С углублением кризиса и снижением курса рубля выступления граждан в СМИ и в сетях приобрели несколько взвинченный характер – нефть падает, цены растут, мы все умрем, а гады (те или иные) живут в роскоши, и тому подобное. Это понятно и предсказуемо.
Кризис – неизбежная часть жизни; так уж устроена экономика, иногда цены на нефть растут, и потребителям приходится раскошеливаться, иногда – падают, и в проигрыше оказываются продавцы. Как неизбежно и то, что каждый преследует свои интересы, и пытается обратить ситуацию к своей выгоде. Уровень жизни снижается, и люди испытывают недовольство.
Недовольство – это ресурс. Это то, что побуждает людей что-то делать. Встать с дивана и предпринять усилия для выхода из ситуации, которая нас не устраивает. Преодолевать уныние, горечь и обиду на людей и обстоятельства. Находить работу, осваивать профессию. Все в этом мире, начиная с каменного века, создано людьми, которые были недовольны положением дел в своей жизни и пытались его изменить. Так уж работает жизнь – она бросает нам в лицо вызовы, мы их преодолеваем, попутно переживая личный и профессиональный рост и достигая чего-то для себя, своих близких и общества в целом.
Недовольство может побудить Вас к каким-то созидательным действиям – в Ваших интересах и в интересах Ваших близких.
Но это ресурс, который могут у Вас перехватить. Массовое недовольство – это ресурс для манипуляторов, которые стремятся его оседлать. Вам расскажут, кто именно виноват в том, что жизнь стала беднее. Одни станут упирать на то, что внешняя политика страны привела к санкциям, и именно она всему виной, и будут обвинять власти. Другие, соглашаясь с тем, что дело в санкциях, будут обвинять Запад. Что же, опыт кризиса 1998 года, когда гораздо более резкий обвал произошел на фоне вполне благополучных отношений с Западом и без каких-либо санкций, как и опыт кризисов в других странах, показывает, что дело, скорее, не в этом – хотя понятно, что санкции не помогают делу. Третьи станут показывать пальцем на центробанк, который проводит неправильную политику или на сырьевые корпорации; может быть, они правы в своих обвинениях, может быть, нет – для того, чтобы разобраться в доводах сторон, надо иметь экономическое образование, которого у большинства из нас нет.
Тут лучше всего просто признать, что мы не разбираемся в причинах, которые влияют на ситуацию на макроуровне – да и если разбирались бы, вряд ли могли бы на них повлиять. Мы влияем на ситуацию на микроуровне – на уровне наших семей и, в какой-то мере, предприятий. Кризис – это время, когда надо проявлять усердие и изобретательность, осваивать новую профессию, совершенствоваться в старой, поддерживать старые дружеские и деловые связи, устанавливать новые, вырабатывать мудрую линию поведения, которая поможет сначала компенсировать порожденные кризисом проблемы, потом подняться на более высокий уровень.
Рассудительная реакция на кризис предполагает оценку того, что мы, в действительности, достоверно знаем, и как нам стоит реагировать. “Что делать” может зависеть от нашего конкретного положения, профессии и тому подобного, и тут давать обобщающие советы не стоит.
Зато стоит остановиться на том, чего не делать – потому что это верно для всех.
Прежде всего, скептически относиться к кричащим заголовкам типа “по мнению аналитиков компании Юнайтед Читерс доллар будет по 210 рублей!”. Может будет, может нет, может на землю нападут рептилоиды с планеты Нибиру, может быть, йелоустоунский вулкан взорвется (он давно собирался). Одно известно – на сайтах, особенно новостных, знают, что для того, чтобы привлечь внимание людей и побудить их кликнуть по ссылке, новость должна быть, во-первых, плохой, во-вторых – кричащей. Люди вяло реагируют на хорошие новости – в самом деле, опыт многих поколений учит, что если Вы пропустите хорошую новость, Вы от этого не умрете, а если вот пропускать плохую – пожар, нападение врагов и тому подобное – смертельно опасно. Люди внимательнее относятся к плохим новостям, поэтому их так любят в интернете – а если новость не так ужасна, к ней нужно приделать какой-нибудь страшный, бьющий по нервам заголовок. И это верно даже в отношении относительно приличных сайтов, которые сообщают о чем-то (в основе) реальном – а интернет полон и панических уток, выдумок, и, как сейчас говорят, фейков. Создаются они все с той же простой целью – побудить пользователя пройти по ссылке.
Сетевые СМИ создают, таким образом, атмосферу взвинченности и истерии, которая побуждает к каким-то резким, необдуманным движениям – раз кругом такой кошмар, ужас и катастрофа, нужно срочно вскакивать как ошпаренным и нестись, как угорелым. Менять все деньги (почему-то всегда выходит, что люди оказываются в проигрыше), гневно проклинать тех, других или третьих предполагаемых виновников всех бед, хватать зонтики и бутерброды и выходить на площадь по призыву какого-нибудь местного аналога Мустафы Найема.
Опыт показывает, что делать резких движений как раз не стоит – особенно, если вас к ним настойчиво призывают. Не бывает такого плохого положения дел, которое сплоченные, отважные, преданные высоким идеалам, и, главное, полные справедливого возмущения люди не могли бы сделать намного хуже. В России 1917 года у людей были основания для недовольства – три года шла изнурительная мировая война с миллионами жертв. На Украине 2013 года тоже было много обоснованно недовольных людей. Коррупция была, беззаконие, бедность... А рядом, через польскую границу, была такая манящая Европа, достаток, порядок, чистота и уют.
Но, как мы хорошо знаем, в обоих случаях (и многих, многих других) людям, которые были бурно недовольны своим положением и вышли на улицы, вскоре пришлось мириться с положением гораздо более тяжелым.
Стоит спокойно относиться к сетевым страшилкам, вопилкам и, особенно, взывалкам. Это обычное дело – каждый пытается использовать ситуацию в своих интересах.
Иногда лучше выйти погулять в парк – и обнаружить, что вулкан не взорвался, рептилоиды не напали, мирные обыватели спокойно прогуливаются с семействами и пьют кофий из выездной кофейни. Обычные люди продолжают изобретательно трудиться, кормить свои семьи, и, каждый на своем месте, созидать нашу страну.
А кризисов будет еще много – так уж устроена жизнь. Ничего особенного.