Вельск. Собор Спаса Преображения. Ныне в здании располагается городской культурный центр
Вельск – один из самых
древних городов Русского Севера. Вельский погост
впервые упоминается как уже существующий в грамоте
1137 года новгородского князя Святослава Ольговича,
то есть на 10 лет раньше Мо-сквы. Люди здесь жили
хваткие и предприимчивые. Со времен Древнего
Новгорода, к владениям которого относился изначально
Вельский погост, здесь занимались смолокурением и на
экспорт торговали дегтем, который в те времена широко
использовался как смазочный и изоляционный материал.
Когда в 18 веке Вельск был причислен к городам, на
его гербе стали изображать бочку с дегтем. В старину
Вельск был знаменит своими ярмарками. На
Афанасьевскую ярмарку приезжали купцы из Москвы и
Ярославля. Не только хозяйственной жилкой наделил Бог
вельчан. Среди уроженцев Вельска есть и святые, и
отважые воины (пять Героев Советского Союза), и
ученые с мировым именем (например, соратник Н.
Вавилова, генетик Г. Карпеченко), и знаменитые
литераторы.
1
Да и сейчас Вельск не назовешь спящим
захолустьем. Кипит в нем какая-то своя, неведомая
столицам жизнь. Взять хотя бы Районный Культурный
Центр. Тут тебе и театр «Ступени», и
цирковая студия «Романтики», и студия танца
«Воздух», и аж три студии вокала, и
рок-группа НЗ, и шоу-группа «Кабаре», и
ансамбль песни «Душечка», и хор ветеранов
«Золотые зори», и огромное количество
детских кружков, и чего тут только нет на такой
небольшой городок. К тому же сюда постоянно приезжают
на гастроли разные театральные и музыкальные
знаменитости. И даже устраиваются показательные
соревнования по боксу. И все бы хорошо, и можно только
порадоваться за земляков, если бы весь этот творческий
напор не был изрядно подпорчен не ложкой, а целой
бочкой дегтя, не меньшего размера, чем изображена на
гербе. Все эти творческие импульсы являют себя,
пожалуй, на уникальной – на сегодняшний день для
России – сцене. Эта сцена – алтарь
Православного собора Преображения Господня.
1
Когда освящается храм – на месте
Престола становится Ангел, который не уходит отсюда до
конца земной истории. Когда по какой-то причине храм не
мог существовать более на старом месте и его необходимо
было перенести, то там, где стоял Престол, сооружался в
его размер высокий постамент с крестом, чтобы место,
где совершалось Таинство Евхаристии, оставалось не
попираемым и должным образом чтилось. Такой постамент с
крестом назывался Памятник. В вечную память о
находившемся здесь Пре-столе. Лишь с умалением веры на
Руси люди стали называть памятниками сооружения в честь
дольнего, а не горнего. По учению Церкви Христовой
Ангел Престола будет свидетельствовать на Страшном Суде
о том, как относились к этой Святыне те или иные люди.
И не только на Страшном Суде. И здесь, в земной жизни,
нераскаянные кощунства даром не проходят. В каждой
деревне, где был разрушен храм, старожилы расскажут вам
историю о воспитательном возмездии, которое постигло
разрушавших храм ко-щунников. И все эти рассказы
удивительно индивидуальны и не похожи один на другой,
чтобы мы не подумали, что это повторяемая одна и та же
«байка». Вот один мужик из закрытого храма
выломал пол и унес себе в баню. Сгорел в этом же году в
той самой бане. Вот мужик при закрытии храма в знак
своего презрения справил прямо в Доме Божием
«нужду по большому». В течение недели
скорежило так, что вид его стал похож на справляющего
нужду. Так и ходил до смерти в назидание односельчанам.
Его так и звали – «Серун». Не одну
книгу можно написать этих историй. Наверняка те, кто
закрывал и Преображенский собор в Вельске, тоже не
остались без вразумления. В 1922 году храм разграбили,
иконы публично сожгли.
1
11 ноября 1933 года газета
«Вельский лесоруб» с восторгом описывала
открытие нового Дома социалистической культуры. Но
сейчас речь не о тех, кто нарубил тогда дров, а о нас.
Ведь с тех пор практически каждый вельчанин с детских
лет невольно соучаствует в кощунстве. Детские кружки,
фильмы, в т.ч. «не до 16 лет», дискотеки,
концерты, одним словом вся так называемая культурная (и
не очень культурная, и даже очень не культурная, если
говорить о дискотеках) жизнь в Вельске связана с
поруганным Преображенским собором. Как это сказалось на
вельчанах? В первую очередь, как представляется,
повышенной алкоголизацией. Хорошие люди –
вельчане, но такого поголовного пьянства, как в Вельске
лично я не на-блюдал нигде. А пришлось мне побывать
много где: от Кольского полуострова до Украины. А если
и есть где аналог вельскому пьянству, так, вероятно,
там те же причины, что и в родном городе.
1
Вряд ли полезно выяснять, кто виноват.
Люди, работающие в Вельском РКЦ, и участники, и зрители
проводимых там мероприятий наверняка, в отличие от
«лесорубов» 1933 года, не в восторге от
того, что находятся в стенах поруганного храма. Да и на
всех уровнях местной власти, включая областную, уже
давным-давно приняты нужные решения о необходимости
строить новый современный РКЦ. Даже ученик 4 класса
Вельской школы №3 Антон Поскотинов написал прекрасную
работу об этой проблеме. В ней есть такие замечательные
слова: «Закрыли храм оперативно и без дискуссий
– в один день. Его возрождение затягивается на
десятилетия. Сейчас по всей России идет процесс
восстановления разрушенных и строительство новых
церквей. Наши соседи, в маленьком селе Верховажье, за
короткий срок построили Дом культуры, а местный собор
возвратили прихожанам. Уже несколько лет звонят
колокола этого собора, приглашая на службу
православных. А вот в славном, древнем Вельске дело так
и не сдвигается с мертвой точки». Где, в каком
месте образовалась эта мертвая точка? Почему вельчане
до сих пор буксуют в 30 годах 20 века? Если спросить
местные власти: почему не начинается строительство
нового РКЦ, они наверное ответят, что у города мало
средств и они нужны на более важные дела. То
птицефабрика сгорела, то мост упал… До храма ли
тут и до нового ли РКЦ… А может, «мертвая
точка» – в голове, а вернее – в
сердце, которое утратило живую веру и не может увидеть
связь между разными явлениями. Поруганный храм –
сгоревшая птицефабрика, пляски в алтаре – упавший
мост, безумное веселие в святом месте – безумное
пьянство горожан. Можно и продолжить, да вот стоит ли?
Пока не оживет в нас эта мертвая точка, так и будем
наступать на одни и те же грабли. Не зря говорится:
«Бог поругаем не бывает». Сами себе ставим
шишки.
Как показало время, непродуктивно только требовать и ждать
решений от властей. «Под лежачий камень вода не
течет». Надо самим начинать действовать. В-первых,
надо собирать всем миром средства и хоть по капле начинать
строительство нового, современного красивого РКЦ, который
наряду с возрожденным собором мог бы стать визитной
карточкой города, а не позорным пятном, как сейчас.
Во-вторых, необходимо срочно переводить в другое помещение
зрительный зал, где сцена – алтарь. В-третьих,
руководству РКЦ нужно продолжить фильтровать проводимые
мероприятия и акции с учетом особого статуса места, где
они пока вынужденно происходят. До сего дня, в
соответствии с достигнутыми договоренностями между
Епархией и властями, это в определенной мере и
выполнялось. В частности, было прекращено проведение
ночных дискотек. Слава Богу.
1
Но, к сожалению 1 февраля 2016 года в
здании Преображенского собора, эксплуатируемого ныне
как Вельский РКЦ, планируется постановка спектакля
«Вий», а вернее, как говорят сами
постановщики (Московский Независимый театр) –
шоу, не имеющего прямого отношения к произведению
Гоголя. Среди действующих лиц – нечистая сила.
Как бы не обошлось это действо для Вельска чем-нибудь
посерьезнее пожара птицефабрики или обрушенного моста.
Каждый волен развлекаться как хочет, но если кто-то
решил играть в трансформаторной будке, пусть сначала
подумает о возможных последствиях. Ужас от терактов во
Франции как-то заслонил некоторые многозначительные
детали этой трагедии. В христианской Франции в пятницу
(день Распятия Христова) на концерте в парижском клубе
Bataclan стрельба началась в то время, когда люди
слушали песню «Поцелуйся с дьяволом».
Случайность? Может быть, но не для верующего. Святитель
Филарет Московский, которому народ дал прозвание
Мудрый, говорил: «Кто верит в случай, тот не
верит в Бога».
1
Бочка дегтя на гербе нашего родного
города... Деготь – вещь с двойным смыслом и
назначением. Деготь входит в состав многих
лекарственных средств, в том числе – в знаменитую
мазь Вишневского. Его используют в садоводстве,
ветеринарии, химической промышленности, технике,
космети-ке. За рубежом его называли «русское
масло». А с другой стороны, в России деготь на
воротах – знак позора для распутниц. Деготь в
Америке – знак преступника, которого для вящего
позора намазывали дегтем и вываливали в перьях.
Преображенский храм стал для Вельска как та бочка дегтя
с герба. «Русское масло» или позорное
пятно? Выбирать нам с вами. Как известно, ложка дегтя,
если его использовать не по назначению, портит бочку
меда. В жизни Вельска с 1933 года присутствует эта
ложка дегтя. Как бы со временем он не превратилась в
цианистый калий.
Среди моих знакомых в Вельске немало людей, которые
родились 19 августа, на день Преображения Господня. Вот
интересно, это случайность или действительно в день
Вельского храмового праздника чаще увеличивается число
вельчан? Может, это знак надежды и милости.
«Милость» и «масло» по-гречески
звучат одинаково – «елеос». На Руси
говорили: «елей». Как хотелось бы, что бы на
гербе нашего родного города подразумевалась полная бочка с
«русским елеем».
Трейлер
спектакля «Вий».
Сопредседатель Вельского землячества священник
Василий Полежаев
Контактный телефон создаваемого при Вельском
межрегиональном землячестве Попечительского Совета по
возрождению Преображенского собора и строительству нового
РКЦ: +79113565671
Много лет назад слышал рассказ моей Бабушки (Царствие ей Небесное) как у них в колхозе при разгроме храма колокол на главного комсомольца, руководящего разгромом, упал.
Кара бывает очень быстрой.
Помните это, люди.