В Балтайском районе, в двадцати двух километрах от районного центра, расположилось старинное село Донгуз. Это поселение интересно тем, что оно почти неизменным за два прошедших столетия сохранило свой исторический облик, а главное — здесь уцелел старинный храм в честь Архангела Михаила 1822 года постройки. Более того, сейчас церковь практически полностью восстановлена в первозданном виде.
Первыми поселенцами в этих местах были беглые крестьяне, они облюбовали глухие леса северного Правобережья еще в XVI веке. Позже здесь находили приют повстанцы Степана Разина, Емельяна Пугачева и даже сторонники великого полководца А. В. Суворова, попавшего в опалу из-за конфликта с Павлом I.
В 1785 году стихийно возникшее поселение обрело статус волостного государственного села и вошло в состав Саратовского наместничества под названием Архангельское-Донгуз. Слово «донгуз» в переводе с тюркского — кабан. Зверья в этих краях всегда водилось много. Но не только охотой промышлял местный люд. Процветали различные ремесла, торговля.
С начала XIX века в Донгузе существовала деревянная часовня, а после победы в Отечественной войне 1812 года было начато строительство каменной церкви. Десять лет спустя она была открыта для прихожан. До 1917 года в храме служили два священника и диакон.
Революционные ветра изменили привычный уклад жизни богатого мастерового села. Школу при церкви закрыли, в 1922 году на ее базе начала работать начальная школа, сгоревшая в 1929 году во время сильнейшего пожара. Во многом благодаря первому председателю Донгузского сельского совета Дмитрию Попову ее в кратчайшие сроки удалось восстановить. Упоминание о Попове не случайно. Для того времени было поразительно, что человек, не скрывавший своих религиозных убеждений, стал представителем поселковой власти. Именно он не позволил взорвать храм — не пустил вандалов-богоборцев к зданию. Возле этого храма, что тоже не характерно для советских чиновников, Дмитрий Попов в 1932 году и был похоронен. К слову, его могила сохранилась до наших дней.
Церковь в 30-е годы была закрыта. Сначала ее помещение использовали под зерновой склад, с 1954 года — под сельский клуб, потом в храме разместился газообменный пункт. Во второй половине 80‑х годов лишившаяся колокольни церковь стояла заброшенной и постепенно разрушалась. Верующим ее вернули в 1989 году.
* * *
Если посмотреть на село с высоты одного из многочисленных холмов, что его окружают, храм Архангела Михаила увидишь сразу — в самом сердце поселка. Сине-белый, в цвете гжели, традиционно русской архитектуры, он сразу приковывает взгляд. Золотая маковка на фоне хмурого, пасмурного неба — как лучик солнца. Вроде бы не очень высокий и большой, этот храм величественен даже в камерности своей.
Заходим внутрь. Вход с левой стороны здания. Центральный из-за работ по строительству колокольни закрыт.
Встречают нас две прихожанки. В какой-то момент к своему стыду понимаю, что стою в храме с непокрытой головой. В ответ на мои извинения — ни слова упрека, в глазах, напротив,— доброта и понимание, радость встречи. Знакомимся.
Алевтина… Прихожанка вот уже лет двадцать — с того момента, как приехала в Донгуз. Неспешно рассказывает, как молились о восстановлении церкви, как вместе с батюшками пытались начать строительные работы, как радовались первым успехам.
Узнаю из ее рассказа, что на духовное становление местной общины сильно повлиял ее первый пастырь — священник Игорь Пасика. Отец Игорь прибыл в Донгуз из Киева в 1991 году. Службы тогда совершались в молельном доме — крошечной избёнке, в которой едва помещались немногочисленные поначалу прихожане. Отцу Игорю удалось вложить в души своих пасомых любовь к церковному богослужению, научить их искренней христианской жизни в очень скромных условиях. Господь благословил его склеить этот маленький островок жизни во Христе таким образом, что многие годы после отъезда своего первого пастыря на родину община не только сохранялась, но и преумножалась.
Восстановлением исторического здания храма занялся прибывший сюда в 2005 году священник Евгений Еськов. Он с Божией помощью энергично взялся за дело, появились меценаты, храм был включен в программу восстановления памятников архитектуры XIX столетия. Прихожане изливают свою благодарность этим двум пастырям в своих молитвах. Почти в каждой записке «о здравии» встречаются их имена.
Добрым словом вспоминают и благотворителей, помогавших в реставрации церкви:
— Еще при отце Игоре большое содействие оказала Анна Александровна Ширчкова — жительница Саратова, — рассказывает Алевтина. — Батюшка же сам из Киева, в Саратове никого не знал, вот она вместе с ним и ездила по предприятиям, о помощи храму просила. Тогда времена были тяжелые, но все-таки откликались люди: кто стройматериалами, кто мебелью, кто утварью помогал. В это же время построили дом для настоятеля и гостевой домик. Очень много для храма сделали уроженцы Донгуза Валентина Васильевна Лахаткина и Василий Владимирович Мозлов.
Но есть и воспоминания далеко не светлые:
— Когда воры залезли в молельный дом, убегая от милиции, бросили Иверскую икону Божией Матери, с давних времен сохраненную. Она разбилась и восстановлению не подлежит. Зато есть у нас старинная икона Сретения Господня. Она даже светлеть начала с тех пор, как в храм попала.
Не удержалась, спросила:
— Чудо?
— Чудо или нет, но краски посветлели.
Узнаю, что икону Сретения Господня подарил храму житель села, строитель по профессии — Сергей Елисеев. Будучи на каком-то объекте в Балаково, увидел икону в доме одной старушки — использовали святыню в качестве крышки на сундуке.
— Выпросил икону у бабушки и передал в наш храм, — продолжает Алевтина. — Было это в 2003 году. Дочь его Юлия училась в Москве в иконописной школе. Одна из ее первых ученических работ — икона святого Иоанна Предтечи — висит в храме около купели. Сама Юлия вышла замуж за будущего священника, сейчас они живут в Борисоглебске Ярославской области. А была девочкой светской-светской — и вот как ее жизнь Господь изменил.
В храме есть еще одна почитаемая икона — благоверного князя Александра Невского и равноапостольной Марии Магдалины. Икона написана на Святой Горе Афон в честь чудесного избавления от гибели императорской семьи во время крушения царского поезда 29 октября 1888 года. Благоверный князь Александр — небесный покровитель императора Александра III, а равноапостольная Мария — императрицы Марии Федоровны.
* * *
Сегодня в селе живут 1100 жителей. Приходское ядро — 30 человек, на праздничные службы собирается до ста человек.
Нынешний настоятель храма Архангела Михаила протоиерей Сергий Петриченко говорит, что когда в 2011 году получил назначение в Донгуз, переживал, что придется ему проводить будни наедине с прекрасной местной природой, но эти опасения прихожане быстро развеяли — встретили батюшку весьма приветливо, радушно и хлебосольно.
— Вспоминаются слова из Евангелия от Иоанна: Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их (Ин. 4, 38). Наши прихожане любят церковную службу, свой храм, в котором почти все понемногу трудятся: кто на клиросе, кто убирается, кто в свечной лавке стоит, — говорит отец Сергий. — Надеюсь, что и мое пребывание на этом добром приходе не будет бесплодным. Но не мне судить. А планов много: строительство колокольни, фундамент которой был выполнен в этом году старанием благотворителей из Саратова, устройство трапезной, воскресной школы. Молимся всем приходом, чтобы Господь благословил наши труды.
А прихожане, похоже, не сомневаются, что Господь село не оставит. На вопрос, есть ли у Донгуза перспективы, — радостная улыбка.
— Цветет наше село, цветет и не увядает, — говорит Алевтина. — На празднование 230‑летия со дня основания так песни пели, что подумалось: жива Россия. Да и радость у нас: молодые сельчане тоже приходят в храм. Есть кому дело передать. А то переживали: уйдем мы, кто же поддерживать уклад церковной жизни будет?
Пора уезжать, а уходить из храма совсем не хочется. Так уютно, тепло здесь душе, словно новый дом обрела. Стены за столетия «намоленные» — это очень чувствуется.
Слышу от моих новых знакомых робкое:
— Колокольню строить начали. Жаль, что средства закончились…
Просто поделились насущным, а захотелось срочно найти, раздобыть, достроить. Чтобы иметь возможность в следующий раз, когда приедем в гости, зайти вместе с донгузцами с центрального входа, как некогда с радостью, печалью или надеждой шли в этот храм наши предки-земляки. Чтобы почувствовать себя в глубине души этого прекрасного русского села.
Газета «Православная вера» № 01 (549)