Аборты – бич времени
Об опасных последствиях абортов официальная медицина часто умалчивает, а о том, что аборт является убийством, лишением жизни уже живущего в утробе матери младенца, вообще рассуждать не принято. Ну да, вещают священники. Но Церковь много чего говорит непонятного, например: молиться за врагов, прощать обиды, делиться с ближним, не воевать с соседом и не презирать его за то, что он другой национальности и изъясняется на другом языке… А также – не отдавать свою душу в объятия политической пропаганды, но слушать голос Бога и исполнять Его законы. В Церкви на первом месте стоит «возлюби», а далее – «не убий»…
Говорят, что у человека, пролившего невинную кровь, душа чернеет и начинает со временем болеть. Каковы же терзания молодой женской души, по ведению или неведению оборвавшей жизнь своему собственному ребенку?
Автору этих строк довелось общаться с одной мантийной монахиней, 20 лет с лишним проживающей в обители и ежедневно молящейся о своем далеком грехе молодости, который и подвиг ее оставить мир, двоих уже взрослых детей и принять иноческий постриг. Терзания души ее были столь велики, что боль от содеянного преследовала многие годы, так что она ежедневно совершала молитвенное правило за совершенный грех детоубийства во чреве и выполняет его по сей день…
Об этом мы беседуем с настоятелем Свято-Макариевской общины протоиереем Владиславом Софийчуком, в приходе которого, следуя давней традиции, берущей начало еще с довоенного времени прошлого века, ведется духовно-попечительская деятельность с женщинами, совершившими аборт, как правило, по неведению, а потом раскаявшимися в этом страшном грехе.
– Количество подобных трагедий, происходящих ежедневно в стране, сосчитать трудно, – говорит о. Владислав. – Известно, что на 100 новорожденных приходится 149 абортов. Т. е. рождаемость в Украине могла быть в два с лишним раза выше и численность населения не сокращалась бы так стремительно. Ежегодно количество наших сограждан уменьшается на 300 тысяч человек, что равнозначно населению такого областного центра, как Черновцы. Это в масштабах страны.
Представим себе семью, члены которой умертвили собственных детей: может ли в этом доме витать благодать Божия? А теперь представьте народ, который ежедневно убивает свое будущее поколение – может ли он быть счастливым и богатым?..
В советское время аборт был официально разрешен и относился к категории добровольного «регулирования количества детей в семье». Бытовала даже некая «норма»: в семье должен быть один ребенок (особенно в городах и почему-то, как правило, у интеллигенции), реже – два, а еще реже – три. Рождение более четырех детей относились к разряду подвига с присвоением звания «матери-героини»… Новые беременности прерывались. А точнее – младенцы убивались…
И никто при этом не считал количество покалеченных женских душ, которые через определенное время начинали томиться от сознания содеянного. А если узнавали еще, что аборт – это тягчайший грех перед Богом и по тяжести является убийством человека, искали способ, как загладить его. И не находили…
Христолюбивый Батюшка
Об этом много размышлял и говорил в свое время один замечательный киевский священник Георгий Едлинский.
Справка: Георгий Михайлович Едлинский (1902–1988) – сын священномученика протоиерея Михаила Едлинского. Начальное образование получил в школе-приюте, которую построил и содержал на церковные деньги его отец при Борисоглебском храме. В 1919 г. Юрий окончил Киевскую духовную семинарию, а в 1924 г. – Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Позже, в 1924–1927 гг., он учился также в Киевском государственном университете на литературно-лингвистическом факультете, но, как сын служителя Бога, был исключен. В 1941 г. Георгия Михайловича рукоположили в сан священника и назначили настоятелем Воскресенского храма г. Киева. С 1945 г. до конца жизни (+1988) – служил в Макариевской церкви г. Киева.
Жизни этого уникального пастыря нужно посвящать отдельные публикации. Скажем лишь, что после окончания войны в 1941–1945 гг. Макариевский храм, укрывшийся между рощами и ярами киевской древней Татарки, стал местом молитвы многочисленной интеллигенции, посещавшей его втайне от бдительного атеистического ока КГБ. В беседах с прихожанами о. Георгий, преподаватель Киевской духовной академии, образованнейший человек, молитвенник и духовник, часто поднимал тему абортов и стремился донести до прихожан понимание и осознание греха детоубийства. Мало того, он окормлял женщин, раскаявшихся в этом грехе, налагал на них епитимию, а на себя брал подвиг молитвы о них, прося у Бога прощение о содеянном и духовного укрепления покаявшимся. Конечно же, приснопамятным батюшкой Георгием двигали любовь Христова и огромное сострадание. Эти качества он унаследовал от своего отца, священномученика, расстрелянного в 1937 году. Михаил Едлинский известен был не только в Киеве, но и по всей России того времени, славился духовными дарами, опекал людей, страждущих недугом пьянства. Аборт в то время карался законом, и все же подпольно такие преступления совершались, и о. Михаил также вымаливал несчастных грешниц, если те приходили к нему с покаянием. Не случайно святой праведный Иоанн Кронштадтский приезжавшим к нему с Украины паломникам говорил: «Что вы ко мне едете? У вас в Киеве есть великий молитвенник о. Михаил Едлинский…»
Макариевский храм был известен православному Киеву сталинско-хрущевского, а затем и брежневского периода. Когда о. Георгий был уже совсем слаб, его еще при жизни сменил новый настоятель о. Анатолий Затовский, также прослуживший здесь много лет уже после смерти о. Георгия и передавший ныне эстафету настоятельства о. Владиславу Софийчуку, который следует традиции отцов Едлинских.
Жизнь начинается во чреве
Мы продолжили беседу с о. Владиславом.
– Жизнь человека начинается с момента ее зачатия, – говорит священник. – Бог дает эту жизнь, и только Он имеет право ее забирать. Мать не имеет права распоряжаться зарождающимся в ее чреве ребенком, но посягает на эту жизнь. Ничем иным объяснить это невозможно, иначе как потемнением разума! Если бы женщина понимала, что творит, совершает настоящее убийство – она никогда бы на это не пошла.
Но если женщина осознает тяжесть этого страшного греха, приходит в Церковь, Господь принимает ее покаяние. Ситуации не исправишь, ребенка не вернешь, но покаяние может сгладить этот грех. Вот почему идут в наш храм женщины на исповедь. Как вы уже упомянули, не мы начали эту традицию. В Макариевский храм приезжали люди со всей России еще в 40-е годы, когда настоятелем церкви был Григорий Едлинский. Кроме того, что батюшка отпускал этот грех, он брал на себя труд индивидуальной сугубой молитвы за каждую женщину. При необходимости налагал епитимию. И сейчас приезжают автобусами из Белоруссии, едут и из дальнего зарубежья.
– А откуда пошли разговоры о том, что можно крестить умерших детей?
– Раньше, во времена дефицита, была традиция: женщины, приезжающие на исповедь в Макариевскую церковь, привозили с собой отрезы ткани и крестики. Из материи шили пеленки, наволочки, простынки и отдавали в детские дома, а крестики (тогда они были в особом дефиците) надевали крестившимся здесь младенцам. Возможно, женщины ассоциировали эти действия с крещением нерожденных детей. Наверное, отсюда и пошла эта молва.
– Как показывает практика, почему женщины совершают этот грех?
– Большей частью по неведению. Я даже записывал, что происходит с ними впоследствии, какие терзания они испытывают. Некоторые видят нерожденных детей во сне. Когда работаешь с этими женщинами постоянно, им открываются многие вещи. Начинается все с исповеди, после которой читается разрешительная молитва и молитва «Егда извергла отроча волею и неволею»… Даются наставления, а на 40 дней налагается епитимья. Но вот проходит определенный период покаяния, женщины 40 дней читают акафист «Не убий», их душа оживает.
Тема сложная и важная. Что толку клеймить эту женщину? Если человек раскаивается и приходит к нам, Церковь протягивает ему руку, в каком бы падшем состоянии он ни находился. Ведь первым в рай вошел разбойник. Но это не значит, что Макариевская церковь – какой-то эксклюзив. Нашу церковь отличает лишь то, что у священников есть богатый опыт, поскольку они сталкиваются постоянно с этой проблемой и могут больше помочь человеку.
– А мужчина должен нести епитимию?
– Конечно, и мужчина должен идти и каяться в этом грехе, нести ответственность за случившееся. Иногда он даже больше виноват. Бывают случаи, когда мужчина подталкивает женщину на этот шаг своим поведением, и ей кажется, что она не в состоянии тянуть и мужа, и детей, или просто оставляет ее в таком бедственном положении. Мы даем им читать 40 дней покаянный канон Иисусу.
– Много ли женщин приезжает в церковь с этим грехом?
– Практически на каждой службе есть такие страждущие. Я занимаюсь этим, как настоятель. Раз Господь поставил меня на это место, я должен нести это послушание.
Икона Божией Матери и противоабортный Всеукраинский Крестный ход
– Батюшка, расскажите об иконе Божией Матери «Скорбящей о младенцах, во чреве убиенных».
– Наш храм стала посещать некая Татьяна, которая в
молодости сделала аборт и мучилась этим долгое время. Она
постоянно причащалась у нас, участвовала во всех
мероприятиях, связанных с этой проблемой и организуемых
нашим приходом, чтобы загладить как-то свою вину. Как-то
раз находясь за городом, думая об этом, на камушке вдруг
увидела очертание иконы, как бы композицию ее. Пришла к
нам посоветоваться, что делать. Я предложил найти ей
художника-иконописца, и, если икона будет достойна, сможем
получить благословение от Блаженнейшего Митрополита
Владимира и поставим ее в нашем храме. Она нашла
иконописца Георгия, который отказался от денег, потому
что, когда его мама носила во чреве, хотела сделать аборт.
Он сделал в цвете эскиз и икону в благодарность Господу и
Божией Матери, которые удержали ее от этого шага.
И потом мы получили позитивную резолюцию от Блаженнейшего,
его благословение на написание иконы…
– А Всеукраинский противоабортный Крестный ход?..
– Буквально через неделю после благословения Блаженнейшего ко мне пришли православные родители, которые узнали, что мы занимаемся противоабортной деятельностью. За два года до нашей встречи они получили благословение старца Ионы и Белоцерковского Амфилохия на проведение Крестного хода по всей Украине, призывая к покаянию людей за совершенный грех аборта. Они показали мне икону не каноническую, на которой младенцы изображены с нимбами (это нарушение канона). Я им объяснил, что с этой иконой мы не можем выполнить это благословение, но у нас есть иконописец и эскиз иконы. Георгий написал эту икону, мы сделали в Лавре для нее киот, и уже на Маковея служили у нас молебен. А потом состоялся этот уникальный Крестный ход, участники которого в течение года прошли пешком от Луганской области через Киев до Закарпатья, потом машиной доехали до Чернобыля, через Крым. Об этом были публикации в православной прессе.
– Батюшка, скажите несколько слов о том, что еще делают Церковь и ваш приход в этом направлении?
– Важно помочь женщине, которая сделала аборт, но еще важнее не допустить, предотвратить этот шаг. Мы создали движение «Спаси и сохрани». Одна из составляющих этого проекта – просветительская деятельность: раздаем бесплатно печатный материал, объясняющий пагубность греха аборта. Это брошюры, листовки, наклейки, журналы, которые распространяются по областям Украины. Например, в Чернигове по благословению Амвросия была проведена акция «Неделя без аборта». Городской транспорт был расклеен просветительскими листовками и плакатами. В течение недели в больницах врачи отказывались делать эту операцию (по медицинским показаниям). Владыка сам ходил по всем учебным заведениям со священниками, врачами.
Также проводим различные акции на государственном и общественном уровне. Например, распространяем с помощью волонтеров листовки у роддомов и женских консультаций. Совместно с представителями других конфессий разработали проект по предотвращению абортов и пытались в 2010 году провести его через Министерство здравоохранения. Была проделана огромная работа, разработана целая концепция, мы нашли верующих людей в министерстве…
Но на последнем этапе чиновники спустили все на тормоза. Наше законодательство утверждает, что жизнь начинается лишь в момент рождения, официальная медицина не готова признать, что эмбрион, зародыш – это уже начало человеческой жизни.
Но мы знаем, и об этом говорит Писание и учит Святая Церковь – жизнь человека начинается в момент зачатия. Жития святых рассказывают нам, как святые младенцы реагировали на молитву в утробе матери. Мы помним, как взыграл в утробе святой праведной Елисаветы младенец – будущий Иоанн Креститель Господний, когда к ней пришла Дева Мария. Именно взыграние младенца будущего Иоанна во чреве совпало с бессмертными словами Богородицы, Которая также несла в Себе зачатого от Духа Святого Спасителя мира, Господа Иисуса Христа: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем… И отныне ублажат Мя вси роды…»