В нашей беседе Дмитрий Певцов еще раз доказал чеховскую мудрость: краткость – сестра таланта. Мы получили четкие ответы на вопросы без каких-либо лирических отступлений. Дмитрий поделился своими взглядами на жизнь, рассказал о том, как избавиться от внутреннего конфликта между верой и лицедейством, о преподавательской деятельности, о новых проектах…
– Нашу беседу я бы хотела начать не с вопроса, а с просьбы – охарактеризовать себя сегодняшнего, в преломлении лет, сыгранных ролей, накопленного жизненного опыта.
– Невозможно ответить одним или двумя предложениями. А описывать собственную персону в жанре эссе, «выворачивая наизнанку» собственную душу, мне кажется неуместным. Это возможно только на исповеди в храме, больше нигде. То есть абсолютно нигде.
– Тогда без вопроса мне не обойтись. Что сейчас является действительно самым важным в вашей жизни – как духовной, так и творческой?
Главное – найти баланс между православным мировоззрением и «страстным» театральным искусством
– В жизни духовной самым важным для меня, впрочем, как и для любого православного человека, является мое собственное душевное переустройство, каждодневные попытки избавиться от грехов, с которыми долгое время жил, не считая их грехами.
Самое главное в жизни творческой – найти правильный баланс между православным мировоззрением и нашим «страстным» театральным искусством.
– Это, наверняка, очень непросто… Как и преподавание актерского мастерства молодому поколению – а это еще и большая ответственность. Прошло уже три года, как вы вместе с вашей женой Ольгой Дроздовой в Институте современного искусства набрали свой первый актерский курс. Каковы успехи ваших подопечных? К чему, по вашему мнению, стремится молодежь?
– Студенты радуют нас тем, что большинство из них научились мыслить и чувствовать на сцене. Каждый из них обретает и расширяет свою собственную зону заразительности. Их уже любят зрители, что доставляет нам огромную радость. И еще – что, может быть, важнее: есть среди них чистые и цельные человеческие характеры. Мы очень надеемся, что наш пресловутый театральный мир не сможет эти натуры повредить и измельчить.
– Что бы вы посоветовали ребятам, которые хотят встать на этот путь? Как им не потерять себя?
– В актерской профессии самым главным, на мой взгляд, является умение терпеть, «пахать» без видимых результатов, ждать, оставаясь в лучшей актерской форме. Без подобного умения никакой талант, гений, дарование в этой профессии не состоится.
– Помогает ли профессиональная актерская деятельность в раскрытии себя, Бога в себе?
– Нет.
– Не могу не обойти стороной тему лицедейства. Актерская профессия часто сопряжена с опасностью духовной подмены. Многие роли опасны для духовного состояния человека. Ведь актер должен уметь «перевоплощаться» в своего персонажа, в его не только мысли, но и страсти. Как вы, будучи человеком воцерковленным, ответили прежде всего самому себе на эти вопросы?
Профессиональный актер всегда контролирует то, что он делает
– Профессиональный актер всегда контролирует то, что он делает, и то, что с ним происходит на сцене или в кадре. Полное перевоплощение, стопроцентное погружение в страсти, мысли и действия персонажа, которого играешь, – это уже клинический случай для психиатрии. Для меня актерство не более чем моя работа, профессия, пусть даже призвание. А в последнее время я стал очень скрупулезно подходить к выбору материала, с которым, возможно, предстоит встретиться в работе. Это касается не только роли, но и самого произведения, и даже автора. Такой подход избавляет меня от внутреннего конфликта между верой и лицедейством.
– В каких проектах вы сейчас участвуете? Какие из них являются особенно интересными для вас и почему?
– Во второй половине февраля состоится премьера в Театре имени М. Ермоловой. Спектакль будет называться «Дон Джованни». Сюжет классический, о Дон Жуане; пьеса современная, автор – наш современник, американец (написавший, кстати, около 400 пьес). Режиссер – Виктор Шамиров. Работа для меня очень интересная. Пьеса, с одной стороны, философски очень глубока, а с другой стороны, почти фарс. И режиссер В. Шамиров мне очень симпатичен. Он очень талантлив и к тому же ученик Марка Захарова – моего учителя в «Ленкоме». В этом материале у меня есть возможность рассказать историю о человеке, который, прожив всю жизнь в грехе, неожиданно для себя влюбляется. Да так сильно, что сам кардинально меняется, и именно в лучшую сторону. Но без покаяния нет спасения: дон Джованни не успевает покаяться и оказывается в аду…
В моем родном «Ленкоме» у меня тоже радость: Марк Анатольевич назначил меня на роль в новом спектакле по произведениям Сорокина. Как-то так сложилось, что последние 14 лет с мастером я почти не работал. Были вводы в идущие спектакли, но в новые свои работы Марк Анатольевич меня не звал – очевидно, не было необходимости. Я к этому отношусь спокойно, да и работы мне всегда хватало. И вот в этом сезоне такая радость – снова поработать с учителем.
В кино пока ничего интересного не происходит. Снимаюсь я регулярно – два, три фильма в год, но рассказать тут особо не о чем.
Довольно большое время у меня занимает музыкальная деятельность, работа с группой «КарТуш», гастроли, репетиции с музыкантами. Последнюю неделю февраля, например, мы проведем в гастрольном туре по Приморью…
– Интересно, а изменились ли приоритеты в выборе ролей?
– Есть одно, но самое главное отличие в том, как я выбирал роли раньше и теперь.
Несколько лет назад при выборе роли для меня было главным, как я сыграю эту роль, каким новым качеством смогу блеснуть перед зрителем, какие новые краски появятся в моей актерской палитре, как я «прозвучу» в этой роли. То есть абсолютно эгоцентрически направленное любопытство и рассматривание под микроскопом собственных успехов.
Сейчас при выборе роли для меня важно, какими мыслями я смогу поделиться со зрителями
Сейчас для меня важно то, что я смогу рассказать в этой роли, какую тему раскрыть, чем, какими мыслями смогу поделиться со зрителями. Если в роли нет темы, которая мне интересна, я не стану ею заниматься, какие бы мне тут ни «светили» профессиональные дивиденды.
– То есть ваш взгляд в отборе материала изменился, стал более глубоким – раскрытие важных тем в первую очередь для зрителя. Направленность не на себя, не на свое эго – так учит нас Православие. А как люди из вашего окружения (люди кино, театра и эстрады), по вашему мнению, относятся к Богу и Церкви?
– Мое окружение, действительно значимое для меня, – это моя семья, прежде всего: мама, жена, сын, теща, близкие друзья, которые абсолютно солидарны со мной в вопросах веры и Бога. Что касаемо «людей кино, театра и эстрады», то, как и в любой другой профессии, здесь встречаются разные люди, с совершенно противоположными взглядами на жизнь, мироустройство и Церковь.
– И в конце нашей беседы хотелось бы затронуть тему искусства в целом… По вашему мнению, какова его задача в современном мире вообще, и какая должна быть цель на самом деле?
– Ну, не знаю… Может, цель искусства – напоминать человечеству о существовании высших духовных ценностей, о Том, по Чьему образу и подобию был создан человек, о том, что всё, что мы делаем, чувствуем, даже мыслим, оставляет след в нашей (и не только) душе?
Наберите в любом поисковике «Уничтожение морали и нравственности в России»
И не только у нас, а во всем мире. Ссылки только на авторитетные источники. Серьезная статья.
…исследователи пришли к выводу, что телевидение пропагандирует распущенность, ведь в 91% эпизодов, которые показывают сексуальную связь между мужчиной и женщиной, партнеры не состоят в браке. Если взрослый человек еще может критически оценивать такую телепродукцию и отмежевывать выдумку от реальности, то ребенок часто воспринимает телевизионные схемы как план для реализации в жизни…
…по данным социологического исследования кандидата психологических наук О. Дроздова (Институт психологии им. Г. Костюка АПН Украины), 58% молодежи стремятся копировать поведение телегероев, преимущественно из зарубежных фильмов, а 37,3% молодежи готовы совершить противоправные действия, беря пример с телегероев…
P.S. Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем.
Понятно, почему Певцов внимательно относится к выбору ролей. А что с подавляющим большинством актерского цеха? Уже не секрет, что заинтересованные компании, так и хочется сказать - цеховики, платят хорошие деньги за сцены с распитием спиртного (скрытая реклама) и наши любимые актеры об этом знают и получают.
О прочих пороках усиленно навязываемых обществу, в котором прошу заметить есть и дети, знает каждый.
Первыми лицами в государстве российском стали актеры, достаточно включить телевизор. Ток-шоу и массовые клоунады по разным темам с неизменной актерской командой вместе и порознь. Настоящая героизация актера, которая закрепляет в массовом сознании продвигаемый продукт, который разрекламированный лицедей потребляет и служит примером для подражания. Это у них, треклятого запада Шварцнегер бросает курить, а вслед за ним миллионы его поклонников. У нас движение наоборот.
Дай Бог Дмитрию сыграть во Славу Божию! И если получится, вразумить коллег.
Как-то у отца Андрея Ткачева прочитала: "Человек подходит к искусству с немым вопросом: «Помоги мне понять себя».
Думаю, это в равной степени касается и артиста, и зрителя - связка-то одна, друг без друга они быть не могут!
По моему мнению, у артиста, по-настоящему уважающего зрителя, должно быть внутренняя духовная цензура, некое "мелкое сито", пропускающее только чистейший золотой песок настоящего искусства, а всякая пошлость, тупость и грубость в основном оставались бы на "решете".
Как хотелось бы, чтобы это стало основополагающим принципом и в театре, и в кинематографе, и на нашей деградирующей (по моему мнению) эстраде (хотя не все потеряно, один Сережа Волчков чего стоит!)
Очень порадовало, что Дмитрий и Ольга преподают. Ведь то, что они вложат в ребят, то, чему они их научат, то потом и будет звучать со сцены.
Так уже хочется на сцене видеть и слышать не искусственную чепуху-шелуху. Не новомодное "одноразовое" искусство. Выходить из театра либо филармонии не с разочарованием, а с разбереденной от счастья ли, от сострадания ли, душой.