2015 год вновь приковал внимание всего мира к ситуации на Ближнем Востоке. Ведущие мировые державы начали полномасштабную войну с экстремистами т.н. «Исламского государства», которое в СМИ все чаще политкорректно называют «ДАИШ». Что касается гонений на христиан со стороны экстремистов, то мы наблюдаем двоякую картину: с одной стороны, феномен преследований христиан экстремистами получает впервые спустя четыре года международное признание, с другой – тонет в потоке информации о глобальных конфликтах интересов глобальных и региональных государств. Мы попытаемся внести ясность, описать масштабы, подвергнуть анализу различные аспекты положения ближневосточных христиан, чтобы читатель мог иметь представление о том, что сегодня происходит в регионе – родоначальнике всего христианства.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на Архиерейском Соборе в начале 2015 года заявил:
«Сотни тысяч верующих стали заложниками сложившейся крайне тяжелой ситуации и были вынуждены покинуть данный регион. На наших глазах происходит подлинная трагедия, настоящий геноцид христианского населения в тех землях, откуда Благая весть распространилась по всему миру»[1].
Такая постановка проблемы Предстоятелем Русской Православной Церкви говорит о том, что после нескольких лет гонений на христиан в Сирии, Ираке, Ливии и других странах ситуация становится критической. Патриарх Кирилл использует термин «геноцид», обозначающий намеренное уничтожение целой этнокультурной группы – в данном случае религиозной общины христиан. Как известно, геноцид признан в 1948 году Организацией объединенных наций тягчайшим преступлением[2].
На основе изучения многочисленных статистических документов, научных исследований и заявлений как организаций, так и отдельных лидеров мы сформулировали следующие тезисы, которые детально опишем далее:
- существование христианства на Ближнем Востоке действительно под угрозой исчезновения в самом ближайшем будущем, исход христиан продолжается;
- боевики ИГИЛ изменили тактику и методом показательных казней на всем пространстве Северной Африки и Ближнего Востока пытаются деморализовать христиан и вынудить их уйти;
- страны Европы признали факт преследования ближневосточных христиан, однако никаких реальных действий в их защиту предпринято не было;
- США отказались признать гонения на христиан геноцидом; несмотря на наличие христианских ближневосточных диаспор, эта страна практически не принимает христианских беженцев;
- христиане Ближнего Востока восприняли военную операцию России в Сирии как появление надежды.
Обратимся к данным правозащитных христианских организаций: «Помощь Церкви в беде» («Aid to the Church in Need») заявила по итогам исследования положения христиан в 2013–2015 годах, что христианство в ряде стран Ближнего Востока и Африки на пути исчезновения, христиане массово бегут, опасаясь геноцида, исламистские группы устаивают религиозные чистки. При сохранении таких условий в Ираке, например, христианство может исчезнуть уже через пять лет[3]. Напомним, что с 2003 года количество христиан в этой стране и так уменьшилось во много раз.
Каждый месяц за веру гибнет 322 христианина, уничтожается 214 церквей, против христиан совершается 772 различных формы насилия
В статистике гонений организации «Open Doors» за 2015 год Ирак и Сирия оказались на 3-м и 4-м местах соответственно[4], что говорит об экстремальном уровне преследований. По данным организации, каждый месяц в мире за веру гибнет 322 христианина, уничтожается 214 церквей и христианских зданий, против христиан совершается 772 различных формы насилия[5].
Экстремисты перешли от прямых убийств христиан к похищениям и показательным казням. Эти действия направлены на то, чтобы деморализовать христиан, посеять в них страх и заставить уйти.
В начале 2015 года боевики ИГИЛ опубликовали видео казни 21 коптского христианина на берегу Средиземного моря в Ливии. Они обозначили свое действие как «Послание к общине креста, подписанное кровью» и направили его против «враждебной Коптской церкви». Затем в Ливии произошла еще одна казнь, уже эфиопских христиан. Некоторые эксперты склонны считать показательную казнь коптов на берегу Средиземного моря предупреждением для ближневосточных христиан, чтобы те не смели перебираться по морю в Европу. При этом в Ливии не прекращается «отстрел» оставшихся коптов[6].
23 февраля 2015 года боевики ИГИЛ напали на ассирийские деревни в долине реки Кабур на северо-востоке Сирии. Отметим, что ассирийцы, хотя и позиционируют себя в первую очередь как нацию, являются христианами – членами Сиро-яковитской и Халдейской католической церквей, а также Ассирийской церкви Востока[7].
В ходе нападения вооруженные отряды христиан пытались оказать сопротивление экстремистам, однако те сумели продвинуться, в результате чего 3000 христиан были вынуждены бежать в города Хасаке и Камышлы. Некоторые деревни, несмотря на вытеснение из них экстремистов, и по сей день полностью безлюдны. Боевики разрушили всего за несколько месяцев 11 ассирийских храмов в этих местах[8].
Радикалы в ходе нападения сумели захватить в заложники 253 ассирийца. В течение года велись напряженные переговоры, и террористы порционно отпускали заложников, по некоторым данным, за выкуп. На сегодняшний день в руках боевиков находятся 130 ассирийцев.
23 сентября 2015 года в мусульманский праздник Ид Аль-Адха (Курбан-байрам) террористы казнили трех заложников и опубликовали съемки казни. Отметим ритуальный характер казни, исполненной в день, когда мусульмане вспоминают библейский сюжет о принесении Авраамом в жертву Исаака по велению Бога. В воспоминание этого происходит ритуальное заклание животного, как правило барана.
Прикрываться христианами как живыми щитами – излюбленная тактика экстремистов
Следует упомянуть и о том, что в мае сего года террористы разрушили католический монастырь Мар Элиан в селении Карьятейн. Всего 30 христиан сумели бежать, часть боевики заставили подписать дискриминационное «соглашение», а еще 250 христиан боевики взяли в заложники. Прикрываться христианами как живыми щитами – излюбленная тактика экстремистов. В плен попал и настоятель монастыря отец Жак Мурад. Террористы постоянно понуждали его отречься от Христа и принять ислам. Священнику и еще 40 христианам удалось бежать из плена. Примечательно, что после освобождения он продолжил заниматься благотворительной деятельностью в Сирии совместно с мусульманами[9].
Несколько недель назад автору довелось побеседовать со священнослужителем Антиохийской Православной Церкви и узнать, как же на самом деле живется христианам в Сирии. Священник поведал, что христиане в Сирии находятся в очень тяжелом положении. В стране серьезный кризис, постоянно растут цены на элементарные продукты питания, экономика обескровлена войной. Христиане испытывают колоссальные трудности, некоторым даже не хватает еды. Международные благотворительные организации, поставляя гуманитарную помощь, редко учитывают процент христиан среди сирийского населения.
Однако при всем этом в Сирии, как и раньше, поддерживается высокий уровень межрелигиозного согласия. Население консолидируется именно по признаку гражданской принадлежности, объединившись против общего врага. Об этом в один голос говорят как посещавшие Сирию христианские лидеры[10], так и ученые-востоковеды[11]. Для сирийца важно ощущать себя в первую очередь сирийцем, а не христианином, мусульманином или алавитом.
И всё же многие христиане покидают Сирию в поисках более безопасного места для жизни. Целые семьи христиан уезжают ежедневно. В стране с подорванной экономикой и уничтоженной инфраструктурой они не видят будущего для своих детей. В свою очередь дети, будучи воспитанными уже в другой среде, вряд ли захотят вернуться в Сирию. С этим приходилось сталкиваться, общаясь с молодыми сирийцами, переехавшими в Россию: практически у всех родители остались на родине. А захочет ли молодой человек возвращаться, например, в родной Хомс, где от его дома осталась после бомбежек просто груда камней?
Как в лагерях беженцев, так и в европейских странах христианам нередко приходится сталкиваться с угрозами и дискриминацией, поскольку радикалы проникли и туда[12].
2015 год ознаменован долгожданным международным признанием преследований христиан, за которое все эти годы боролась на всех возможных уровнях Русская Православная Церковь совместно с Министерством иностранных дел России. 2 марта по инициативе Императорского православного палестинского общества, МИД России, Ливана и Армении в Женеве на полях 28-й сессии ООН по правам человека состоялась международная конференция высокого уровня «Положение христиан на Ближнем Востоке». В ней приняли участие министры иностранных дел указанных стран, известные общественные деятели, представители христианских общин Ближнего Востока, а также Русской Православной Церкви. Министр иностранных дел России С.В. Лавров отметил в своем выступлении: «Исход христиан из ближневосточного региона – процесс, который может иметь самые негативные последствия… для сохранения исторического и духовного наследия, значимого для всего человечества. Убежден, что следует умножить усилия с целью прекратить преследования христиан, как и приверженцев любых других религий»[13].
И уже 13 марта в Совете ООН по правам человека 65 стран мира принимают по инициативе России, Ватикана и Ливана заявление «В поддержку прав человека христиан и других общин, в особенности на Ближнем Востоке»[14]. Вслед за этим Франция анонсировала проведение специального министерского заседания в Совете безопасности ООН на тему преследований христиан[15]. Состоявшаяся 27 марта дискуссия была озаглавлена как «Открытые дебаты о жертвах этнического и религиозного насилия на Ближнем Востоке»[16]. Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус поспешил заявить: «Защитницей христиан Востока Франция провозгласила себя еще во времена короля Франциска I, правившего в XVI веке. Действительно, эта традиция – неотъемлемая часть нашей истории, нашей собственной идентичности, а также часть истории Ближнего Востока»[17]. Министр, правда, не упомянул о том, какую «услугу» Франция оказала христианам Ливии в 2011 году или христианам в Сирии поддержкой т.н. «оппозиции».
Франция разработала для сведения ООН специальную хартию, в которой представлен системный план защиты религиозных меньшинств. Он предусматривает не только решение проблемы беженцев, но и вопросы возвращения христиан в родные места, обеспечения их безопасности правительствами Сирии и Ирака, включение христиан на должном уровне в политику государства и международное наказание экстремистов[18].
Сами по себе идеи здравые, однако возникает закономерный вопрос: каким образом обескровленные политические власти Сирии, Ирака и экстремисты у руля в Ливии могут обеспечить защиту христиан? Автору довелось в течение года принять участие в ряде встреч с политическими ближневосточными лидерами: они как один акцентировали внимание на важности восстановления инфраструктуры, то есть нормального функционирования школ, больниц, магазинов и т.д. Пока мировое сообщество не соберется это сделать, вопрос об исходе христиан с Ближнего Востока будет оставаться открытым.
Добавим, что с сочувствием к христианским общинам Ближнего Востока относится британский принц Чарльз[19].
В США христиане Ближнего Востока не считаются жертвами геноцида
Тем временем в США республиканцы, сочувствующие им журналисты и христианские лидеры активно выступают против решения Государственного Департамента исключить христианские общины на Ближнем Востоке из перечня жертв геноцида. Американское внешнеполитическое ведомство мотивирует это тем, что у преследуемых христиан есть выбор: уйти или остаться и платить боевикам подать.
К приему христианских беженцев США относятся следующим образом: в апреле 2015 года 27 иракских христиан-халдеев попытались попасть с территории Мексики в Сан-Диего, где существует большая и процветающая халдейская община. Но миграционные власти заключили часть их под стражу и приняли решение депортировать[20]. Среди сирийских беженцев в США – всего 2% христиан[21].
Такая политика Соединенных Штатов вызывает критику со стороны многих христианских лидеров Америки. Так, глава Евангелической ассоциации Билли Грэма Уильям Франклин Грэм систематически призывает к защите христиан[22] и критикует стратегию Б. Обамы[23].
К концу 2015 года и председатель Европарламента Мартин Шульц заявил на конференции в Брюсселе о том, что христианские общины – самые преследуемые в мире[24]. Однако никаких реальных действий в защиту христиан пока предпринято не было.
19–20 октября 2015 года греческий МИД провел в Афинах крупнейшую конференцию на тему положения христиан и других религиозных меньшинств в ближневосточном регионе под названием «Религиозный и культурный плюрализм и мирное сосуществование на Ближнем Востоке». Со стороны Русской Православной Церкви на форуме выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Владыка в своем выступлении подчеркнул: «Мы надеемся, что мир сможет извлечь урок из самой масштабной гуманитарной трагедии последних лет. Призываем политических деятелей, на которых лежит часть ответственности за происходящее, приложить все возможные усилия для защиты христиан и обеспечения их возвращения в свои дома, на свои родные земли, где они являются коренными жителями»[25].
Отметим, что некоторые амбициозные христианские общины Ближнего Востока, отчаявшись получить поддержку извне, сформировали собственные военизированные отряды. Речь идет об ассирийских отрядах «Sotooro» в Сирии, сражающихся с ИГИЛ, а также об иракских военных формированиях, созданных «Ассирийским демократическим движением».
Тем временем в России не только христианские, но и мусульманские лидеры признают факт гонений на христиан. Об этом заявил, например, председатель президиума Духовного управления мусульман России муфтий Равиль Гайнутдин, выступая на открытии заседания высокой группы стратегического видения «Россия – исламский мир»[26].
Военная операция России в Сирии вызвала резонансную реакцию и приковала к себе внимание всего мирового сообщества. Наша страна пошла дальше словесных заявлений и начала бескомпромиссную и результативную борьбу с терроризмом и экстремизмом, что является первым шагом на пути к установлению мира и порядка на древней ближневосточной земле. Россия уже понесла первые потери в борьбе с этим вселенским злом. Нелишним будет сказать, что поддержку действиям России выразили лидеры всех традиционных религий России на площадке Межрелигиозного совета России[27].
Большинство христианских лидеров Ближнего Востока положительно оценивают удары российской авиации в Сирии
Несмотря на имевшие место спекуляции, большинство христианских лидеров Ближнего Востока положительно оценивают удары российской авиации в Сирии, которые, кстати, ведутся с учетом наличия культурных и религиозных сооружений в той или иной местности.
Так, сиро-католический патриарх Игнатий Иосиф III заявил, что российское вмешательство может помочь сложившейся ситуации, при которой Сирия лишилась более половины христиан[28]. Глава Сиро-яковитской церкви патриарх Игнатий Ефрем II поблагодарил Русскую Православную Церковь и Россию за защиту христиан и выразил признательность за действия против боевиков в Сирии[29].
Епископ Сейднайский Лука (Антиохийская Православная Церковь) заявил: «Эта борьба между добром и злом, в которой русские войска пришли на помощь силам добра», отметив, что сейчас, как и в прошлые века, российский народ и Русская Православная Церковь помогают Антиохийской Церкви и оберегают ее, укрепляют и поддерживают, оказывая помощь всему сирийскому народу[30].
Мелькитский архиепископ Алеппо Жан-Клеман Дженбарт в интервью AFP назвал бомбардировку ИГИЛ российской авиацией «источником надежды для христиан страны»[31]. Сиро-католический архиепископ Жак Бехнан Хиндо отметил: «Западная пропаганда продолжает разглагольствовать об “умеренных повстанцах”, которых на самом деле не существует. Всё это вызывает очень большую тревогу. Некая сверхдержава протестует в связи с тем, что русские наносят удары по Аль-Каиде в Сирии. Что это значит? Выходит, Аль-Каида стала теперь союзником США лишь потому, что в Сирии она называется по-другому? Они пытаются обмануть нас и нашу память?»[32].
Апостольский викарий для католиков латинского обряда Алеппо епископ Жорж Абу Хазен заявил, что в борьбе с «Исламским государством» военная поддержка со стороны России является очень эффективной. Русские «не делают вид, что наносят удары», в отличие от американцев, которые осуществляли «преднамеренно неэффективные» бомбардировки, уверен иерарх[33].
В то же время ряд сирийских христианских епископов негативно восприняли искаженно поданные СМИ слова протоиерея Всеволода Чаплина о «священной борьбе» против терроризма. Оригинал звучит так: «Чем бы терроризм ни оправдывали – оправдать его нельзя. Поэтому борьба с терроризмом – нравственная борьба, если хотите – священная борьба»[34]. Как видно из контекста, речь идет о том, что борьба со злом в лице терроризма – это нравственный долг человека. Но журналистам достаточно было вольно перевести слово «борьба» (struggle) как «война» (war) и подать вырванную из контекста фразу, чтобы разжечь очаг информационного конфликта[35]. Любопытно, что и зарубежные, и российские издания поспешили сразу растиражировать реакцию сирийских христиан в духе «христиане Сирии разгневаны заявлениями РПЦ»[36]. Но почему-то ничего не сказано о том, сколько слов поддержки высказало России сирийское духовенство разных конфессий. Вновь и вновь это побуждает нас с большой осторожностью относиться к подаваемой в СМИ информации, которая сегодня настолько сильно влияет на мировое сообщество, что может стать поводом к войне.
Следует сказать и о том, что ряд радикальных исламских деятелей в Саудовской Аравии призвали к началу политического, военного и экономического джихада против России, христиан и шиитов (Ирана). В свою очередь «Союз улемов Леванта»[37] выступил против призыва саудовцев и отметил действенную роль России в борьбе с международным терроризмом.
Таким образом, мы видим, что все здравые силы в Сирии связывают с российской операцией надежды на искоренение экстремизма, а значит, и на мирную и спокойную жизнь. И христиане Сирии особенно в этом нуждаются.
В заключение хотелось бы напомнить, что 22 декабря 2015 года в наших храмах читался следующий отрывок из Евангелия:
«Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства. Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, – терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21: 12–19).
Христианское свидетельство миру не прекращается и сегодня: на Украине, на Ближнем Востоке, в Африке и Азии. По завету Господа многие преследуемые христиане продолжают терпеть выпавшие на их долю испытания. Верим, что по слову Христову «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10: 22).