Подвиг Космы Этолийского и единство русско-греческого православного мира

Проповедь Космы Этолийского – это едва ли не самый успешный пример глобальной проповеди, благодаря которой во время османского ига православие сохранялось на Балканах и в Малой Азии. О великом христианском подвижнике, о взаимном влиянии Русской и Греческой Церквей мы беседуем с доцентом МГУ, главным редактором сайта AgionOros.ru Афанасием Зоитакисом.

Св. Косма Этолийский Св. Косма Этолийский
    

– Афанасий Георгиевич, вы много сил приложили к тому, чтобы имя равноапостольного Космы Этолийского стало известно широкому кругу людей, для многих явилось примером самоотверженного служения своему народу и делу христианского просвещения. Чем вам близок этот святой?

– Впервые прочитав житие Космы Этолийского, я был поражен тем, как простой монах в одиночку изменил судьбу целого народа. С Божией помощью ему удалось сделать, казалось бы, невозможное: воцерковить десятки тысяч людей, устроить собственную систему школьного образования, консолидировать православных. Поражает и многогранность Космы Этолийского: он обладал множеством дарований. Мужество в нем сочеталось с самопожертвованием, глубочайшая вера с любовью к ближним, смирение с образованностью, богословская глубина с даром простого слова. Равноапостольный Косма – миссионер, учитель, талантливый организатор, пророк, мученик за Христа, чудотворец.

Косма Этолийский – народный святой. О нем помнят в каждом селении, где он когда-либо побывал со своей проповедью. Задолго до канонизации подвижника люди изображали его на иконах, слагали песни, называли его именем улицы и населенные пункты, передавали память о его учении и пророчествах из поколения в поколение.

Слова и пророчества святого Космы – не просто памятники своей эпохи, они и сегодня актуальны и востребованы. Показательно, что за одной из конференций, посвященных Косме Этолийскому, по интернет-трансляции наблюдало несколько десятков тысяч человек из 89 стран мира. Духовное наследие святого «остается не только важнейшим руководством для правильного выбора своей меры христианского подвига, но и дает критерии верного понимания жизни социальной и смысла истории» (Петруня О. Современное информационное общество в свете пророчеств равноапостольного Космы Этолийского и старца Паисия).

– Во времена Космы Этолийского во второй половине XVIII века наблюдался кризис образования, следовательно – понижение культурного и нравственного состояния народа и массовая исламизация, когда сотни тысяч православных становились мусульманами. Можно сказать, что проповедь Космы Этолийского повлияла на политическую обстановку в мире, ведь турки хотели его казнить, считая агентом России?

Святой равноапостольный Косма Этолийский Святой равноапостольный Косма Этолийский
– Косма Этолийский сосредоточил свою деятельность в областях, где шла исламская экспансия, и смог ее остановить. Как жившие в эпоху святого, так и современные ученые сходятся во мнении, что, если бы не этот подвижник, «не оставалось бы в этих местах ни одного православного христианина» (Житие и пророчества Космы Этолийского), а «Греция сегодня была бы страной, где ислам был бы преобладающей религией» (Монах Никодим. О поклонении Дарам волхвов, церковной жизни, Афонских старцах и Паисии Святогорце).

Если бы православная вера была утрачена – сегодня на Балканах сложилась бы совершенно другая геополитическая конфигурация. Многие албанские националисты называют деятельность святого Космы главным препятствием, не позволившим создать так называемую «Великую Албанию».

Святой Косма считал православную веру основой духовного возрождения и выступал за объединение православных народов. Вместе со своими соратниками – православными традиционалистами – он успешно противостоял распространению идеалов европейского Просвещения. В условиях экспансии западной рационалистической и антропоцентричной идеологии сохранение православной идентичности зависело от ситуации в сфере образования. Молодежь, учившаяся на Западе, «безбожествовала, а после возращения на родину вводила в безбожие и других». Благодаря святому Косме православные получили возможность учиться на родной земле и воспитываться в духе православных ценностей. Это спасло Балканы от духовной ассимиляции западным мировоззрением.

– Каковы были особенности школ, созданных Космой Этолийским? В своих лекциях вы упоминаете, что святой создал около тысячи школ и четыре высших учебных заведения.

– Благодаря Косме Этолийскому и его соратникам, православным традиционалистам, к началу XIX века просвещение распространилось повсеместно, каждый город и деревня соревновались между собой за лучшую организацию и функционирование своих школ.

Святой Косма способствовал строительству отдельных школьных зданий, для учебного процесса создавал специализированные аудитории, обеспечивал учебные заведения книгами и учебными материалами.

Главный педагогический прием Космы Этолийского – воспитание на примере. В своих проповедях он приводит примеры из Священного Писания, творений святых отцов и житийной литературы. В то же время, осознавая, что слушатели нуждаются не только в книжном, но и в наглядном примере, святой Косма способствует тому, чтобы священники становились примером для мирян, проповедники для слушателей, учителя для учеников, родители для детей.

Педагогические кадры готовились в высших учебных заведениях, открытых по инициативе Космы Этолийского. Выпускники этих школ направлялись в ранее открытые школы низшего уровня. То есть проблема подготовки кадров была поставлена во главу угла.

Одним из основных принципов педагогической концепции Космы Этолийского был живой диалог с аудиторией и учениками. Это контрастирует с реалиями современного российского образования, где из-за бюрократизации педагогического процесса у учителей мало времени остается на живое общение с учениками и их родителями.

Ключевой особенностью системы образования Космы Этолийского стал его всеобщий и бесплатный характер. Просвещение святого охватывало не только молодежь, но и старшее поколение. Он устраивал воскресные образовательные кружки для взрослых, где они учились грамоте и включались в процесс изучения святоотеческой литературы и Евангелия.

Образование с точки зрения Космы Этолийского должно быть разносторонним и полным. Его просветительская миссия заключалась не только в проповеди православной веры, но и в научном просвещении. Практическую ценность поучений святого отмечают многие исследователи.

Однако приоритет в построенной святым Космой образовательной системе принадлежит преодолению духовной неграмотности и научению слушателей в духе евангельского и святоотеческого наследия. Он отвергал идейный подход своих оппонентов – носителей идей европейского Просвещения, настаивавших только на практическом характере образования: с их точки зрения школы должны учить детей «только тому, что пригодится им в их будущей профессии». Подобные процессы «прикладного ориентирования» образования наблюдаются и сегодня. Это неотъемлемое свойство так называемой Болонской системы.

Образование святого Космы было построено на совсем других принципах. По мысли подвижника, школа должна не просто давать сумму знаний, но и воспитывать человеческие качества.

«Когда с помощью Божией построите школу – возьмите учителя благочестивого. Если у него не будет благочестия – разрушит школу», – подчеркивал, обращаясь к слушателям, Косма Этолийский. Образование, лишенное нравственных ориентиров, становится не только неполезным, но и гибельным для человека.

Святой исходил из того, что одного голого знания – эрудированности – недостаточно: опора только на собственный рассудок, на свой эгоизм заводит человека в тупик. Кроме начитанности, жизненно необходимо Божественное просвещение.

При этом, как и другие отцы Церкви, Косма Этолийский отвергал схоластику и полагал, что Бог познается не разумом, а в опыте духовной жизни: «Чтобы постичь природу Пресвятой Троицы, надо сначала оставить зло и грехи, исповедоваться начистоту, причаститься Святых Христовых Таин с большим страхом и благоговением, и тогда Благодать Всесвятого Духа просветит наш разум, и мы сможем Ее постичь» (Косма Этолийский. Слова).

Директор современной российской школы В.С. Мартышин, проанализировав общепринятую систему образования, обнаружил, что в ней недостает много необходимого: «Дети не знают истории родного края. Они не знают истории родной семьи. Они далеки от нравственных и духовных традиций. Они не знают истории своего отечества! Не знают свой язык! Они удалены от культуры».

Образование Космы Этолийского было лишено этих недостатков. Святой бережно относился к истории. Он успешно боролся с распространением албанского и турецкого языка, стремился сохранить своеобразие и идентичность одежды, быта и обычаев православных.

По словам председателя Общества православных педагогов Санкт-Петербурга В.В. Семенцова, «в современных условиях гностического образования, построенного на культе знаний и остроте ума, живое слово становится в высшей мере востребованным. Избыток ума и чрезвычайное обилие потока информации имеют свою оборотную сторону: недостаток живоносной силы слов, исходящих не от большого острого ума, а от чистого любящего сердца». Этот недостаток мы можем восполнить, обратившись к проповедям равноапостольного Космы Этолийского. Святому удавалось коснуться сердец многих тысяч людей, возрождая в них любовь к новой жизни во Христе, а сегодня он может стать для нас ориентиром в построении гармоничной и целостной образовательной парадигмы.

– Вы профессионально занимаетесь новой и новейшей историей, историей Церкви. Каково было взаимное влияние Русской и Греческой Церквей на протяжении истории? Кто из русских подвижников православия был учителем для греков?

– По словам А.С. Пушкина, «греческое вероисповедание дает нам наш особенный национальный характер». Приняв православие, русский народ связал себя с греческим неразрывными духовными узами.

Влияние греческой традиции никак не значило простого копирования, отсутствия собственного взгляда и инициативы. Русский духовный тип был отмечен своими особыми чертами.
Православное предание, не подавляющее индивидуальность каждого человека, обеспечило возможность творчества и развития и на национальном уровне. Но признавая взаимное влияние наших поместных Церквей, подчеркнем иной аспект: нас объединяет общее Предание и его выразители – православные святые.

По словам преподобного Иустина (Поповича), «Церковь – это личность Богочеловека Христа, Богочеловеческий организм, а не человеческая организация. Церковь неделима и как личность Богочеловека, и как Тело Христово. Поэтому в самой основе ошибочно неделимый Богочеловеческий организм делить на мелкие национальные организации».

Молитва афонских монахов Молитва афонских монахов
    

Это единство ощущает каждый православный христианин. Для русского человека родными стали преподобные Паисий Святогорец и другие Афонские старцы, для греков – святитель Лука Войно-Ясенецкий и многие русские святые. Почти в каждом сербском храме – иконы святителя Нектария Пентапольского и преподобного Серафима Саровского. Я неоднократно слышал, как в греческих монастырях на трапезе читают наставления святителя Игнатия (Брянчанинова), Оптинских старцев и преподобного Феофана Затворника. В день памяти святого Силуана Афонского многочасовые всенощные бдения совершаются во всех афонских монастырях. Среди святогорцев XX столетия было множество особо почитаемых русских подвижников. Среди них выделю наставника преподобного Паисия иеромонаха Тихона (Голенкова) и старца Софрония (Сахарова).

Святой Афон Святой Афон
    

Особую роль в сплочении наших народов на протяжении веков играл Афон. На Руси всегда зорко следили за духовной жизнью Святой Горы и тщательно подражали этой жемчужине благочестия. Основатель русского монашества преподобный Антоний Печерский, Игумен земли Русской Сергий Радонежский и многие другие подвижники имели духовные связи с Афоном.

Русские и греческие подвижники активно участвовали в исихастском возрождении XIV века и «филокалическом возрождении» XVIII–XIX столетий. Духовные плоды этих движений чада Православной Церкви вкушают до сих пор. Чувство церковного единства, которое выше границ и национальных разделений, появилось уже в период первохристианской общины. В подобной системе координат действовали и православные святые. Поэтому Афонская монашеская республика всегда была духовным центром не национального, а вселенского значения. Это утверждение вполне можно отнести к Троице-Сергиевой Лавре и целому ряду других русских обителей.

– Не грозит ли Греции новая дехристианизация, подобная той, что была во времена Космы Этолийского, вследствие нынешнего наплыва иммигрантов-мусульман и агрессии соседей-албанцев?

– Такая угроза более чем реальна. В стране находится несколько миллионов нелегальных иммигрантов (подавляющее большинство из которых мусульмане). Албанская угроза также на повестке дня. Эта страна не раз высказывала претензии на греческую область Эпир и другие территории. В Греции действуют экстремистские албанские организации. Власти неоднократно обнаруживали принадлежащие им оружейные склады и пресекали иную противоправную деятельность.

Активно поддерживает распространение ислама в Греции и Турция: финансирует исламское образование и исламистские организации, требует расширения прав мусульманского меньшинства, издает литературу и помогает исламистам финансово. В этих условиях Греция и Россия должны укреплять свой молитвенный оплот и культурно-исторические связи.

Портал духовно - нравственной культуры «ПОКРОВ»

Афанасий Зоитакис
Беседу вела Ирина Ушакова

Источник: Святая Гора

4 марта 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×