Англоязычные атеистические сайты любят выкладывать истории «деконверсии» – ухода людей от веры в Бога. Собственно, нечто похожее было уже в советской атеистической пропаганде (например, сборник «Почему мы порвали с религией»). Недавно такие же истории появились у нас, по-русски, и их бывает очень интересно почитать – как вообще бывает интересно читать историю поисков и заблуждений человеческой души.Американцы скорее используют американский же христианский жанр «личного свидетельства» – рассказа о том, как человек обратился к Богу, придавая этому же жанру обратный смысл – «как я отвратился от Бога». В американской все еще довольно религиозной среде такие рассказы играют дополнительную роль – подбодрить тех, кто утратил веру, но не решается заявить об этом открыто.
Естественно, когда читаешь эти свидетельства, пытаешься понять причины. Обычно они подаются так: человек узнал что-то, чего он не знал до этого и что оказалось несовместимым с христианской картиной мира. Это очень хорошо укладывается в чуть ли не главный атеистический тезис – что религия происходит от незнания, люди ищут объяснения миру, и, в отсутствие науки, принимают религиозное. Но тут являются британские ученые и объясняют все в рамках строгого материализма, так что религия оказывается полностью разоблачена и ниспровергнута.
Но когда читаешь аргументы, побудившие людей оставить веру во Христа, не находишь ничего нового, ничего, что не было бы уже известно множеству христиан, которых это отнюдь не отвращает от веры.
«Я начал внимательно читать Библию и обнаружил, что она полна ошибок и противоречий». Ну и? Вообще-то мы все читаем Библию, есть много профессиональных библеистов, которые в курсе всего, что можно про Библию сказать, причем на очень серьезном профессиональном уровне – и ничего, веруют.
«Прочитал Докинза и он мне разъяснил про эволюцию». Ну и? Выдающиеся ученые-биологи, например, Феодосий Добжанский или ныне здравствующий Френсис Коллинз знают об эволюции намного больше, чем Вы или я, и точно не меньше, чем Докинз, – и они остаются христианами.
Не вступая в подробную беседу о соотношении науки и религии, достаточно отметить, что среди видных ученых предостаточно верующих – а среди тех, кто не верит, многие вовсе не считают науку и религию враждебными. Как сказал известный биолог, и агностик по своим личным убеждениям, Стивен Джей Гульд, перечисляя верующих ученых в его области знания, «или половина моих коллег невероятно глупы, или дарвиновская теория вполне совместима и с традиционной религией, и с атеизмом».
Школьники, пишущие в сообщество ру_антирелижн, могут счастливо считать Добжанского или Коллинза глупыми – но признаем, что эти верующие люди внесли намного больший вклад в развитие науки, чем наши юные сетевые атеисты.
Итак, как мы видим на множестве примеров, знание никак не разрушает веру – люди, которые давно знают всё, что в рассказах о «деконверсии» подается как причина к отпадению, тем не менее, остаются христианами.
Правда, тут надо признать, что люди из фундаменталистских протестантских общин сталкиваются со специфическими трудностями. Им внушили, что Библия должна соответствовать критериям безошибочности, принятым в богословии их общины. И когда они обнаруживают, что это, видимо, не так, их вера шатается и падает, как это произошло, например, с известным современным библеистом Бартом Эрманом. Но эта трудность не является непреодолимой: если фундаменталистские предоставления о Писании, сложившиеся в конкретных христианских общинах в конкретную эпоху, неверны, из этого никак не следует, что Христос не воскресал или что Библия не является Божественным Откровением.
Где-то могут настаивать на том, что Земле 6000 лет, а Адам
ездил верхом на динозавре – цифра, которой в Библии
нет, но которую выводят из нее при помощи разных
подсчетов. Человек из такой общины, столкнувшись с
убедительными данными о том, что Адам на динозавре, скорее
всего, не ездил, а Земля заметно старше, может быть
глубоко обескуражен.
Но из того, что верования данной конкретной общины могут
быть ошибочными, никак не следует, что Христос не
воскресал. Множество христиан верят в Бога и Христа Его,
совершенно не разделяя этих конкретных взглядов.
«Христос не теория»
Более того, нельзя не признать очень странной саму идею, что человек ознакомился с какими-то теориями британских ученых и через это от Христа отрекся. Христос – это же не теория, которую можно побить другой теорией.
Поэтому при чтении рассказов о деконверсии всегда возникает впечатление, что люди стали тяготиться своей верой по причинам какого-то другого характера, а потом уже рационализировали это при помощи тех или иных книжек. То ли их тяготила атмосфера в конкретной общине (кое-где, судя по описанию, она действительно может утомлять), то ли у них сложился давящий образ Бога, который очень строго смотрит на прическу, музыку, кино и нарушения всяких мелких и искусственных правил, то ли еще что, и они искали оснований уйти.
«Главная настоящая причина отпадения – неверие в прощение Божие»
Некоторые из людей, побывавших в отпадении и потом вернувшихся, говорят о том, что главная причина – неверие в прощение Божие. Согрешив и глубоко страдая, человек ищет выхода не в прощении Божием, а в том, чтобы удалиться от Бога на максимальное расстояние и желательно вообще убедить себя, что Бога нет. В точности как в истории Адама: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3, 10).
И тут, наверное, прежде всего, стоит возвещать благую весть: Христос умер за грехи наши и воскрес из мертвых. Нет такого греха, который не был бы искуплен Его честной Кровью. Всякий, кто придет к Нему с покаянием и верой, откуда бы он ни пришел, будет полностью прощен и принят. Как торжественно обещает Бог устами пророка, «изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Ис. 44, 22).