"В РПЦ потребовали запретить школьную классику за пропаганду свободной любви" - такие и подобные шокирующие заголовки появились на днях после того, как протоиерей Артемий Владимиров потребовал исключить из школьной программы произведения "О любви" Чехова, "Кавказ" Бунина и "Куст сирени" Куприна на заседании патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Он назвал их "миной замедленного действия" для традиционных семейных ценностей.
В одном случае обманутый муж убивает себя, в другом - распадается семья, в третьем - адюльтер заканчивается ничем. Мы возвращаемся в средние века к диктату церкви, – начали кричать либеральные СМИ, в то время как разговоры о "списке" пока литературы (а не на расстрел) ведутся уже давно – и именно из-за того, что в 1990-е на волне свободы и развала образования в школьную программу прокрались произведения, которые не совсем подходят детям, считает писатель, редактор "Литературной газеты" Юрий Поляков.
Совсем недавно Патриарх Кирилл возглавил Общество русской словесности и поднял вопрос о том, что проходной балл для ЕГЭ по литературе снизился до показателя чуть ли не ниже "тройки" (24%!). Спасать и реформировать образование, в том числе и литературу, призвано экспертное сообщество, и один из первых шагов – это создание единого списка литературы. Об этой и других мерах Юрий Поляков рассказал в интервью Накануне.RU.
Русская Православная Церковь предлагает изъять из школьной программы некоторые произведения. Прокомментируйте, пожалуйста, это заявление - защитите классиков?
Юрий Поляков: Классиков не надо защищать, они уже стали классиками, и у них все в порядке. Тут ведь речь о другом. Православная Церковь обращает внимание на то, на что, кстати говоря, и другие люди обращали внимание. И методисты, и преподаватели, и возрастные психологи отмечали, что школьную программу по литературе надо увязывать с возрастными особенностями школьников.
И у тех же названных писателей есть замечательные, не менее художественные рассказы, которые по своей проблематике, по, допустим, какому-то эротизму, который свойственен тому же Бунину, - более соответствуют возрасту школьников. Что в этом возрасте следует изучать в школе – вот о чем речь идет, здесь никто не покушается на классиков. Люди закончат школу, и они прочитают эти рассказы, кто пойдет в институт – тот будет изучать их именно как произведения литературы.
Так что, по-моему, это очень правильно замечено. Я бы еще добавил к этому, что надо очень серьезно посмотреть программу – там переизбыток произведений эмигрантов третьей волны, которые уехали из нашей страны не потому, что они попали под каток революции, или их выслали по политическим мотивам - им просто не хотелось жить в этой стране. Им хотелось жить в другой цивилизации – в западноевропейской. Это не значит, что они плохие писатели - есть среди них и замечательные. Но в отличие от Бунина и Куприна – они никогда не тосковали по оставленной родине. И надо ли нам столько произведений писателей-иммигрантов третьей волны? Мы же воспитываем молодежь, которая будет жить в России, а не, получив образование, поедет зарабатывать в Силиконовую долину.
Так что, на мой взгляд, абсолютно правильное замечание, и его не надо сразу встречать в штыки. Надо понять, что речь не идет об изъятии классики, а о том, что у каждого классика есть произведения, которые больше или меньше подходят школьному возрасту. Я уверен, что настоящие методисты, специалисты по преподаванию литературы и возрастные психологи здесь абсолютно согласны с Православной церковью, как и я, кстати говоря.
Да, как раз Патриарх возглавил Общество русской словесности, и одной из мер избрал составление единого списка литературы для всех школ.
Юрий Поляков: Действительно, пора уже всем собраться и подумать, какие произведения нужно изучать в школе – для того, чтобы они носили воспитательный характер, потому что в школе все-таки занимаются не литературоведением, а изучают классику именно как учебник жизни. Есть произведения у классиков, которые больше подходят, а другие – меньше. Например, мои произведения входили в школьную программу, и если мне скажут, мол, Юрий Михайлович, а давайте мы включим в школьную программу вашу повесть "Небо падших", очень популярную, много раз переиздававшуюся, два раза экранизированную, я скажу – ни в коем случае. Это проза для людей, перешагнувших 18 лет и имеющих другой жизненный и даже, если хотите, сексуальный опыт. Не надо пугать списком – надо просто понять, какие из произведений наших классиков стоит изучать в школе, чтобы детям не навязывать те проблемы, которые их еще в этом возрасте не волнуют.
И если говорить о воспитании, то тоже детям может быть непонятно в их возрасте, как две разные мировоззренческие доктрины должны уживаться сегодня в их головах - как можно изучать в школах Солженицына и Шолохова?
Юрий Поляков: Смотря, что изучать у Солженицына. Если изучать его рассказы, например, "Один день Ивана Денисовича", то я здесь никакого противоречия не вижу. У Шолохова такие конфликтные, страшные стороны Советской истории отражены гораздо жестче и художественно убедительнее, чем у Солженицына. А если изучать "Архипелаг ГУЛАГ", который является антисоветской публицистикой – конечно, будет столкновение. Поэтому надо просто понять – кого мы хотим воспитать? "Архипелаг ГУЛАГ" был элементом политической публицистики, когда Солженицын боролся с советской властью. Естественно, он будет противостоять Шолохову, который при всем критическом отношении считал советскую власть – благом для страны. Но если мы возьмем позднего Солженицына, когда он уже вернулся в страну и снова стал за нее, а не против нее, тогда он сочетается и с Шолоховым, и с кем угодно.
Все зависит от выбора – каждый большой писатель очень сложный, противоречивый, у него могут быть и целомудренные тексты, и тексты на грани фола, даже в эротическом смысле. Для того и существует такая наука – методика преподавания литературы в школе, чтобы выбрать из всего этого многообразия то, что будет способствовать приобщению школьника к литературе и его нравственному воспитанию. В школе должны этому способствовать, а не развращать. Я думаю, что если в шестом или седьмом классе прочитать от начала и до конца "Темные аллеи", а сверху еще "прихлопнуть" "Лолитой", то у ребенка могут произойти непоправимые сдвиги сознания.
То есть нужно создать комиссию по пересмотру произведений для школы?
Юрий Поляков: Нужно собрать какой-то экспертный совет, куда включить методистов, возрастных психологов, писателей, обязательно представителей основных конфессий. И просто сесть с общественниками, обсудить, но здесь, конечно, главное слово должно быть за методистами и социальными психологами. Речь идет о здравом смысле. Церковь в данном случае призывает к здравому смыслу. Я в этом не сомневаюсь нисколько.
Вот и как раз такое экспертное сообщество собралось для обсуждений в Общество русской словесности, в котором Вы состоите в качестве учредителя.
Юрий Поляков: Как и что будет проходить, я еще не знаю, это, видимо, все сейчас разрабатывается. Но мы давно нуждались в такой площадке – писатели обращались, когда было "Литературное собрание" два с половиной года назад, и обращались как раз к президенту - что хорошо бы создать какую-то литературную организацию, в которой действительно обсуждались бы взаимные интересы и литературного сообщества, и государства. И, в общем-то, тогда говорили, что будет создано литературное общество, но, к сожалению, прошло два с половиной года, оно не создано. И, возможно, те проблемы, которые мы тогда поднимали, будут как раз обсуждаться, рассматриваться в этом виде, может быть, и разумнее это делать под патронажем Патриарха. А у президента своих дел хватает, ему надо войска из Сирии выводить.
(1)Ухтомский А.А., Интуиция совести, СПб, «Петербургский писатель», 1996г., с.350.
А русская классика прекрасна! А в школе МНОГОЕ зависит от учителя.К сожалению,состояние дел в этой профессии далеко не радужное.Простите,если кого обидела.
Здравствуйте! Меня зовут Ирина Анатольевна. Про вариативность писала я. И отвечала на реплику Григория. Произведения, которые он перечислил, изучаются в 11 классе, поэтому вариативность уместна: текстов в учебнике нет, только критические статьи. Произведения Бунина и Чехова, о которых спорят, изучаются в 8 классе. Учитель может по своему усмотрению заменить их, но тексты в учебнике есть. И любители чтения их всё равно прочитают. Особенно если речь о любви - подростки же. Мне эти рассказы как раз нравятся: есть повод поговорить о семье и браке, о значении верности в отношениях двоих.
У меня как раз 8 класс в этом году, мы обсуждали и Чехова, и Бунина. Если героям во втором рассказе никто не сочувствовал, все ужасались: на глазах развернулась трагедия, распад семьи, предательство, самоубийство, - то героям Чехова посочувствовали (любили друг друга) - и одобрили: нельзя разрушать брак, нельзя предавать доверие, нельзя построить счастье на несчастье близких. И позицию Чехова увидели (она, безусловно, другая), и свою высказали. Как раз надо обсуждать такие ситуации, дети взрослые, им скоро свою семью создавать. Они должны понимать, как правильно жить.
А школьники проходят именно "Темные аллеи".
Мы в 90-х, как я понимаю, как раз и прошли всю эту пошлость, а потом еще в университете нас прихлопнули Декамероном, "Заводным апельсином", "Мелким бесом" и так далее...
А сейчас уже и не хочется читать полуистину классиков.
Успеть бы до конца жизни разобраться в некоторых святых отцах, да в русской истории.
Звучат лишь Письмена./ И нет у нас иного достоянья!/Умейте же беречь/Хоть в меру сил,в дни злобы и страданья,/Наш дар бессмертный - речь./ Евдокия,догадываетесь кто это написал?
Ведь ни один критик-комментатор не предлагает НИЧЕГО. Если в школьную программу заложена вариативность,то ПОЧЕМУ учитель выбрал именно эти произведения Бунина и Чехова?Повторюсь: в таком
ГРОМАДНОМ И РАЗНООБРАЗНОМ литературном наследии обоих писателей -почему ИМЕННО эти? Возможно,проблема в личности учителя?И причем ГЕНИАЛЬНЫЕ писатели,если даже учитель литературы мало читает?И говорю это не голословно!Читайте И.А.Бунина ВСЕГО и убеждайтесь,что "расстегнутые дамские кофточки" СОВСЕМ не ГЛАВНЫЙ лейтмотив его литературы.Слава Богу за все!
В школьную программу по литературе заложена вариативность. Т.е. что читать - "Мастера и Маргариту" или "Белую гвардию", - определяет учитель. И уж не знаю, кто это умудряется со школьниками штудировать "Архипелаг ГУЛАГ"?:) Нам часов еле-еле хватает на то, чтобы промчаться галопом по Европам... Именно "Один день Ивана Денисовича" и анализируется в рамках знакомства с творчеством Солженицына. И совершенно замечательный "Матрёнин двор" с его лейтмотивом "не стоит село без праведника".
Вот так!
потому что такая проблема действительно есть. и хорошо бы было вместо "Мастера и Маргариты" изучать "Белую гвардию", а вместо "Архипелага..." - тот же "Один день Ивана Денисовича" с поздней публицистикой автора.
Книги должны учить любви к своему Отечеству. Любви и к семье.
Литература должна созидать и укреплять, а не разрушать.
А "Мастера и Маргариту" изучать - это вообще преступление. Вещь гениальная, но тем и опасна. Вот случай из жизни: девочка прочла роман, была очарована Воландом, погрузилась в эту тему, начала искать единомышленников - и оказалась в секте сатанистов, со всеми вытекающими из этого психологическими и духовными проблемами.
С Буниным не лучше, обаяние его прозы огромно, "Тёмные аллеи" притягательны, как запретный плод, и что будет с душой уже мечтающей о любви 14-летней девушки, если влить в неё этот сладкий яд?
Замечательно, что о. Артемий поднял эту тему, а Юрий Поляков его поддержал.
был перечитал Бунин, Куприн, Чехов, Толстые, Булгаков, и так далее.
С полной ответственностью могу заявить (как бы смешно ни звучало)- многое из классики развращает. Многое, очень многое читать школьнику просто не нужно, вредно.
Дочке своей буду подбирать тщательно каждую книгу...