Читать по-русски

В нашей стране создается Общество русской словесности, наследующее организации, действовавшей с 1811 по 1930 год. Об этом 9 марта на расширенном заседании Патриаршего совета по культуре объявил Предстоятель Русской Православной Церкви. Он же — по личной просьбе президента России — возглавит новую структуру. По словам Патриарха, впереди упорная работа, направленная на качественное изменение ситуации с преподаванием русского языка и литературы в средней школе.

    

Сегодня далеко не все знают: словарь Даля, памятники Пушкину и Гоголю в Москве появились именно благодаря дореволюционному Обществу любителей российской словесности. Напомнив об этом на открытии заседания, Предстоятель Русской Православной Церкви также упомянул о полезных «реставрационных» и созидательных начинаниях последних лет, в том числе отдал дань восстановлению Общества любителей российской словесности, состоявшемуся в 1992 году по инициативе академика Лихачева. При этом Святейший констатировал, что шесть лет назад «организация практически прекратила свою деятельность».

Обосновывая название «русский» в названии воссозданного Общества, Патриарх подчеркнул, что слово «российский» ассоциируется ныне преимущественно с гражданством, а свою работу ОРС предполагает вести в пользу всех ветвей единого русского народа, в том числе «в странах, где преобладают антироссийские настроения». И вступительная речь, и заключительное напутствие Патриарха оказались настолько яркими, что их хочется цитировать дословно.

«Традиционная русская школа — неотъемлемая часть российской цивилизации, основным формирующим началом которой исторически является духовно-нравственный критерий, духовно-нравственный базис. Как Предстоятель Церкви не могу не отметить, что наша цивилизация во многом выросла из христианского понимания сущности бытия, из православной веры, воспитывающей ту красоту народной души, которая запечатлена в русской литературе и искусстве. Воспитание любви к добродетельной жизни с самого раннего детства полагалось в основу педагогики... Согласие духовных принципов воспитания в семье и школе являлось залогом успешного нравственного воспитания подрастающего поколения, и не было никакого противопоставления — чему учили в школе, тому учили и дома...

Отечественная школа советского периода, испытав отделение от Церкви, пережила внедрение «классового подхода» к образованию, разного рода «лабораторных методов» обучения, о которых мне с ужасом рассказывала мама. Насколько я помню, речь шла о том, что к урокам готовится не каждый в отдельности, а «лабораторно», то есть все вместе. Значит, кто-то расставлял запятые, а кто-то в это время голубей гонял... В результате поколение, которое училось в школах в 20-х — начале 30-х годов, было безграмотным, в том числе литературно безграмотным. Однако в предвоенные годы вернулись к дореволюционной традиции обучения... Вновь стали утверждаться принципы научности и системности в образовании, ориентация на гармонически развитую личность. Советская средняя школа стала структурно соответствовать императорской гимназии, заимствовав от нее многое, в том числе полноту преподавания общеобразовательных дисциплин.

Любой советский школьник мог легко прочитать наизусть письмо Татьяны, отрывок из «Бородино», процитировать Грибоедова, Достоевского, Некрасова, Толстого, Горького... Читая эти произведения, осмысливая их, дети познавали мир, у них формировались представления о добре и зле, о правде и лжи, о порядочности и преступности, усваивался опыт предыдущих поколений, развивалась культура речи и мышления, обретался художественный вкус; наконец, они приобщались к национальной истории...

    

Наши предшественники понимали, что родной язык и литература участвуют в формировании культурной самоидентификации личности, обеспечивают связь с историей родного народа, с предыдущими поколениями. Без этой связи разрушается культурная, а значит, ценностная преемственность... На излете советского времени мы были одной из самых читающих стран в мире. Я вспоминаю рейтинги 80-х годов — мне кажется, мы были на втором месте после Тайваня. Сегодня мы занимаем в этом рейтинге 35-е место.

Не скрою, что меня беспокоит растущее количество обращений самых разных людей — родителей и учителей, деятелей культуры и ученых, которые бьют тревогу в связи с резким падением знаний школьников, особенно в области литературы и русского языка. Стремительно снижается грамотность — чтобы убедиться в этом, достаточно почитать записи в соцсетях. Мы с радостью приветствуем возвращение в школу практики написания сочинений, однако назвать радужным положение в образовании пока не можем...

Есть и другой тревожный сигнал. В системе ЕГЭ проходной балл по литературе и русскому языку был снижен с 36 до 24 баллов... мне кажется, что это меньше «тройки», если перевести на привычный нам язык. А ведь это основной предмет! Не зная языка, человек не может общаться с другими — нарушается сама способность к установлению и развитию коммуникаций, к передаче информации.

Какие последствия это может иметь? Безусловно, школьник, не знающий свой язык и не приобщающийся к национальной культуре, и в первую очередь к литературе, отрывается от своих корней. Ему сложнее осознавать и тем более чувствовать сопричастность по той самой исторической вертикали со своим народом, с великими событиями прошлого, разделять нравственные, духовные и культурные идеалы с национальными героями...

Современное общество привыкло говорить, что молодое поколение индивидуалистично, прагматично, плохо владеет словом, не любит читать. Мне приходится общаться с молодыми людьми, и я вижу, как разгораются их глаза, когда говоришь о примерах из прошлого... когда они вдруг узнают то, о чем, к сожалению, не узнали в школе. Живой интерес ко всему этому есть, а иначе и быть не может. Мы не должны исключать того, что генетическая наследственность переносит не только физические или умственные потенции, но и склонности и даже идеалы, сформированные предыдущими поколениями.

Так что же нужно сделать, чтобы открыть эти потенции? Нужно помочь детям, и очень важно, чтобы эта помощь началась со школы, в том числе с выработки серьезного подхода к преподаванию русского языка и литературы.

Полагаю, что создаваемое Общество, состоящее в том числе из известных специалистов в области русского языка и литературы, сможет внести свой вклад в решение задач, которые стоят перед школой в области преподавания этих дисциплин».

На заседании прозвучали сильные выступления Никиты Михалкова, Карена Шахназарова, Сергея Шаргунова. Печальное состояние дел в области школьной и вузовской словесности констатировали представители учительского, профессорского, экспертного сообществ. Выдвигались и конкретные предложения — отменить «вариативность» преподавания, вернувшись к единым образовательным стандартам, исключить словесность из системы ЕГЭ, ввести обязательный список литературы для чтения. Были выдвинуты также инициативы проведения съезда учителей русского языка и литературы и форума родительской общественности для выработки консолидированной позиции по острым вопросам.

    

Подытоживая бурную дискуссию, Патриарх Кирилл призвал не горячиться: «Не надо излишне драматизировать ситуацию — ее можно разрулить. Вполне возможно свести, казалось бы, полярные концепции образования в непротиворечивое целое без ущерба для народа и страны. Но для этого надо обзавестись некоторыми добродетелями, среди которых терпение и смирение». С другой стороны, Святейший предостерег чиновников от того, чтобы заниматься «скрытыми... кабинетными проектами, а потом представлять все это народу и проталкивать силой власти: это вызовет напряжение в обществе, подорвет авторитет власти, в первую очередь Министерства образования».

«Мы должны ясно поставить цель... — изменить ситуацию с русским языком и литературой в средней школе. Если для этого потребуются структурные изменения, будем выходить с такими предложениями к власти и обществу»,— заявил Патриарх.

Собравшиеся одобрили создание профессиональной экспертной группы и проведение форумов для подготовки решений и дальнейшего их широкого обсуждения. Был также избран секретариат Общества русской словесности. В него вошли епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) и член Совета Федерации от Калининградской области Олег Ткач.

Поблагодарив участников заседания, Патриарх Кирилл сказал: «Хорошо, что предлагаются разные идеи, но очень важно, чтобы было некое место, достаточно нейтральное и благожелательное, для обеспечения компетентной и уважительной дискуссии, с тем чтобы можно было выйти на решения, которые... реально помогут нашей школе преодолеть несомненный кризис и выйти на тот уровень преподавания русского языка и литературы, который будет... содействовать не просто возрождению, но и дальнейшему поступательному развитию нашей культуры и что, может быть, самое важное, поступательному нравственному, духовному развитию личности. Чтобы будущие поколения россиян были способны отличать добро от зла, правду от кривды, порядочность от преступности, чтобы они были способны построить мирную, справедливую и процветающую страну. И да поможет нам в этом Бог».

Источник: Газета "Культура"

11 марта 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×