Православный календарьПравославный календарь
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.

Во имя Господа сохраненный

Любовь Прокопьева

Источник: Православие и современность

В Балтайском районе, в двадцати двух километрах от районного центра, расположилось старинное село Донгуз. Это поселение интересно тем, что оно почти неизменным за два прошедших столетия сохранило свой исторический облик, а главное — здесь уцелел старинный храм в честь Архангела Михаила 1822 года постройки. Более того, сейчас церковь практически полностью восстановлена в первозданном виде.

    

Первыми поселенцами в этих местах были беглые крестьяне, они облюбовали глухие леса северного Правобережья еще в XVI веке. Позже здесь находили приют повстанцы Степана Разина, Емельяна Пугачева и даже сторонники великого полководца А. В. Суворова, попавшего в опалу из-за конфликта с Павлом I.

В 1785 году стихийно возникшее поселение обрело статус волостного государственного села и вошло в состав Саратовского наместничества под названием Архангельское-Донгуз. Слово «донгуз» в переводе с тюркского — кабан. Зверья в этих краях всегда водилось много. Но не только охотой промышлял местный люд. Процветали различные ремесла, торговля.

С начала XIX века в Донгузе существовала деревянная часовня, а после победы в Отечественной войне 1812 года было начато строительство каменной церкви. Десять лет спустя она была открыта для прихожан. До 1917 года в храме служили два священника и диакон.

Революционные ветра изменили привычный уклад жизни богатого мастерового села. Школу при церкви закрыли, в 1922 году на ее базе начала работать начальная школа, сгоревшая в 1929 году во время сильнейшего пожара. Во многом благодаря первому председателю Донгузского сельского совета Дмитрию Попову ее в кратчайшие сроки удалось восстановить. Упоминание о Попове не случайно. Для того времени было поразительно, что человек, не скрывавший своих религиозных убеждений, стал представителем поселковой власти. Именно он не позволил взорвать храм — не пустил вандалов-богоборцев к зданию. Возле этого храма, что тоже не характерно для советских чиновников, Дмитрий Попов в 1932 году и был похоронен. К слову, его могила сохранилась до наших дней.

Церковь в 30-е годы была закрыта. Сначала ее помещение использовали под зерновой склад, с 1954 года — под сельский клуб, потом в храме разместился газообменный пункт. Во второй половине 80‑х годов лишившаяся колокольни церковь стояла заброшенной и постепенно разрушалась. Верующим ее вернули в 1989 году.

* * *

    

Если посмотреть на село с высоты одного из многочисленных холмов, что его окружают, храм Архангела Михаила увидишь сразу — в самом сердце поселка. Сине-белый, в цвете гжели, традиционно русской архитектуры, он сразу приковывает взгляд. Золотая маковка на фоне хмурого, пасмурного неба — как лучик солнца. Вроде бы не очень высокий и большой, этот храм величественен даже в камерности своей.

Заходим внутрь. Вход с левой стороны здания. Центральный из-за работ по строительству колокольни закрыт.

Встречают нас две прихожанки. В какой-то момент к своему стыду понимаю, что стою в храме с непокрытой головой. В ответ на мои извинения — ни слова упрека, в глазах, напротив,— доброта и понимание, радость встречи. Знакомимся.

Алевтина… Прихожанка вот уже лет двадцать — с того момента, как приехала в Донгуз. Неспешно рассказывает, как молились о восстановлении церкви, как вместе с батюшками пытались начать строительные работы, как радовались первым успехам.

Узнаю из ее рассказа, что на духовное становление местной общины сильно повлиял ее первый пастырь — священник Игорь Пасика. Отец Игорь прибыл в Донгуз из Киева в 1991 году. Службы тогда совершались в молельном доме — крошечной избёнке, в которой едва помещались немногочисленные поначалу прихожане. Отцу Игорю удалось вложить в души своих пасомых любовь к церковному богослужению, научить их искренней христианской жизни в очень скромных условиях. Господь благословил его склеить этот маленький островок жизни во Христе таким образом, что многие годы после отъезда своего первого пастыря на родину община не только сохранялась, но и преумножалась.

Восстановлением исторического здания храма занялся прибывший сюда в 2005 году священник Евгений Еськов. Он с Божией помощью энергично взялся за дело, появились меценаты, храм был включен в программу восстановления памятников архитектуры XIX столетия. Прихожане изливают свою благодарность этим двум пастырям в своих молитвах. Почти в каждой записке «о здравии» встречаются их имена.

Добрым словом вспоминают и благотворителей, помогавших в реставрации церкви:

— Еще при отце Игоре большое содействие оказала Анна Александровна Ширчкова — жительница Саратова, — рассказывает Алевтина. — Батюшка же сам из Киева, в Саратове никого не знал, вот она вместе с ним и ездила по предприятиям, о помощи храму просила. Тогда времена были тяжелые, но все-таки откликались люди: кто стройматериалами, кто мебелью, кто утварью помогал. В это же время построили дом для настоятеля и гостевой домик. Очень много для храма сделали уроженцы Донгуза Валентина Васильевна Лахаткина и Василий Владимирович Мозлов.

Но есть и воспоминания далеко не светлые:

— Когда воры залезли в молельный дом, убегая от милиции, бросили Иверскую икону Божией Матери, с давних времен сохраненную. Она разбилась и восстановлению не подлежит. Зато есть у нас старинная икона Сретения Господня. Она даже светлеть начала с тех пор, как в храм попала.

Не удержалась, спросила:

— Чудо?

— Чудо или нет, но краски посветлели.

Узнаю, что икону Сретения Господня подарил храму житель села, строитель по профессии — Сергей Елисеев. Будучи на каком-то объекте в Балаково, увидел икону в доме одной старушки — использовали святыню в качестве крышки на сундуке.

— Выпросил икону у бабушки и передал в наш храм, — продолжает Алевтина. — Было это в 2003 году. Дочь его Юлия училась в Москве в иконописной школе. Одна из ее первых ученических работ — икона святого Иоанна Предтечи — висит в храме около купели. Сама Юлия вышла замуж за будущего священника, сейчас они живут в Борисоглебске Ярославской области. А была девочкой светской-светской — и вот как ее жизнь Господь изменил.

В храме есть еще одна почитаемая икона — благоверного князя Александра Невского и равноапостольной Марии Магдалины. Икона написана на Святой Горе Афон в честь чудесного избавления от гибели императорской семьи во время крушения царского поезда 29 октября 1888 года. Благоверный князь Александр — небесный покровитель императора Александра III, а равноапостольная Мария — императрицы Марии Федоровны.

* * *

    

Сегодня в селе живут 1100 жителей. Приходское ядро — 30 человек, на праздничные службы собирается до ста человек.

Нынешний настоятель храма Архангела Михаила протоиерей Сергий Петриченко говорит, что когда в 2011 году получил назначение в Донгуз, переживал, что придется ему проводить будни наедине с прекрасной местной природой, но эти опасения прихожане быстро развеяли — встретили батюшку весьма приветливо, радушно и хлебосольно.

— Вспоминаются слова из Евангелия от Иоанна: Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их (Ин. 4, 38). Наши прихожане любят церковную службу, свой храм, в котором почти все понемногу трудятся: кто на клиросе, кто убирается, кто в свечной лавке стоит, — говорит отец Сергий. — Надеюсь, что и мое пребывание на этом добром приходе не будет бесплодным. Но не мне судить. А планов много: строительство колокольни, фундамент которой был выполнен в этом году старанием благотворителей из Саратова, устройство трапезной, воскресной школы. Молимся всем приходом, чтобы Господь благословил наши труды.

А прихожане, похоже, не сомневаются, что Господь село не оставит. На вопрос, есть ли у Донгуза перспективы, — радостная улыбка.

— Цветет наше село, цветет и не увядает, — говорит Алевтина. — На празднование 230‑летия со дня основания так песни пели, что подумалось: жива Россия. Да и радость у нас: молодые сельчане тоже приходят в храм. Есть кому дело передать. А то переживали: уйдем мы, кто же поддерживать уклад церковной жизни будет?

Пора уезжать, а уходить из храма совсем не хочется. Так уютно, тепло здесь душе, словно новый дом обрела. Стены за столетия «намоленные» — это очень чувствуется.

Слышу от моих новых знакомых робкое:

— Колокольню строить начали. Жаль, что средства закончились…

Просто поделились насущным, а захотелось срочно найти, раздобыть, достроить. Чтобы иметь возможность в следующий раз, когда приедем в гости, зайти вместе с донгузцами с центрального входа, как некогда с радостью, печалью или надеждой шли в этот храм наши предки-земляки. Чтобы почувствовать себя в глубине души этого прекрасного русского села.

Газета «Православная вера» № 01 (549)

Любовь Прокопьева

Источник: Православие и современность

27 января 2016 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 35 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×