«Хуже гамбургеров только расстрел»

Беседа с академиком-гастроэнтерологом А.Ф. Черноусовым о том, как жить и поститься без вреда для желудка

Как выяснили, что квашеная капуста препятствует развитию рака молочной железы? Как правильно подготовить организм к Великому посту? Что нужно делать, чтобы переход к посту был безболезненным? И почему хуже «Макдональдса» только расстрел? Об этом и многом другом мы беседуем с классиком хирургической гастроэнтерологии академиком Александром Федоровичем Черноусовым.

Академик Александр Федорович Черноусов Академик Александр Федорович Черноусов

Большая Пироговская, 2. На встречу с академиком Российской академии медицинских наук дали не больше 30 минут. И этого слишком много: каждый день ученого расписан по минутам: обходы, срочные консультации и, конечно, операции. Пока добирался до нужного кабинета, меня несколько раз остановили: «Вы к академику?», «А зачем?», «А вы уверены, что он вас ждет?» После тщательного допроса мне все же разрешают пройти в просторный кабинет с огромным массивным столом. В шкафу икона Спасителя и святителя Иоанна Шанхайского. На стене портрет святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Но времени на разглядывание кабинета нет, и после приветствия я задаю первый вопрос.

Еда без правил и по правилам

Александр Федорович, сегодня много говорят о правильном питании. А что такое – правильное питание?

– Правильное питание – это, прежде всего, чистые продукты. Выращенные без химии, на традиционном удобрении – навозе. Вот как раньше крестьянские хозяйства выращивали овощи. Сегодня слишком много химических удобрений используется. Я не хочу сказать, что совсем от них надо отказаться. Вероятно, это сделать нельзя. Но должен быть точный расчет, что и сколько в землю сыпать, чтобы это было безопасно для тех, кто потом эти овощи будет есть.

Хорошо, что сейчас у нас в некоторых районах, как я читал, стали производить чистые продукты.

Правильное питание, вероятно, исключает фаст-фуды?

– Хуже фаст-фуда придумать ничего нельзя.

Самая лучшая еда – домашняя, приготовленная с любовью

Самая лучшая еда – домашняя, приготовленная любимой женой, мамой или бабушкой из хороших продуктов. И без всяких добавок, никому не нужных.

Наверное, есть и рестораны, где готовят вкусно и – самое главное – здорово, из хороших продуктов. Но в рестораны каждый день ходить не будешь, это ведь дорогое удовольствие.

Я слышал, что наш организм генетически приспособлен к определенной пище – традиционной для того или иного народа или региона. И потому всякие суши и сашими нам не очень подходят… А какая еда хороша для жителя России?

– А вот та, которая была на столе у наших предков. Как в пословице говорится: «Щи да каша – пища наша». И самая вкусная еда – приготовленная в русской печи. Лучше ничего не придумаешь. Помню, однажды мы были на охоте, взяли двух-трех осенних вальдшнепов, и те, кто нас принимал, в русской печке сварили суп с этими вальдшнепами. Когда вынули чугунок из печи, открыли крышку – какой чудесный тонкий аромат заполнил весь дом!..

Я вырос в маленьком городке Тверской губернии, бабушка готовила в русской печи. До сих пор вспоминаю ее пироги и другие кушанья.

    

А как часто в течение дня надо есть? Для многих это важный вопрос…

– Мало-мало, часто-часто. Не объедаться, не стараться в один присест и позавтракать, и пообедать, и поужинать. Поел, а через три часа можно еще перекусить. И последний прием пищи должен быть в пять – максимум в шесть часов вечера.

Мясное нужно есть до двух часов дня. И не каждый день

И этот вечерний прием пищи не должен быть основательным и главным в течение дня. И без мяса. Мясное нужно есть до двух часов дня. И не каждый день.

Но многие любят мясо. Почему мясо не полезно есть каждый день?

– Потому что от избытка белка в организме развиваются болезни. А кому-то и вообще, может быть, стоило потребление белковой пищи свести к минимуму. Но сколько чего есть, это индивидуально с каждым больным должен все-таки врач решать.

Мясо можно и нужно есть, но не так, как у нас едят: каждый день и на завтрак, и на обед, и на ужин.

А вообще, чтобы не быть больным, питаться нужно дробно – относительно небольшими порциями несколько раз в день. И это должна быть нормальная пища. Не бесконечные бутерброды или, не дай Бог, эти, американские…

– …гамбургеры из «Макдональдса»?

– Из «Макдональдса»! Хуже этого – только расстрел.

А почему этот фаст-фуд так популярен. Ведь везде очереди…

– Так это с детства прививается. Если бы дети, и не только дети, дома видели, как надо правильно питаться, они понимали бы, что такое фаст-фуд и полуфабрикаты. А то что получается: муж/отец на работе, жена/мать на работе. Если бабушек нет, обед приготовить некому. А когда мать семейства усталая вечером приходит с работы, ей не до «правильного питания», ей лишь бы приготовить что-нибудь побыстрее, чтобы семью накормить. Вот и питаются у нас все абы как. А что мы обычно с собой берем на работу, в школу, в институт?

Бутерброды.

– Вот именно: бутерброды. А это сухомятка. Разве это хорошо? Нет, конечно!

В каком возрасте люди должны задуматься о здоровье своего желудка, о правильном питании?

– Вот пока ребенок пешком под стол ходит, родителям уже надо об этом задумываться. Не тогда, когда в школе, в институте начинаются проблемы с пищеварением и болезни.

Господь дает нам здоровья много. Его хватает на наш век. А наш век, как сказано в псалмах, – 70 лет, если же в силах человек – 80. Но и до 100 лет люди живут, если нормально питаются. Почему на Кавказе долгожители? Во-первых, пьют чистую родниковую воду. Во-вторых, едят того барашка, который питается травой, там растущей, тоже чистой. А когда мясо от коровы, которую вырастили на комбикормах с кучей добавок… От пищи очень многое зависит.

Здоровье – это мера

Александр Федорович, а что делать, чтобы сохранить желудок здоровым. На первом месте, конечно, правильное питание – вы уже об этом сказали. А что еще?

– Я скажу, чего НЕ надо делать. Во-первых, пить спиртное, тем более так, как у нас пьют. Так пить нельзя! Ведь спиваются люди! И что пьют? Ладно бы хорошее вино, но ведь полки магазинов заставлены гадостью. Мы же знаем, сколько людей травится. Сколько я оперировал людей, у которых пищевод был обожжен неизвестной жидкостью: в ларьках покупали вроде бы водку, а это на самом деле какая-то отрава… Сколько беды! Но тут еще вот что: когда человек выпьет, он ест все подряд. Все сметает, что перед ним на столе! Это как раз дорога к тому, чтобы потом болел желудок.

    

Совсем отказаться от спиртного?

– Это очень трудно. Да, может быть, и не нужно. Пить вино – но в меру! – можно. Но хорошего, настоящего. Есть же у нас хорошие вина, и лучше того, что у нас продают как французское. Кто любит водку – ну, выпей рюмку, две. А не так, как в анекдоте: вечеринка у офицеров, пришло начальство и увещевает: «Ну, выпил литр, ну, два, ну, три… Но зачем же напиваться?» (Смеется.) Сколько по пьяному делу беды. Ведь помирают от перфоративных язв, ожогов пищевода, непроходимости кишечника…

А разве пьянство как-то с непроходимостью кишечника связано?

– Еще как связано. Потому что пьяный, как я уже сказал, ест – даже жрет – все подряд, без меры. Вот и завороты…

Во всем нужна мера. Если человек меры не знает – он здоровым не будет

Во всем нужна мера. Если человек меры не знает – ничего хорошего не будет. Смотрите, сколько сейчас с лишним весом – это же беда!

У нас уже, говорят, каждый десятый.

– Да больше! И пища должна быть разнообразной. Не только мясо, но и капуста, и картошка, и свекла, и морковь, и лук, и горох…

А от обжорства и грыжу пищеводного отверстия можно получить, и кучу других неприятных болезней…

Онкоболезни тоже следствие неправильного питания?

– Во многих случаях – да. Известно, что пища может влиять на рак толстой кишки. У тех, кто не в меру ест мясное и мало овощей – капусты, разных овощных салатов, – рак толстой кишки бывает значительно чаще. Интересные исследования проводили в Польше американцы. Там женщины много едят квашеной капусты. Оказалось, что у них рак молочной железы встречается значительно реже, чем в тех странах, где кислую капусту не едят. Не зря наши предки ее любили. И нам заповедали.

Сейчас очень популярны всевозможные диеты. В интернете их не счесть – на любой вкус. Можно ли доверять диетам из интернета?

– Я бы не доверял. Ведь очень много в интернете всякой дури. И в основном, чтобы похудеть. Надо обращаться все-таки к специалистам. Вот есть известный и опытный врач-диетолог Маргарита Королева, автор многих книг, разрабатывающая в частности индивидуальные диеты для конкретных людей. С помощью ее диет можно и похудеть, и здоровье поправить. Это рекомендации врача, понимающего, что, к чему и зачем. Я, кстати, из ее книг и себе кое-какие рецепты взял. А после неизвестно кем составленных диет люди и в больницы попадают.

Сейчас очень популярен иван-чай. Многие батюшки его рекомендуют, в монастырях выращивают. Как вы относитесь к напитку из него?

– Все наши российские травы полезны. Их много – на всякий вкус. Знаю, что монастыри на ярмарки привозят травяные чаи. Собирают сестры, с любовью заготавливают их. Пейте эти чаи на здоровье. В том числе и из иван-чая.

Пост с любовью

Скоро наступит Великий пост. Как правильно подготовить себя к тем ограничениям в пище, которые налагаются в пост?

– Но ведь в пост еда не главное. Один из наших старцев говорил: ешьте мясо, но не ешьте людей. Если поститься, но вести себя как последний сукин сын, толку от твоего поста – ноль. Но и пищевые ограничения в пост, конечно, надо соблюдать.

Перед постом начинай себя постепенно ограничивать в количестве еды. Тогда и в пост войти будет легче

Тем, кто привык много есть, пост переносить очень тяжело. Ведь вопрос не только в том, что есть, но также и в том, сколько есть. Определенные ограничения в количестве пищи должны быть всегда. Если этого нет, то хотя бы перед постом, пока еще все есть можно, начинай себя постепенно ограничивать в количестве еды. Тогда и в пост войти будет легче.

Но в держании поста тоже нужна мера. Какая? Если ты человек больной, у тебя уже никудышные внутренние органы, больной желудок, кишечник, желчные пути, печень не в порядке, подойди к священнику, объясни, поговори с ним, как тебе поститься. Мясо, конечно, не нужно в пост себе позволять, но, может быть, что-то из молочного… Батюшки сейчас в проповедях говорят о разумном посте, о том, что если и будешь жестко поститься, во святые не выйдешь, о том, что строгость без рассуждения не на пользу. А то ведь что получается?! Одна моя знакомая после поста в тень превратилась. Зеленая, еле ходит… Решила строгий пост держать. Зачем? Это святые люди постились с такой строгостью. Но им Бог помогал, а мы-то кто? Мы же грешники сплошные!

    

Хорошо, тогда как определить эту меру поста для себя?

Обязательно надо поговорить со своим священником о том, как именно тебе пост держать. Он исповедует, он знает, у кого какое состояние души, знает, какой кому пост: кто – и достаточно строгий пост может понести, а кто еще не подготовлен, кто впервые за 60 лет своей жизни постится, кто все эти десятки лет ел что попало и когда попало в лошадиных дозах, а тут вдруг – такие ограничения!..

Но повторю: в пост главное – не есть людей. Прощать тех, на кого зуб имеешь. Добро творить, любить своих ближних – и не только ближних. А кто для нас ближний, помимо нашей семьи? Тот, кто нуждается в нашей милости. И надо подходить к людям с милостью.

И молиться надо. О своих ближних, о тех, кто тебе не самый ближний, но кто дорог, о своей стране родной…

О еде в пост вот еще хочу что сказать. Часто слышишь: ешьте в пост побольше овощей, ешьте рыбу, сейчас в магазинах большой выбор… Так и бабулек поучают. Но ведь бабулькам на их пенсию всякие кабачки-помидоры-огурцы не купить! Что, они пойдут на рынок за фруктами? Да посмотрите, сколько та же рыба стоит… Так что, мне кажется, об этом тоже нужно помнить, и священник должен реагировать на то, какая у него паства. Давая советы, не обижать тех, кто живет на пенсию. Они и так постятся круглый год, мясо видят на своем столе только, может быть, по праздникам!

Подходить по-человечески?..

– С любовью! Если нет любви – то ничего нет. Можно все что угодно говорить, можно все что угодно делать, но если нет любви, ничего нет в том человеке. Любовь – это основное.

«Не хочу жить без веры!»

Академик Александр Федорович Черноусов Академик Александр Федорович Черноусов
Александр Федорович, вы академик, авторитетный и серьезный ученый. К вам очередь выстраивается. Так просто не попасть. А как вы пришли к вере?

– Я, как и все, был и комсомольцем, и в партии. Но, милостью Божией, как-то враз все перевернулось во мне: я понял, что так дальше жить нельзя. Перестройка в душе произошла. Я начал ходить в храм. И первые десять лет это был такой восторг! Я и алтарником многие годы был. Особенно мне нравилось читать Шестопсалмие. И сейчас я не мыслю жизни без веры. Не хочу жить без веры! Мне такая жизнь не нужна.

Не понимаю, как можно в воскресенье не пойти в храм. Для меня это – радость. Не обязаловка – радость! И я жду эту радость. Но чтобы прийти к этому, надо работать над собой. Это ежедневное чтение Евангелия. Ежедневное! Это ежедневное чтение Псалтыри. И, конечно, другой литературы, которая сейчас, слава Богу, доступна. Без этого понять глубину веры нашей невозможно. Запомнилось из жития одного святого: он умирает, ему говорят собравшиеся у его одра: «Верим, что ты пойдешь прямо к Богу в Небесную обитель». А он в ответ: «Не знаю, так ли будет… Положил ли я начало покаянию…» И это святой говорит!

И в кабинете у меня, вы видите, иконы, и дома. Я без этого уже жить не могу. И литературы у меня много: старец архимандрит Наум мне присылает, а я ее тут распределяю народу. Я часто читаю и своим, и на конференциях отрывки из Евангелия, Псалтырь… Если что прочитал интересного, обязательно всем рассказываю.

А зачем?

– Потому что тот, кто уже воцерковился, должен нести слово Божие. Конечно, не думая о себе много. Но именно слово Божие. Чтобы люди слышали эти поразительные слова. А Евангелие – это такая глубина! Сколько мы его читаем, и всегда что-то новое открывается. Настолько оно многослойно. А ведь кто это написал? Рыбаки! Понятно, что, как Господь сказал: «Святой Дух вас наставит». Но все-таки – это рыбаки. А мы, профессора, академики, что, знаем Евангелие наизусть? Нет, увы…

Перед тем, как делать разрез, я говорю: «Господи, благослови, Пресвятая Богородица, благослови!»

А молиться надо всегда. Я не делаю ни одной операции без предварительной молитвы. Молюсь за больного и чтобы Господь помог. Мне священник один, очень опытный, составил молитву. И на операции перед тем, как делать разрез, я говорю: «Господи, благослови; Пресвятая Богородица, благослови!» Только после этого делаю разрез.

Милостью Божией всё. Как говорили наши деды: без Бога не до порога. Это так и есть. Выходишь из дома – перекрестись. Я как-то сказал священнику, что, когда сажусь в машину, крещусь, впереди себя тоже крест – и только тогда завожу машину и трогаюсь. А он мне: «Так до машины-то еще надо дойти…» Мудро, правда? Священники есть очень мудрые. Причем некоторые скрывают свою мудрость.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Мы – то, что мы едим» «Мы – то, что мы едим»
Татьяна Хоробрых, гастроэнтеролог
«Мы – то, что мы едим» «Мы – то, что мы едим»
Беседа с хирургом-гастроэнтерологом Татьяной Хоробрых
Какая связь между «модной» бактерией и раком? Всегда ли желудок болит, потому что «съел не то»? Как быть, если «не то» приходится есть каждый день? И сочетается ли пищеварение с областью духовного?
«Здоровый человек вполне может поститься по уставу» «Здоровый человек вполне может поститься по уставу»
Прот. Димитрий Смирнов
«Здоровый человек вполне может поститься по уставу» «Здоровый человек вполне может поститься по уставу» (+ВИДЕО)
Беседа с прот. Димитрием Смирновым о Рождественском посте
Никита Филатов
О курице в пост и тарелке святителя Филарета Московского, молоке и людоедстве, о том, как поститься детям, когда допустимы послабления в посте и о чем следует особо поразмышлять на досуге.
О том, как правильно поститься О том, как правильно поститься
Терапевт Наталья Тарасова
О том, как правильно поститься «Я никогда не видела вреда от воздержания»
Терапевт Наталья Тарасова о том, как правильно поститься с медицинской точки зрения
Какие заболевания позволяет предотвратить воздержание от мяса и молока? Что может быть плохого в грибах или капусте? Как поститься беременным? Нужно ли лишать детей поста?
Комментарии
Татьяна14 марта 2019, 15:58
К такому врачу и под нож ложиться не так страшно, он все с Богом делает.
Михайлова Татьяна24 февраля 2017, 19:52
Как-то давно в молодости попробовала питаться совсем по чуть-чуть,поела несколько ложек и говорю себе:Хватит.а потом вошло в привычку,очень быстро похудела.А теперь с возрастом похудеть сложней,обмен веществ медленней и искушений,особенно, в пост больше,каждый сам для себя решает,как ему лучше справиться,надеемся на Господа ,матерь Божью,ведь молитва и пост-это огромная сила,это два крыла,которые приближают нас к небесам.
Лариса13 мая 2016, 16:47
Очень хорошо что появляются статьи от специалистов на тему поста. Это будет полезно и для священников и для паствы. Для меня это тема больная: заработала хронические заболевания держа пост без разума. Просто все белки исключила из рациона. И врачи, к сожалению, в этой ситуации оказались не на высоте. Чем больше будет таких размышлений и рекомендаций, тем меньше будет таких пострадавших, а больше постящихся без ущерба для здоровья.
Наталья22 апреля 2016, 23:42
Спасибо всем кто принимал участие в создании этой статьи!!!! Очень понравилась. Буду еще перечитывать отдельные поучительные моменты. Слава Богу за все!!!!!
Алина16 марта 2016, 14:11
Очень хорошее интервью! спасибо большое!
Вслертй16 марта 2016, 11:56
Статья правильная. Не согласен с агрессивным комментарием Алесандры, в отношение умеренного употребления алкоголя. Умеренное потребление, это вина-150мл, влдка/коньяк-100мл. В России не все алкоголики, есть много нормальных, культурных людей, которые,извините, не нажираются как свиньи, для них бокал хорошего красного сухого вина в праздник-достаточная норма, и греха в этом никакого нет.
Владимир16 марта 2016, 07:17
Какая чудесная и правильная статья здравомыслящего, верующего православного академика. Я очень рад, что открыл для себя этого учёного мужа.
ольга15 марта 2016, 12:59
Арина, понимаю Вас, сама "от темна до темна", но... семье-то в первую очередь нужны мы сами и ЗДОРОВЫЕ. Потому стала приспосабливаться - обед на работе у меня выглядит так например: на работе у меня "живет" пачка геркулеса в хлопьях, сущеный укроп, соль, подступил голод - насыпаю немного в свою баночку, заливаю все это горячей водой, закрываю крышкой, пока можно например в туалет сходить. (Там кстати помимо прямых надобностей можно сделать десяток наклонов и приседаний - смешно иногда, но...сами понимаете, что такое сидячая работа), возвращаетесь и Вас ждет готовая теплая каша. Бананы - гениально, просто, сытно. Посмотрите матч по теннису, например. Матчи длинные, спортсмен в перерыв откусывает немного и пошел дальше "вкалывать" свою работу.А просто кусочки черного хлеба и бутылка воды живут в моей сумке постоянно. Когда я думаю о том, что так работать - это то самое ветхозаветное "в поте лица добывать хлеб свой", тогда все становится на место. А за скорби благодарим...Но это уже другая история. Пусть у Вас получится!
Иоанна15 марта 2016, 12:51
"Считается почему-то, что алкоголь может быть даже полезен. Никогда."(Инфаркт – когда «мотор не тянет» Беседа с кардиологом Александром Недоступом об инфаркте, его признаках и первой помощи.)
Ксения14 марта 2016, 20:22
А меня вот первые ответы повергли в уныние: где взять бабушкину печь?, а как свои овощи на навозе вырастить, живя в многоэтажке?, а как купить мясо баранчика, вскормленного на горной траве Кавказа? Ну что это такое... Я гамбургерами ребенка не кормлю, овощи стараюсь покупать на базаре у бабушек, еду готовлю дома сама, травяные чаи завариваю (но травы сама не собираю), йогурт делаю из домашнего молока. Что еще можно придумать жителю городских джунглей? Зачем ставить перед человеком такие высоты недосягаемые в виде печи, органических продуктов и пр.? Главное - сохранить здравомыслие. И если соблюдать меру, то и без личной дачи или приусадебного хозяйства можно оставаться здоровым и ребенка вырастить здоровым.
Наталья Туманова14 марта 2016, 11:55
Многая лета! Ах, если бы все врачи были такими верующими!
Александра14 марта 2016, 10:19
Поражает, когда такие специалисты призывают пить культурно.Стоит только оглянутся вокруг и видны последствия культурного пития.Прочтешь,что от алкоголя отказаться трудно пейте качественный алкоголь и дальше читать не хочется.Академик Углов нейрохирург за абсолютную трезвость и он православный.
Иоанна13 марта 2016, 13:46
Арина, всё будет гораздо проще, если понять, что человеку и НЕ НАДО есть так много, как мы привыкли. Позавтракать дома можно? Можно. Яблоко, булочку или йогурт с собой взять можно? Можно. Сделать термос с чаем и оставить его в машине можно? Можно. От этого УЖЕ с голоду не умрём. Мой подход такой уже много-много лет: лучше съесть кусок хлеба и выпить чашку чая или воды, чем есть то, что не вызывает доверия. Советую попробовать! Простите! И приятного поста!
Неля13 марта 2016, 12:18
Класс!
Спасибо за интервью. Очень вдохновляет и поддерживает.
И огромное спасибо за комментарии.

Народ, спасибо!Тоже поддерживает и вдохновляет.

Всем полезного поста.
Татьяна Иванова12 марта 2016, 23:57
Замечательная статья, помощи Божьей уважаемому академику и автору!
Андрей12 марта 2016, 12:55
На самом деле в эта статья и последующие комментарии:
1. Кричащий упрёк тем женщинам, что почему то считают унижением и рабством кухню, то есть заботу о здоровом питании своих родных людей, начиная с мужа и детей.
2. Знак великого мнения о собственных знаниях и навыках, наипаче среди тех людей, что теми самыми знаниями и навыками не обладают.
Смотрите сами.
Есть и пить нужно каждому человеку, хотя бы это был даже православный отшельник уровня первых веков нашей эры. Стало быть наука о правильном питании суть азбука, которую следует понимать каждому, а хранители семейного очага должны передавать из поколения в поколение углубленные знания и навыки, а что происходит в реальности?
Дальше - больше.
Оказывается, что ради правильного соотношения белков/жиров/углеводов (30/20/50) в течение всего года нужно иметь возможность создавать запасы базовых продуктов (зерно, крупы, фасоль, орехи, сухофрукты, мёд, растительные масла), свежие овощи и фрукты выращивать самим, а то ещё и курочек разводить, а то и коровушку. Вот вам и прорисовывается частный домик с приусадебным участком - классический образ жизни русского ремесленника, а у кого есть тяга к земле - крестьянина.
Если начать разматывать этот клубок далее, то увидим и корни смуты, и роль бояр да купцов - перекупщиков, и происки лукавых соседей по планете Земля, а в целом всё сведётся к гордости и оскудению любви - знамениям нашей эпохи.
Алексей Вологда12 марта 2016, 06:59
Мир Вашему дому! Лет15_16бросая курить набрал 25кг лишнего веса,с трудом сбросил 12.Отказался от любых видов колбас,пельменей,белого хлеба и макарон.И отказался от вреднющей русской прив.-запивать еду сладким чаем/2глотка воды/Чай пейте до еды или через 2ч. После.Перед посещением Храма ,утром ,,утренний туалет'' и не пейте воды и не еште-желудок будет спокойнинько ,,спать''.
Арина12 марта 2016, 01:41
Замечательная статья! Большинство людей зрелого возраста, пожалуй, тоже могли бы дать подобные советы. Да вот только реалии жизни таковы, что советы эти становятся почти не выполнимы. Хорошо, когда человек может себе позволить жить по распорядку! Но большинство из нас, занятых добыванием этого самого пропитания, не для себя любимых, а для своей семьи, позволить себе такой роскоши не могут. И чаще всего, трудится человек от темна и до темна. Когда получается, тогда и ест. Что может себе позволить, то и ест. Вы, дорогие академики, дайте совет: как в таких условиях сохранить своё здоровье? Слава Богу за всё!
Сергей Семенкин11 марта 2016, 20:01
Спасибо за интервью! ДЛЯ меня этот вопрос особенно актуален :вес набираю стремительно 58 лет мне, превратился в "развалину"!
11 марта 2016, 19:09
Академик прав. Не ясно только, где экологически чистые продукты брать. В супермаркетах их нет, а деревня разорена. Встает, как говорят, извечный Русский вопрос - что делать и кто виноват? Владимир Барановский. 11.03.2016
Иоанна11 марта 2016, 13:50
Елена, которая не может избавиться от чревоугодия! Нет другого способа, как меньше есть. Постепенно, не резко, но упорно - меньше есть. Я каждый раз очень сильно поправлялась после родов и кормления, на 20 кг! Но постепенно, в течение года, опять возвращалась к своему прежнему весу. С Божией помощью всё у вас получится.
Елена11 марта 2016, 07:59
Прости Господи! У меня к медикам претензии за раннюю смерть родителей, по неправильному лечению даже в советское время. Когда сейчас слышу/читаю стандартный набор советов, заключающийся в двух словах "сами виноваты", вспоминаю родителей. Но данная статья правильная, потому что идеальная. Главная наша реакция - по еде (как в других статьях - о разводах или политике). Надо прилично поболеть и прочитать много литературы, и, главное, прислушаться к своему организму - как он на что реагирует... Добрые советы верующего врача лишними не могут быть. Спасибо!
Елена10 марта 2016, 23:15
Доктор все правильно сказал о том, что и как надо кушать. Вот я вешу 85 кг , как мне войти в норму? Конечно, в мои 50 лет, на мою пенсию, к Маргарите Королевой я никогда в жизни не попаду, но каюсь, было много неправильного в моей жизни, в смысле вредных привычек, но их я с Божьей помощью поборола, а вот чревоугодие (страшный грех), труднее всего излечить. Сейчас чувствую себя "человеком с нечистой совестью", ведь я христианка, верующая , а живу с таким грехом и справиться с ним никак не могу. Прошу Господа, помоги мне, Господь!!! Не гоже это ,верующему человеку, чревоугодить. Православные, меня зовут Елена, помолитесь за меня !!! Спасибо Вам за ранее!!! Храни всех Господь!!!
Маргарита10 марта 2016, 09:38
Павел, Павел 9 марта 2016, 18:00 позвольте, ""переведу"" слова журналиста специально для Вас? про пафос :)
Журналист имел в виду, что пишет об очень занятом, усердном, внимательном к пациентам академике. У которого невероятно насыщенный ритм жизни как врача, доктора, у которого очень-очень много операций и очень много больных ждут его помощи. и к тому же этот академик стремится все это делать, опираясь на Божие благословение. вот и весь "пафос" :).
ну как не вспомнить притчу от пчеле и мухе?
а еще мне думается, что сколько бы мы ни жили, сколько бы ни читали - все равно нужно нам снова и снова напоминать, ведь природа человеческая так слаба.
Очень полезные беседы с докторами!
Олег10 марта 2016, 06:28
Ирина, Жорес Алфёров не только академик, но и нобелевской лауреат. Предлагаете, и с ним во всем согласиться?
Наталья10 марта 2016, 01:33
Спасибо!
Максим Пр.10 марта 2016, 00:38
Академик интервью дает журналисту, а не консультацию больному, так что учитывайте ситуацию. Это примерно то же, что, случайно услышав разговор двух малознакомых людей, делать выводы как питаться.
Евгений 9 марта 2016, 23:00
Много разговоров о предках,как жили,как ели.Как будто предки жили по 300 лет и никогда не болели.А гамбургер нормальная еда когда надо быстро перекусить.Все хорошо в меру.
Наталья Ивановна 9 марта 2016, 21:40
Александр Федорович прав,надо готовить домашнюю еду.Но очень важно принимать пищу которая тебе нравится.Если я терпеть не могу, к примеру,пшено ,то разве оно принесет мне пользу? Надо кушать - когда организм просит и медленно ,тогда пищеварение правильное.Мне 53 года,вес 60кг и чувствую себя прекрасно.Готовьте еду,помолившись.
Олег 9 марта 2016, 21:24
Иоанна, когда пост, а нужно поддерживать форму в зале (по работе, сдача физо раз в месяц и т.д.), поверьте, если чередуешь семь раз в день макароны и пшенку, то это такая борьба с чревоугодием!) К Страстной уже на эту, насыщенную растительными белками и долгими углеводами т.н. еду смотреть не можешь, а есть надо. Потому что не сдашь физо и останешься (соответственно и семья) без премии.
Отцы бы такую аскетику одобрили.)
9 марта 2016, 20:33
Павел, в тексте было так: "На встречу с академиком Российской академии медицинских наук дали не больше 30 минут". а вы пишете: "К этому человеку было оч трудно прорваться, но специально для нас он уделил 30 минут!!!" . вы сами придумали пафос и навязываете его автору.
Наталия С. 9 марта 2016, 19:26
Благодарю за очень полезную беседу!
Марина Анатольевна 9 марта 2016, 19:07
Ах, мне бы такую веру!
Павел 9 марта 2016, 18:49
Спасибо за то, что обходите врачей, расспрашиваете, гастроэнтеролог, правда, ничего нового для меня не сказал, даже удивительно, потому что я просто информированный обыватель, не врач. Предыдущее интервью с кардиологом было неизмеримо полезнее почитать, и не было стандартного журналистского пафоса: "К этому человеку было оч трудно прорваться, но специально для нас он уделил 30 минут!!!"
Агата 9 марта 2016, 18:36
Эту поговорку мне повторяла столетняя бабулька из Тверской деревни)))

А Михаилу:
Готовьте дома, носите в баночке на работу! Когда-то, когда нашей семье столовая была не по карману, это выручало. Или вы хотите на лекарства деньги тратить и на лечение время? Портить себе здоровье - отнимать у семьи себя! (но и я не без греха, простите)
Ирина 9 марта 2016, 17:41
Ой, ребятушки! Какие же мы все умные! Нам уже и академик такого уровня не авторитет: сами знаем- плавали... Раздаем советы не мудрствуя лукаво:, пытаемся в дискуссию вступить с тем, кто за свою жизнь вылечил, может, целый город народа. Простите меня, но старших нужно уважать, а мы пытаемся по- дилетантски рассуждать и настаивать на своем мнении там, где дилетантизм абсолютно губителен. Александру Федоровичу - многая и благая лета и помощи Божией!
Сергей Хаматов 9 марта 2016, 17:19
Статья очень хорошая!Полезные советы, но алкоголь это ЯД! В любых количествах, в том числе и в вине! Смотрите ГОСТ 72 г.на алкоголь. То что алкоголь яд пишется в медицинской энциклопедии. И врачи знают об этом?!
Иоанна 9 марта 2016, 16:58
Олег, теориями, господствующими в спортзалах страны, я не интересуюсь, есть вещи поважнее. Но если есть 7 раз в день - не чревоугодие, то что же? Я ЗА большие паузы. Ведь существует церковный порядок, который люди соблюдали веками: первый приём пищи после Литургии (неважно, был ты на ней, или нет), и ещё один раз в течение дня. Только без перебора, вот это важно! Святым Отцам и церковной практике я доверяю больше, чем "новейшей научной литературе про всё это". Вес мой в порядке.
Евпатий 9 марта 2016, 16:52
По-моему, Исаак Сирин писал, что лучше питаться разнообразной пищей понемногу. И моё мнение таково, что сильно заботится о том чтО есть как-то не по-христианским. Он в монастырях 2 раза в день едят и ниче
Ольга 9 марта 2016, 16:01
Долгие лета, Александру Фёдоровичу. И побольше таких врачей , от Бога.
Олег 9 марта 2016, 14:48
Алексей Дмитриев, Вы, случайно, не против переливания крови и трансплантации органов?
Алла 9 марта 2016, 14:41
Спаси Господи Вас, дорогой Александр Фёдорович! И Вас Никита за беседу, которая помимо пользы для физического здоровья, говорит о том, какие люди замечательные в нашей церкви. Какая вера наша Православная удивительная, чистая, святая, вся Любовью пропитана...
Многие ведь думают, что в церкви только больные и убогие, или лицемеры...
Спаси Господи всех читающих.
Михаил 9 марта 2016, 14:20
Прошу не понять меня привратно, но еще в начале 20-го века другой ученый, Д. Макклендон, доказал безвредность гамбургера и его достаточность для нормальной жизнедеятельности. Давайте рассудим: хлеб + котлета + овощи. Уместнее сказать о другом, что и без того дорогое мак-меню, которое и сейчас, и ранее воспринималось, как ресторанное и даже не более, чем вариант меню "детского праздника", стало еще недоступнее! Зачем тогда его вообще вспоминать-то?
Скажу о своем личном примере. Правильно питаться мне абсолютно не по карману... Комплексный обед в столовой, я, взрослый мужчина, потянуть не могу... Остаются "бутеры" и обильный ужин после 18.00. Утром же плотный завтрак "в горло не лезет". Вы можете со мной спорить, но сейчас позволить себе это (столовая, кафе, ресторан) равносильно тому, что отнять у семьи.
Спасибо за правильное мнение о посте, как об упражнении в любви. Будем стараться... Я бы добавил еще, что организму для нормальной жизнедеятельности обязательно нужны физические нагрузки и труд.
Татьяна 9 марта 2016, 13:07
Последний раз нужно есть за 3-4 часа до сна, тогда не будете набирать вес.
Алексей Дмитриев 9 марта 2016, 13:05
А все святые ели один раз в день при заходе солнца.

Все эти советы: как чрево сохранить на подольше. Чтобы дольше есть...
Какие мудрые священники? Где они? Какие индивидуальные подходы? Просто мечты какие-то из монастырской жизни 4 века.

Молиться нужно -- и Бог управит.
А про врачей поменьше думать. Даже академиков!
Олег 9 марта 2016, 13:04
Марина, на макаронах, рисе, гречке, и пшенке может продержаться весь пост даже лесоруб или шахтер, даже если им задерживают зарплату. Причем без всякого вреда для здоровья.
Светлана 9 марта 2016, 13:04
Чтобы не переплачивать за овощи их можно замораживать с лета. Хорошо поддаются заморозке кабачки, баклажаны, томаты (как томатная паста или сок), перцы, морковь. Можно морозить фрукты для компотов. Так что пост будет не таким уж дорогим, как кажется. Особенно, если место в морозилке не занимать тоннами мяса и пельменей. Было бы желание поститься.
Олег 9 марта 2016, 12:43
Иоанна, я про теорию господствую в спортзалах страны. Где каждый третий, те кто занимается серьёзно, может читать лекции в Гарварде на эту тему. Потому что кроме практической стороны, многократно проверенной на себе и товарищах, они ещё и штудируют новейшую научную литературу про всё это.
Почему наши батюшки часто в теле? Особенно, кто часто служит. Не потому что чревоугодники. А потому что жертвуют собой ради нас. Неправильный режим питания. Максимум два приема пищи в день.
Олег 9 марта 2016, 12:27
Елена, наедаться вредно даже в полдень. А от стакана кефира перед сном изжоги не будет. Но это поможет Вам не набирать вес. Если не дружите с молочно-кислыми продуктами или с лактозой, то можно бутерод с рыбой (в количестве одна штука!!!).)
МаринА 9 марта 2016, 12:17
Спасибо! Наконец-то, хоть кто-то честно сказал о том, что поститься по всем правилам - это финансово гораздо дороже, чем не поститься. Только на картошке с квашенной капустой быстро ноги протянешь. А разнообразные овощи, орехи, рыба - это сейчас удовольствие очень недешёвое. Не только бабулечки, но многие работающие, а уж тем более не работающие, позволить себе этого не могут. Поэтому станем постом упражняться в любви к человеку. Спасибо за интервью!
Иоанна 9 марта 2016, 11:55
Олег: /Не есть после 18-ти, миф развенчаный ещё 15 лет назад.// Теорий питания очень много, и доказать или "развенчать" что-либо в этой области на 100% - невозможно. Статья хорошая, не согласна лишь с одним: дробное питание, через каждые 2-3 часа. Может быть, при болезнях желудка так и надо, но здоровому человеку это ни к чему. Достаточно 2-3 раза в день, только не переедать.
Монгол Степной 9 марта 2016, 11:20
Спасибо за умные советы.Приятно, когда настоящие медики подходят к питанию с православным учением.
- 9 марта 2016, 11:05
Хорошее интервью, хороший врач. И вера, которая так редко встречается у врачей. Очень правильно он советует - есть максимум в 18 часов, а лучше в 17. Так и сон улучшается, и самочувствие на следующее утро. Нужно за собой следить. Здоровье - это дар Божий.
9 марта 2016, 10:50
Олег не спорьте с академиком, это как минимум смешно.
Алевтина 9 марта 2016, 10:48
Верующий врач- счастье для больного. Здоровья Вам и помощи Божией.
Елена 9 марта 2016, 10:03
Олег,возможно, Вы еще человек не старый. А вот я, когда вошла в возраст, сразу почувствовала, что если не выдержу и наемся после всенощной, то с утра обязательно проснусь с изжогой и отрыжкой. Идеально, когда до 6-7 вечера.
Олег 9 марта 2016, 09:32
Последний прием пищи должен быть за час за два до сна. Только легкоусваиваемый белок (йогурт, творог).
Не есть после 18-ти, миф развенчаный ещё 15 лет назад.
Наоборот, это способствует ожирению. Такой большой перерыв в приеме пищи (14 часов, скажем до первого завтрака в 8:00) организм воспринимает как сигнал, что настали голодные времена. И старается переработать в жир все оставшиеся, съеденные за день медленные углеводы. Делает запасы, так сказать.
Идеально 7 приёмов пищи в день. Понемногу.
Денис Чесноков 9 марта 2016, 09:27
Благодарю Господа!!!
Nadezda 9 марта 2016, 04:21
Спаси Господи!

Помощи Божией Вам, Александр Фёдорович!

Вы - удивительный! Низкий Вам поклон!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×