«Масса соблазнов и масса расколов»

Почему не все церкви едут на Всеправославный собор, а простые верующие видят в нем «времена Антихриста»

Михаил Боков

Источник: Русская планета

Константинопольский Собор православных церквей. Фото: Иерусалимский патриархат Константинопольский Собор православных церквей. Фото: Иерусалимский патриархат
    

22 января делегация от Русской православной церкви примет участие в совещании (синаксе) глав Поместных церквей о подготовке Всеправославного собора. Синкас пройдет в пригороде Женевы Шамбези, хотя изначально его хотели провести в Стамбуле — место сменили из-за обострения политической обстановки.

Сам собор, подготовку к которому ведут уже более полувека, планируют провести в 2016 году. Предполагалось, что на него приедут представители всех автокефальных православных церквей, но уже на стадии подготовки они начали отказываться от участия. В свою очередь, простые верующие и вовсе усмотрели в соборе знак наступления «антихристовых времен» и конец православия.

Почему это произошло — разбиралась «Русская планета».

Вопросы

Круг вопросов Всеправославного собора весьма широк. Среди основных — вопросы диптиха (списка и порядка чередования Поместных церквей), предоставления автокефалии, календарный вопрос, вопрос постов и второго брака духовенства.

Ни один из них, за исключением, возможно, только вопроса о посте — не был заранее проработан и согласован участниками подготовки собора, заявил в конце 2015 года предстоятель Украинской православной церкви (УПЦ МП) митрополит Онуфрий, который в составе делегации от РПЦ посетит синакс в Швейцарии.

«Вообще, всегда вопросы, выносимые на соборы, обсуждались заранее. Для этого проводились предсоборные совещания, на которые выносились те вопросы, которые собору оставалось только утвердить. Не было такого, чтобы собор уже начался, и только после этого начинали «вбрасывать» вопросы, о которых большинство не подозревает, вопросы, заведомо спорные и вызывающие рознь», — цитирует предстоятеля УПЦ (МП) интернет-сайт «Украина.ру».

По словам Онуфрия, принципиальная позиция Церкви в том, что все вопросы должны быть предварительно согласованы на предсоборных совещаниях, и уже затем их выносят на решение собора. При этом, если хоть одна церковь выступит против, вопрос снимают с обсуждения.

Сейчас же ситуация выглядит так: из-за того, что вопросы не проработаны и не согласованы, есть опасения, что голосовать будут за одну версию документа, на подпись дадут другую, а параллельно выдвинут на обсуждение темы, которые вообще станут для ряда участников открытием. — приводит слова митрополита Онуфрия сайт «Религия на Украине».

Все это приведет к тому, что Собор превратится в череду споров и обид. «Поэтому есть идея вообще не принимать в нем участия», — добавляет предстоятель.

«Отказники»

Остается под вопросом участие в соборе целого ряда Поместных церквей. В подготовительном синаксе отказался участвовать предстоятель Элладской православной церкви архиепископ Афинский и Всея Эллады Иероним. Вместо себя он посылает делегацию митрополитов.

Причины отказа — примерно те же, о которых говорил митрополит Онуфрий, а именно — отсутствие предварительной проработки соборных вопросов, сообщает греческое агентство «Romfea». Озвучив свой отказ, предстоятель Элладской церкви вскоре сообщил, что Константинополь оказывает на него давление с целью принудить к участию в синаксе.

Отказался ехать на синакс и Патриарх Антиохийской Церкви Иоанн. Причина этому — нежелание видеть в рядах соборян представителей Иерусалимской церкви. В Антиохии считают Иерусалим захватчиком ее канонических территорий. В марте 2013 года Иерусалимский патриархат создал свою епархию в Катаре, который Антиохия считает «своим». После этого Антиохийский патриарх прервал евхаристическое общение с Иерусалимским патриархом.

Камнем преткновения было и приглашение на собор предстоятеля Чешской церкви Симеона (Яковлевича), которого большинство православных церквей не признает в его статусе. Симеон стал главой Чешской церкви при поддержке Константинополя, игнорируя решение местного Синода об избрании предстоятелем другого человека, архиепископа Прешовского Ростислава (Гонта).

Этот вопрос заставил скептически отнестись к созыву Собора и Русскую православную церковь. В декабре 2015 года митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) заявил, что из-за конфликта с Чешским предстоятелем сама возможность проведения Всеправославного собора вызывает сомнения.

Уже в январе, пытаясь сгладить эту ситуацию, в Чехии побывали эмиссары Константинополя. 14 января греческое агентство «Ромфея» сообщило, что Синод Константинопольской православной церкви пошел на попятную — признал законным предстоятелем Чешской церкви архиепископа Ростислава.

Интриги

Тому, что Константинополь активно лоббирует проведение Всеправославного собора, порой, не гнушаясь давить на «отказников», есть свои объяснения.

Константинопольский патриархат занимает первое место в диптихе Церквей и именуется «Вселенским», но по факту сегодня он имеет немного влияния в мире. Большая часть его паствы рассеяна по разным странам. В самом Константинополе, сегодняшнем Стамбуле, при почти 14 млн населения православными считают себя не более 2 тысяч человек (по другим оценкам — 3–4 тысячи жителей). Организация собора, который в некоторых кругах уже именуют VIII Вселенским, это шанс вернуть былой авторитет и возможность «прирасти» новыми территориями.

Эксперты РП не раз отмечали возросшую активность посланцев от Константинопольского патриархата на территории Украины. Летом 2015 года два его иерарха (епископ Эдмонтона и Западной епархии Иларион (Рудник) и епископ Памфильский Даниил (Зелинский) побывали на заседании раскольничьей церкви Филарета (Денисенко). Тогда эксперты РП назвали это «разведкой боем»: Константинополь прощупывает почву для того, чтобы взять «раскольников» под свое крыло и получить тем самым епархию на Украине. В православной церкви на визит восточных иереархов, прошедший без согласования с УПЦ МП, ответили нотой протеста.

Собор, кроме этого, даст возможность Константинополю решить вопрос с легитимизацией статуса Эстонской церкви. Исторически православная церковь в Эстонии находилась под омофором Московского патриархата. Однако в 1996 году Константинопольский патриархат учредил в стране параллельную автономную церковь под своей юрисдикцией. Москва не признает новую церковную структуру в Эстонии до сих пор.

Тревоги

Размытая формулировка вопросов Всеправославного собора, а также его поддержка и одобрение Ватиканом (чьи представители не раз говорили о том, что собор поможет укреплению «экуменического диалога») рождают неприятие со стороны большого числа простых верующих.

В интернете действуют десятки сайтов и блогов, которые призывают протестовать собору. Они утверждают, что решения собора изменят догматику православной церкви и фактически уничтожат ее.

Одновременно по сети гуляет документ, известный как «Тайный меморандум», который якобы подписали в преддверии собора представители ряда Поместных православных церквей (в том числе Русской). Речь в «меморандуме» идет о сближении с Римско-католической церковью и создании новой единой христианской церкви. Для этого планируется, как гласит документ, принять первостепенство Ватикана в христианской жизни, упразднить ряд православных патриархатов и ввести новый порядок богослужений.

Одним из подписантов «меморандума» указан архимандрит Ефрем, игумен Ватопедского монастыря на Афоне. Источники, близкие к Ефрему, сообщили «Русской планете», что игумен не мог подписать подобное.

В этой обстановке, когда информационная среда полна фальсификаций, а весь мир буквально трещит по швам, собор будет настоящим испытанием для православного мира и грозит породить «массу соблазнов и массу расколов», как назвал происходящее блаженнейший митрополит Киевский и Всея Украины Онуфрий.

Михаил Боков

Источник: Русская планета

21 января 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Оценивая итоги Святого и Великого Собора Оценивая итоги Святого и Великого Собора Оценивая итоги Святого и Великого Собора Оценивая итоги Святого и Великого Собора
По просьбе насельников афонской обители Григориат Agionoros.ru публикует перевод заявления монастыря по итогам Критского собора.
В вопросах веры недопустимо следовать только дипломатии В вопросах веры недопустимо следовать только дипломатии
Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос)
В вопросах веры недопустимо следовать только дипломатии В вопросах веры недопустимо следовать только дипломатии
Митрополит Навпактский и Святовласиевский Иерофей (Влахос)
Единство на церковном языке не является абстрактной и безусловной категорией, оно неразрывно связано с верой. И когда кто-то отклоняется от веры, единство с ним не будет благом; напротив, тот, кто хранит богооткровенную истину, является и хранителем единства.
Элладская Православная Церковь опубликовала послание к народу о Критском соборе Элладская Православная Церковь опубликовала послание к народу о Критском соборе
Священный Синод Элладской Церкви обращается ко всем верным чадам, чтобы проинформировать их о Святом и Великом Соборе Поместных Православных Церквей, который состоялась в июне 2016 года на острове Крит.
Митрополит Николай о Критском соборе: Попытка договориться с инославными нанесла серьезные раны Церкви Митрополит Николай о Критском соборе: Попытка договориться с инославными нанесла серьезные раны Церкви
Иерарх Элладской Православной Церкви прокомментировал итоги Критского собора и рассказал о том каким видит будущее межправославного диалога.
В Греции не стихает полемика относительно документов Критского собора В Греции не стихает полемика относительно документов Критского собора
В Греции не стихает полемика по поводу Китского собора и принятых на нем документов. Митрополит Солунский Анфим направил открытое послание известному греческому богослову, почетному профессору Салоникского университета им. Аристотеля протопресвитеру Феодору Зисису.
Митрополит Навпактский Иерофей: Тексты Критского собора нуждаются в богословской доработке Митрополит Навпактский Иерофей: Тексты Критского собора нуждаются в богословской доработке
Владыка подчеркнул, что Церкви необходимы в первую очередь не дипломаты, а богословы, взгляды которых являются плодом их опыта духовной жизни.
Грузинская Православная Церквь не считает собор на Крите всеправославным Грузинская Православная Церквь не считает собор на Крите всеправославным
Вслед за Болгарской Православной Церковью, священноначалие которой пришло к выводу что собор на Крите не был ни «Великим» ни «Вселенским», со схожими оценками выступил Священный Синод Грузинской Православной Церкви.
О Критском соборе О Критском соборе
Митрополит Гортинский и Мегалопольский Иеремия
О Критском соборе О Критском соборе
Митрополит Иеремия (Фундас)
Открытое письмо митрополита Гортинского и Мегалопольского Иеремии, разосланное иерархам Элладской Церкви и опубликованное в различных интернет-изданиях.
Болгарская Православная Церковь о Соборе на Крите Болгарская Православная Церковь о Соборе на Крите
Определение Священного Синода
Болгарская Православная Церковь о Соборе на Крите Болгарская Православная Церковь о Соборе на Крите
Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь никогда не утрачивала единения в вере и общения в Святом Духе и потому не может принять утверждения о «восстановлении единства» с «другими христианами», поскольку данное единство существует неизменно в Теле Христовом.
Комментарии
Читательница (Подмосковье) 22 января 2016, 20:07
Если вопросы Собора предварительно должным образом не проработаны,-какой смысл его собирать?! Можно вспомнить И.А. Крылова:
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука».
Если все-таки Собор состоится, нужно вспомнить слова:
"Чтобы был у нас стиль старый - другого мы принимать не можем.
Чтобы мы были строго православными. Мы никогда ко всем инославным не относились с неприязнью - у нас в этом отношении совесть чиста, но мы шли своим, строго очерченным, путем. Как наши предшественники, так и мы, - уходящие теперь уже со дня на день в потусторонний мир, призываем вас хранить чистоту Православия.
Третье. О том, чтобы свято хранить церковнославянский язык. Четвертое. Некоторых сейчас страшит VIII Вселенский Собор - не смущайтесь этим, а только спокойно веруйте в Бога... Если что-либо будет на VIII ожидаемом Вселенском Соборе - что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами - мы вправе его не принять.
…мы живем во времена апокалипсические... «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны и тверды, и все у вас да будет с любовью». [1Кор.16:13-14] (отец Иоанн /Крестьянкин/ о заветах Патриарха Пимена).
Yekaterina Kartasheva22 января 2016, 05:06
Как бы во всех этих интригах, слухах и сплетнях не забыть о Самом Главном Настоятеле Православной Церкви - Иисусе Христе. Зачем "прирастать территориями", когда Церковь одна? Неужели из-за отчислений в Церковную казну. Для незадумывающегося и не следящего человека за "церковной жизнью", эта статья - сплошной ужас. Где исполнение Евангелия между самими поместными Церквами? Ведь Евангелие для всех без исключения.

Горько все это ((
Петр22 января 2016, 01:25
Простите, но статья кажется мне откровенно паникерской и именно направленной на то, чтобы разжечь те самые раскольнические настроения среди тех самых "простых верующих". Не попустит Бог собора, если он вреден для Церкви. Не волнуйтесь. Не будьте, как старообрядцы, которые из-за того, что "Исус" на "Иисус" исправил Патриарх Никон, были готовы из Церкви Христовой сбежать.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×