Православный календарьПравославный календарь
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.

О болезни расколоучительства

Последние недели, после встречи Патриарха и Папы, весьма оживились наши расколоучители – они были и раньше, вспомним бедного бывшего Епископа Диомида, а тут повод, который они упустить не могли. Они говорят, что ревнуют о правой вере; вероятно, они вполне искренне так полагают.

    

Как об этом пишет, например, Авва Дорофей, враг Церкви и нашего спасения далеко не всегда ищет склонить нас к грубому и явному греху; напротив, он пытается отравить те наши устремления, которые в основе являются добрыми: «Когда диавол видит, что кто-нибудь не хочет согрешить, то он не столько неискусен в делании зла, чтобы стал внушать ему какие-либо явные грехи, и не говорит ему: иди, сотвори блуд, или пойди, укради; ибо он знает, что мы этого не хотим, а он не считает нужным внушать нам то, чего мы не хотим, но находит в нас, как я сказал, одно пожелание или одно самооправдание, и тем под видом доброго вредит нам. Поэтому опять сказано: лукавый злодействует, егда сочетавается с праведным... (Притч. 11:15). Лукавый есть диавол, и тогда он злодействует, егда сочетавается с праведным, т. е. когда сочетается с самооправданием нашим, тогда он становится более крепким, тогда более вредит, тогда более действует. Ибо когда мы держимся своей воли и следуем оправданиям нашим, тогда, делая, по-видимому, доброе дело, мы сами себе расставляем сети и даже не знаем, как погибаем»

Евангельские фарисеи – которых Господь порицает с такой резкостью – были людьми глубоко ревностными к отечественному закону, и стремившиеся тщательнейшим образом, до малейших деталей исполнить то, что Бог заповедовал через Моисея. Мы все знаем, до чего их довела эта ревность.

Все еретики и расколоучители пламенно верили в то, что делают Божье дело, и исполняют свой долг по отношению к истине. Это со стороны мы видим ужасающую, неисцелимую, глухую к любым увещеваниям личную гордыню – изнутри, с точки зрения самих этих людей, это была чистая ревность по Боге.

В миру все ужасные массовые бедствия, смуты и революции, производятся людьми, уверенными, что они стоят за правое дело. Самые ужасные вещи маскируются под самые почтенные.

Увы, в падшем человеке искание правды смешивается гордыней как спирт с водой – в любой пропорции, потом добавляется ненависть к врагам правды, потом гордыня и ненависть вытесняет все остальное.

Человек уже делается неспособен слышать какую-либо правду кроме его частной правды – и усваивает своим мнениям (хотя бы, отчасти и обоснованным) статус Истины, за которую нужно подвизаться, чтобы обрести венец Жизни.

Любая оглядка, любое признание, что хоть в какой-то детали, хоть в какой-то мелочи человек оказался неправ, делается для него неприемлемой; это воспринимается уже не как уязвление (впрочем, вполне терпимое) гордости, но как предательство Правды.

В церковном фрондерстве (как либеральном, так и фундаменталистском) это бросается в глаза. Все предатели истины, а я св. Марк Эфесский. Или, в либеральном варианте, все фарисеи, а я – апостол любви.

Мы это видели на ряде печальных примеров – сначала человек желает критиковать каких-то лиц или какие-то явления в Церкви, у него на это есть некоторые основания, при этом его вскоре начинает заносить, критика становится эмоциональной и резкой, он начинает делать все более очевидные фактические ошибки и отказывается замечать их, когда ему на них указывают, потом его собственный образ в его глазах приобретает все более яркое сияние, образ тех, кто с ним не согласен – становится все более отталкивающим. Он все более видит себя последним оплотом истины, а всех остальных – предателями.

Личное мнение оказывается столь великой святыней, что легче умереть, чем поставить его под вопрос.

Возведение ложного свидетельства на ближних начинает практиковаться уже безо всякого смущения; люди распространяют самые фантастические фейки, лишь бы они укладывались в их картину мира, и когда им прямо указывают, на то, что это фейки, нимало не смущаются.

Миряне с большой строгостью принимаются пасти Епископов, суждение любого человека из интернета (если ему случилось совпасть с моим) воспринимается как более авторитетное, чем поместный Собор. Люди вообще не доверяют Епископам, зато безоглядно доверяют своим мнениям, полагая, что все, что осталось от Церкви Христовой – это они и немногие их единомышленники. Люди, страшно негодующие на папу римского, с легкостью превосходят его в вероучительных претензиях – уже миряне начинают безошибочно вещать ex cathedra, являть себя непогрешимым голосом Предания, устами Отцов, а также анафематствовать всех, кому случится разойтись с ними во мнениях.

Все это бедственное состояние снаружи выглядит как самая нелепая заносчивость – но изнутри, в глазах самих обличителей, как твердое стояние в истине. Увы, способность к трезвой самооценке – это вообще редкий признак духовной зрелости, если не святости. А когда люди позволяют внушить себе мысль, что они – немногие устоявшие в истине Божии избранники, эта способность окончательно выходит из строя.

Люди начинают нести – и распространять – уже совершенно дикую ересь, причем ересь именно в точном смысле слова – заблуждения, соборно осужденные Церковью. Вот например, сайт, на который я попал по ссылкам, которые ревнители размещали в сети. Сайт сильно обличает священноначалие и хулит Патриарха. На нем размещены статьи наших известных ревнителей – а также статьи менее известных авторов, которые пишут, например, о том, что “Православие требует очищения от ветхозаветных мистификаций”. В статье со ссылками на антихристианских агитаторов XIX-XX веков утверждается, что Ветхий Завет – это компиляция языческих мифов, и утверждается, что “Эти открытия действительно говорят о том, что «ветхий завет» является поздней мистификаций иудейских и талмудических жрецов”. В другой статье на том же ресурсе говорится, что “Русь, к своему счастью, практически не знала ветхозаветных книг в первой половине своего христианского служения – на протяжении пяти веков после Крещения”

Эти тексты крайне безграмотны; но обратим внимание на другое. В отличие от фантастических обвинений, предъявляемых священноначалию, это – действительно ересь, известная как ересь Маркиона, отвержение Святого и Боговдохновенного Писания Ветхого Завета. Того Писания, на которое указывают Господь и Апостолы, которое благоговейно читают и изъясняют Отцы, которое постоянно присутствует в богослужении Церкви.

Люди, желающие обличить Патриарха в соглашении с еретиками скоро оказываются в компании с действительно тяжкими еретиками – так бывает в духовной жизни. Люди оказываются особенно уязвимы именно для того греха, в котором несправедливо обвиняют других.

Как же спастись от этой беды? Вспомним другие слова Аввы Дорофея: “– Когда св. Антоний увидел распростертыми все сети диавола и, вздохнув, вопросил Бога: «Кто же избегает их?» – то Бог ответил ему: «Смирение избегает их».

Впрочем, достаточно даже не высокой добродетели смирения, а простого здравого смысла. Церковь состоит из людей; люди могут грешить и ошибаться. Но ведь и сам я могу грешить и ошибаться; что разумнее предположить – что все священноначалие дружно впало в ересь, или что я впал в гордыню? Может быть, я тот великий святой, которого Бог избрал противостать всеобщему отступлению – а может, меня просто заносит, и я нахожусь в опасности сделаться Мартином Лютером мценского уезда? Что разумнее предположить?

Да, притормозить, когда скорость уже набрана, определенные слова произнесены, стороны заняты – трудно. Но совершенно необходимо задуматься, куда это нас зовут, и чего от нас хотят. Потому что довольно очевидно, что в этой ситуации люди, ведомые, возможно, искренним заблуждением, возможно, личными амбициями, возможно, амбициями кого-то, кто хотел бы атаковать Церковь, пытаются учинить раскол.

Конечно, это сопровождается горячими разговорами о верности Истине – расколы обычно так и учиняются, это, можно сказать, стандартная технология. Но цель тут – именно раскол, и каждому из нас важно понять, солидарен ли он с этой целью.

Сергей Худиев

Источник: Радонеж

1 марта 2016 г.

Рейтинг: 8.3 Голосов: 129 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Светлана13 марта 2016, 17:29
В ответ на комментарий от 3-го Марта:сколько сказано убедительных доводов в Евангелии самим Господом и Апостолами,на каждой литургии читается Апостол и Евангелие и доводов там предостаточно, но у нас нет веры,потому что нет смирения.
3 марта 2016, 03:34
Цитату из аввы Дорофея,можно ведь в полной мере применить и к действиям священноначалия в контексте данного спора. Как вам кажется? И пожалуйста, не нужно клеймить всех критиков действий наших Архиереев -еретиками и раскольниками. Не кто из нас не примеряет святых венцов и не мнит о себе лишнего. Если люди не ходят в " волях сердец своих" а стараются сверяться со святоотеческих преданием,со святыми писаниями,а от пастырей своих слышат лишь-" не бойся,не думай,мы знаем куда тебя вести" и ни каких убедительных доводов,то что нам делать? Вопреки автору скажу- не кто не хочет покидать лоно Церкви,только порядок навести нужно.
Дмитрий 2 марта 2016, 13:06
Спаси Господи!!! Очень нужная сейчас статья!
тамара 1 марта 2016, 18:39
Всё верно!!!! Вот пусть и задумаются все те священники,которые и увидели всю эту ересь во встрече патриарха и папы. Спаси и сохрани нашу ЕДИНУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ АПОСТОЛЬСКУЮ ЦЕРКОВЬ.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×