Храм при МГИМО – чудо, показывающее изменение народа и страны

Сегодня Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение храма благоверного князя Александра Невского при МГИМО. О том как зародилась идея создания православного храма при светском вузе, в чем ее экстраординарность и на каком уровне сейчас находится отечественное образование рассказал в интервью РИА Новости председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессор МГИМО Владимир Легойда.   

Фото Владимира Ештокина Фото Владимира Ештокина
— Владимир Романович, сегодня завершился долгий процесс строительства храма при МГИМО. С чего все началось?

— Все началось с того, что инициативная группа преподавателей и студентов МГИМО, которую возглавлял профессор Алексей Михайлович Салмин, не доживший, к сожалению, до этой счастливой минуты, пришла к ректору — Анатолию Васильевичу Торкунову — и озвучила инициативу. Он ее поддержал. А после того, как она была оформлена, состоялась встреча с патриархом Алексием II. Мы (инициативная группа — ред.) пришли в мае 2005 года к Патриарху, и он подписал указ о создании патриаршего подворья и храма в честь святого благоверного князя Александра Невского. И по согласованию с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата, который тогда возглавлял митрополит Кирилл — ныне Патриарх, — по его благословению и благословению Святейшего Патриарха Алексия II настоятелем этого храма был назначен отец Игорь Фомин. До этого он являлся клириком Казанского собора на Красной площади.

— Какой этап был самым трудоемким?

— Мне сложно сказать, ведь я все таки не до такой степени был вовлечен во все это. Мы каждый этап переживали — получение земли,, проект храма и его коммуникаций, получение денег на храм. Любое событие — не лишнее. В храме благодаря отцу Игорю сразу появилась община. Построенный в 2012 году временный храм, а он немаленький, всегда был полон людьми, теперь и этот большой храм тоже постоянно полон людей. Это очень важно, потому что все трудности на каждом этапе переживались, я бы даже сказал, со смирением и с радостью, с божьей помощью и тем, что есть живая община.

— Считается, что каждая община чем-то отличается от остальных. В чем уникальность этой?

— Здесь все происходило, может быть, не уникально, но правильно. Когда мы говорим, что "храм не в бревнах, а в ребрах", то церковь при МГИМО — классическая иллюстрация этого. Костяк общины, люди. Молитва появились еще не только до освященного сегодня храма, но и до временной церкви.

С одной стороны, он является московским приходским храмом: сюда ходят люди, которые здесь рядом живут и люди которые давно ходят к отцу Игорю как к духовнику. А с другой стороны, в нем присутствуют преподаватели, сотрудники студенты института. Возможно, в этом если не уникальность (он не единственный в этом плане), то точно особенность.

— А как же тот факт, что самый известный пример университетского храма — церковь мученицы Татианы при МГУ — все же является продолжением прерванной после революции традиции? Отличается ли в этом плане храм при МГИМО?

— Действительно, храм при МГУ стал продолжением прерванной традиции. В этом и отличие. Но, насколько я знаю историю его открытия, там была такая же схема: инициатива студентов и преподавателей, поддержанная ректором. Было возрождение исторически существовавшего храма.

Сегодня спрашивают: "А какие чудеса могут быть в наше время!? Нет же чудес!" Люди, которые застали советское время и хорошо его помнят, понимают, что храм при МГИМО — это абсолютное чудо. Ведь это был самый идеологический вуз страны. Люди, которые учились и преподавали здесь в советское время, могут сказать вам, что представить какое-то время назад о том, что при МГИМО будет храм, было совершенно невозможно! Это чудо, которое свидетельствует о тех изменениях, которые произошли с нашим народом и с нашей страной.

— Как бы вы охарактеризовали взаимодействие Русской Православной Церкви с университетским сообществом страны?

— Лично мне хочется, чтоб оно было более тесным. Это взаимодействие сейчас существует и у него, безусловно, есть традиции связанные с традициями отечественного образования и с возрождением веры. Я, как преподаватель, убежден, что образование в нашей стране переживает не лучшее время. Мы пытаемся сбалансировать соотношение традиций и реформ. Мне кажется, что тот опыт, который есть в Церкви, мог быть востребован. Церковь не противится каким то разумным изменениям и встраивается в те процессы, которые мы считаем правильными и нужными.

Сегодня, прежде всего, основная глубинная проблема в нашем образовании, как мне кажется, заключается в том, что не осмыслены те процессы, которые происходят. Они очень быстро меняют образование, и мы даже не успеваем это осмыслить. Я считаю, что тот интеллектуальный потенциал, который есть в церкви, мог быть использован для этого осмысления.

Я говорю о том, что практическое взаимодействие могло быть более тесным. Причем не только на уровне каких-то совместных больших конференций, появления теологии (чему мы очень рады), но и на уровне студенчества, например. Вот это было бы очень важно.

Владимир Легойда
Беседовал Антон Скрипунов

Источник: РИА Новости

7 марта 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×