евангельского слова — может дать и счастье, и смысл жизни, — всё.
От Адама…
Итак, Вифлеемской истории никогда бы не было, если б не история Эдемская. Наши прародители Адам и Ева должны были в раю не только блаженствовать, но и развиваться, постепенно уподобляясь своему Создателю через совершенствование в любви. То, что они не справились с искушением диавола и преступили заповедь Господа, вкусив от древа познания добра и зла, означает, что они не жили в соответствии с этим замыслом Божиим. Адам и Ева пали именно потому, что не достигли к моменту искушения той степени любви к Творцу, которая не позволила бы им против этой любви согрешить. Диавол предложил Еве ложную мечту стать богом без Бога (Быт 3: 4-5), и она возлюбила эту мечту больше, чем реальное блаженство пребывания с Создателем, а Адама даже не пришлось обманывать, — он просто взял из рук жены запретный плод и ел его (Быт. 3: 6).
С этим преступлением заповеди входит в людей грех и смерть, как и предупреждал Господь, давший заповедь: «от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2: 16-17). Однако по безмерной любви Создателя, изначальный замысел о человеке не меняется: призванный к богоподобию — таковым и остается. Но теперь, после грехопадения, чтобы этого достичь, человечеству должно идти по новой траектории своей истории.
Для того чтобы избавить человечество от этого рабства, был необходим Спаситель, способный восстановить ту связь человека и Бога, которая была Адамом разорвана. Причем восстановить именно в самой природе человеческой. Кому такое под силу?!! Только Богу. Богу, принявшему на Себя эту природу.
Вся история Ветхого Завета — это ожидание такого Спасителя. Должны были пройти сотни лет, чтобы в народе израильском праведной жизнью целых поколений как бы вызрела, родилась и выросла Та, Которая по своей душевной и телесной чистоте смогла бы вместить в своем непорочном чреве Сына Божия, Который воплотился — стал человеком, чтобы наконец совершить дело нашего спасения.
Самый главный дар
А теперь самое время вернуться к тому, о чем мы говорили в начале, и пропустить это через сердце. Что значит совершить дело спасения? Это значит пройти все то, что проходит человек, испытывая холод и зной, голод и жажду, усталость, боль и… смерть, но смерть мучительнейшую. А потом, будучи Богом, воскреснуть и тем самым открыть этот путь воскресения для человеческой природы.
А что для Бога значит дать такую возможность Своим павшим некогда созданиям? Это значит отдать Своего Сына для Крестной жертвы… То есть не просто позволить Ему умалиться и родиться во плоти, а знать, что Его предадут, будут над ним смеяться и издеваться, а потом убьют — жестоко и страшно… Человеческий ум не способен вместить эту Тайну искупления и почему именно так оно должно было совершиться; и не совсем правильно, конечно, пытаться наши человеческие эмоции приписать Богу, но не может не поражать сила Божией любви к нам. У евангелиста Иоанна Богослова есть такие слова: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» (Ин. 3: 16-17).
Получается, что праздник Рождества Христова — о любви. Вот самый главный дар: Бог Отец дарит людям, как бы мы сказали, самое дорогое — Сына, а Бог Сын дарит Себя. Лежит беззащитным младенцем в кормушке для животных, в тесной и малоосвещенной пещере и не лишает этой Своей любви никого. Только надо побороть страх и по-настоящему всмотреться в Его праздник, — не отрекаться от этого дара…
«Саратовская областная газета» № 241