Православный календарьПравославный календарь
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.

Нулевая масса

Почему наша проповедь бесплодна?

Есть в числах некий магнетизм. Число само по себе всегда таинственно, потому что нечто скрывает. Вот, например, 2. Чего два? Может, человека: мужчина и женщина? А может, два яблока? Скорее первое. Какое число ни назови – за каждым будет стоять ассоциативный ряд.

Пифагор так заигрался в числа, что ему стало казаться, будто с их помощью можно описать неописуемое и управлять духовной сферой. В этом видим урок: не нужно фанатизма в любой сфере.

С числами работают тысячи организаций: статистических, математических и прочих. Мы постоянно взаимодействуем с числами, хотя по большому счету можем представить только малую их часть. Скажем, я могу представить себе одно яблоко. Или десять. А вот тысячу яблок представить уже трудновато. Это сколько мешков? Уже нужна новая единица измерения, чтобы снова привести количество к знакомым числам, желательно до десяти.

Особенно ярко эта простота нашего мышления проявляется, когда мы касаемся очень больших или очень малых чисел. Вот, например, протон – элементарная частица. Его масса равна примерно 1,672·10−27 кг. Сколько это? Это «10−27» всегда ставило меня в тупик. Я знаю, что дома у меня в большой кружке – 330 мл. Мне этого хватает выпить чаю и насытиться. Есть кружка поменьше – в 250 мл. Опытным путем я познал, что если налить чай во вторую кружку, то придется идти за добавкой. А вот что значит «10−27 кг», понять невозможно. Ясно, что это очень-очень мало. Понятно, что масса электрона (примерно 9,109·10−31) – это еще меньше. Но ощутить разницу, как между своими кружками, я не могу. Словом, физика – наука сложная.

Или еще: знаете ли вы, что нейтрино (еще одна элементарная частица) может пройти сквозь Землю, никак не взаимодействуя с веществом? Эти частицы имеют даже какую-то массу, отличную от нуля, но писать такие числа я уже просто боюсь. Представьте: каждую секунду мое и ваше тело могут неощутимо прошивать миллионы частиц нейтрино, которые имеют какой-то вес.

А теперь вообразите, сколько триллионов слов в секунду воспроизводят наши средства массовой информации и коммуникации. Тысячи тысяч гигабайт информации выходят из электронных устройств и прошивают мой мозг, когда я включаю телевизор, когда еду в общественном транспорте и вынужден внимать включенной рекламе или радио, когда, наконец, я пытаюсь отыскать в интернете что-нибудь полезное. И вот забавно: большая часть этих слов проходит через мой мозг, как нейтрино, – нисколько не взаимодействуя с веществом (в данном случае – серым).

Почему? Да потому что меня мало трогает рекламный ряд, меня мало интересует легкий разговор ведущих по радио, подслушанный в маршрутном такси, мне в основном нет дела до случайного фильма, транслируемого по телевизору.

И только иногда сердце уязвляется, когда кто-то с таким же душевным настроением, как и у меня в эту минуту, говорит мне слово на пользу, извлеченное из своего личного опыта.

И вот я бросаю взгляд на православную миссию, в том числе и на мои собственные миссионерские потуги, и вижу бесконечный поток нейтрино. Конечно же, многие наши слова, слова современных проповедников, имеют вес… отличный-таки от нулевого… Что не мешает нашим православным доводам свободно проходить сквозь мозг людей, никак не задевая ума.

С нами соглашаются, кивают, задают серьезные вопросы… только прихожан в храмах не становится больше

С нами вроде и соглашаются, и кивают, и даже, бывает, задают серьезные вопросы, только вот количество прихожан в наших храмах как-то из года в год остается тем же. Почему? Может быть, в сознании людей, состоящих вне Церкви, но лояльно к ней относящихся, наши слова становятся в один ряд с телевизионной рекламой или болтовней ди-джеев по радио? Наши правильные и высокообразованные слова не делают самого главного – не задевают сердца.

Или же они просто падают на безблагодатную почву? Ведь притча о сеятеле (см.: Мф. 13: 3–23) сказана не только для объяснения этой ситуации, но и для утешения нас, пастырей.

Я думаю, что истина кроется как в этом, так и в том, что мы часто говорим более от книг, а не от себя. Святые отцы учили тому, что испытали и пережили лично. Когда тебе говорит, как избавиться от блудных помыслов преподобный Иоанн Многострадальный, который 30 лет сражался с ними, как с лютыми зверями; когда бывший мытарь рассказывает, как победить сребролюбие, а князь, постригшийся в монахи, – о борьбе с гордыней и любоначалием, – им можно верить, поскольку они опытно познали то, чему учат. И совсем другое дело, когда тебя учит вере юнец, только окончивший семинарию, которого и «отцом»-то язык не поворачивается назвать.

Хорошо, конечно, и необходимо читать книги святых отцов и запоминать прочитанное. Плохо только, когда эти книги становятся для нас чем-то вроде картин в музее: подошел, полюбовался, пережил «катарсис», запомнил автора и отошел с веселым сердцем. Рассказал другому о богатстве внутреннего мира живописца, о фактуре красок на полотне, о символике сюжета и уникальности композиции. Потом, глядишь, сходит в этот музей друг, и вы уже будете вдвоем такие духовно богатые.

Книги святых отцов – это не картины, а скорее схемы. Или карты. Или планы эвакуации. Зашел в незнакомое здание причудливой архитектуры получить справку, а тут на беду – пожар. Куда бежать? Глянул на пожарную схему – и спасся из огня. Так и в жизни. Родились мы в причудливое время, когда не понятно, каким путем можно спастись, прочитали книгу – и стало ясно из нее кое-что. Из другой – еще немного. Так, глядишь, и путь спасения обрящешь. Книги отцов – это карта, которая указывает, как и куда нужно идти, чтобы попасть в Царство Небесное. Они созданы не для интеллектуального наслаждения, а с конкретной практической целью руководства. Они намечают и своеобразные ориентиры, чтобы не сбиться с пути. Скажем, ходишь в церковь, ходишь, а как ругался с утра до вечера с женой, так и ругаешься. Значит, батенька, не туда или не так идешь.

Поэтому книги отцов, как и карту местности, нужно не читать, а изучать. Обнаружил способ действия, приносящий пользу, дающий конкретный эффект против определенной страсти, опробовал его, значит, можно и с другим поделиться, страждущим тем же духовным недугом, что и ты, – глядишь, и ему поможет. Так точно и на бытовом уровне: в больнице, например, лежат в палате все язвенники и обмениваются опытом, что кому лучше помогает от болезни.

Так вот пастырь поставлен в такое положение, когда должен знать лекарства от всех болезней. Не только как доктор, теоретически, а еще и опытно, как переболевший всем. Если бы все советы, которые я даю людям, я бы мог давать из личного опыта! Пускай бы даже не как победитель страстей, а хотя бы как борец с ними. Тогда бы я истинно заслужил звание «духовник». А так… Приходится иногда делать назначение наугад. Ну, попробуйте вот эту таблетку. Не помогает? Тогда вот эту мазь. И эта не идет? Тогда физиопроцедуры. А больной тем временем теряет в весе и бледнеет, и уже нет у него сил на духовные эксперименты.

Для начала хотя бы некоторые духовные книги читать не как роман, а как руководство к действию

Думается, что эта проблема не только моя и не только пастырей. Эта проблема коренится вообще в нашем современном обществе. Мы все стали чрезмерно любознательными и информационно всеядными. Без конца черпаем пищу для ума из разных источников, поэтому поверхностно можем судить обо всем. А копни глубже – полное невежество во всем. Изменить это можно, только изменив свой образ жизни. Для начала хотя бы некоторые духовные книги попытаться читать не как роман, а как руководство к действию. Но тут, конечно же, нужно быть очень аккуратным. Невозможно пытаться воплотить в жизнь советы, скажем, многих подвижников египетской пустыни. А что тогда? Например, все мы часто рассеиваемся во время молитвы. Как с этим бороться? Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: чтобы стяжать внимательную молитву, нужно приступать к молитвам не раньше, как положишь посильное число поклонов, – и когда тело немного утомится, тогда ум собирается и внимание включается. Количество поклонов каждый человек должен сам для себя определить, исходя из своих сил. Вот пример изучения святоотеческой книги и попытки воплотить в жизнь написанное. Поступай так по слову святителя Игнатия, учти другие его советы, касающиеся внимательной молитвы, – и помыслы не будут так рассеиваться.

Так может, проблема современной миссии в ее неаскетичности? В том, что мы часто говорим как профессора, а не как молитвенники? Мы пытаемся, по слову апостола, быть всем для всех (см.: 1 Кор. 9: 22), но при этом часто так увлекаемся, что в нашем апостольстве совсем не остается христианства. Если бы мы все – и пастыри, и пасомые – говорили только пережитое опытно, слово наше было бы совсем другим. Это уже было бы не православное информационное нейтрино, проходящее без следа сквозь мозг человека, а «вода живая» (Ин. 7: 38), и каждый бы учил «как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7: 29).

Рейтинг: 9.8 Голосов: 1265 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О том, как миссионерская сила в немощи совершается О том, как миссионерская сила в немощи совершается
Из истории японской миссии
О том, как миссионерская сила в немощи совершается О том, как миссионерская сила в немощи совершается
Из истории японской миссии
Роман Савчук
Истории реальных людей – японских христиан, учеников равноапостольного Николая Японского, – убеждают: сила Божия не оставляет тех, кто смиренно переносит внешние тяготы и немощь собственного естества.
«Мы виноваты в том, что есть люди, не знающие Христа» «Мы виноваты в том, что есть люди, не знающие Христа»
Митр. Афанасий Лимасольский
«Мы виноваты в том, что есть люди, не знающие Христа» «Мы виноваты в том, что есть люди, не знающие Христа»
Беседа с митрополитом Афанасием Лимасольским о последних временах, доверии Богу и церковной миссии
Как преодолеть период духовной расслабленности, что делать, если рядом нет опытного духовника, как молиться и выстраивать церковную миссию, почему семьянину нужно читать патерики...
Об общении с инославными, «хороших людях» и проповеди веры Об общении с инославными, «хороших людях» и проповеди веры
Архим. Рафаил (Карелин)
Об общении с инославными, «хороших людях» и проповеди веры Об общении с инославными, «хороших людях» и проповеди веры
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Теоцентризм, характерный для прежних веков, сменяется гуманизмом, где человек с поврежденной природой занимает высшую ступень духовных и душевных ценностей.
Комментарии
Yekaterina Kartasheva 2 апреля 2016, 22:07
Спасибо! Мудрые слова и рассуждения, есть о чем задуматься.
Диана31 марта 2016, 22:41
Благодарю, Вас! На самом деле - так просто о сложном! Поклоны!..
Светлана30 марта 2016, 10:42
Отец Сергий, огромная благодарность Вам за статью! Очень верно, очень своевременно...
Андрей 30 марта 2016, 00:55
Так оно и есть если мы хотим передать опыт то нужно его получить, тогда его можно передать. Например я знаю хорошую книгу но сам её не читал и рассказываю о ней другому человеку, он не заинтересуется книгой, потому что я не смогу передать свой пережитый личный опыт прочтения.
вилен29 марта 2016, 20:08
отец Сергий.всё в тему.актуально.и всё правда-видно вы настоящий.раз говорите о наболевшем откровенно...дай вам БОГ здоровья.
Геннадий Ядренцев29 марта 2016, 18:23
Спаси Вас Бог, о.Сергий за статью, написанную с трезвенным рассуждением.
р.Б.Иулия29 марта 2016, 13:45
Спаси Бог, Вас, батюшка! Все правильно написали. Современный мир лукав. Очень лукав - мы все как-будто бы знайки, но это на поверхности. А вот сердце свое, образ мыслей, образ жизни менять не хочется - это ж так и святым можно стать! Поэтому - да, мы киваем головами, вздохнем, порой, сокрушенно, но не хотим слова жизни принимать в сердце, всегда ищем себе оправдания. Так и живем... Господи, лукавствия духи в нас разори!
Лидия29 марта 2016, 10:05
Хожу на службу в монастырский храм. Периодически проповедь читает настоятельница монастыря. И ни разу не было, чтобы проповедь была не обо мне. И, главное, всегда во-время, всегда на пользу и утешение. Хотя вроде всегда проповеди приурочены к событиям церковного года. Видимо она действительно знает то, о чём говорит.
ТАТИАНА1728 марта 2016, 22:19
"ГОСПОДИ,БОЖЕ МОЙ!УДОСТОЙ МЕНЯ,ЧТОБЫ Я ВНОСИЛ ЛЮБОВЬ ТУДА,ГДЕ НЕНАВИСТЬ;ЧТОБЫ Я ПРОЩАЛ,ГДЕ ОБИЖАЮТ;ЧТОБЫ Я СОЕДИНЯЛ,ГДЕ ССОРА;ЧТОБЫ Я ВОЗДВИГАЛ ВЕРУ,ГДЕ СОМНЕНИЕ;ЧТОБЫ Я ВОЗБУЖДАЛ НАДЕЖДУ,ГДЕ ОТЧАЯНИЕ;ЧТОБЫ Я ГОВОРИЛ ПРАВДУ,ГДЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ;ЧТОБЫ Я ВНОСИЛ СВЕТ ТУДА,ГДЕ ТЬМА..."
И все это делать ИСКРЕННЕ. Иисусе Христе,Боже наш,помилуй!
Елена28 марта 2016, 22:02
Кроме безобидных нейтрино, есть еще протоны и гамма-кванты.А если они в большом количестве проходят через тело человека, то это уже, простите, лучевая болезнь. Так же и с информацией - хочешь
ты того или нет, а все равно где-то в мозгу остается. Нельзя просто пропустить мимо ушей.
Вот например. услышишь грязную брань, и потом чувствуешь. как будто тебя грязью облили...
Татьяна28 марта 2016, 21:07
Не нужно путать проповедь миссионера с обычным общением с православным человеком. Если в первом случае у человека, действительно, миссия и благословение на данную деятельность, то во втором - это обычные люди и воспринимать их надо соответственно. Нельзя требовать проповедей с людей, которые не ставят перед собой таких целей и задач. Они просто живут, общаются, как и все мы. Безусловно, каждый человек, которого мы встречаем на своем пути, так или иначе воздействует на нас. И если у нас внутри есть потребность что-то услышать или понять для себя, тогда Господь рано или поздно может дать ответ через любого человека. А главное, мы становимся готовыми это услышать. В противном случае явись перед нами хоть Сам Христос, сердце останется глухим. Да, мы всегда учимся чему-то друг у друга, но слова о.Сергия разве не для миссионеров? А это особое служение, к которому призван далеко не каждый. А вот молиться за другого, поддержать словом и делом - к этому мы призваны все. И свой личный опыт богообщения обычно держат при себе, не расплескивают.
Михаил 28 марта 2016, 20:33
О. Сергий, спаси вас Господь!
Алексий28 марта 2016, 20:13
Спасибо, отец Сергий, за статью. Читая её думал: "Значит это не только мне так кажется. Это общая проблема". Слушаю проповедь на службе, а в голове: "Доктор, исцели себя сам". Лучше уж про жития святых расскажи, и то проку больше. Прошу прощения за резкость. Наболело.
28 марта 2016, 19:58
Падает наше слово на благодатную почву или пролетает сквозь мозг слушателя, как нейтрино, - это ведь тоже от Господа. Он управит. А мы будем делать, что должно, и стараться в меру сил делать свою работу лучше. Господь управит.
Константин28 марта 2016, 16:01
Про то ,о чем пишет о. Сергий, еще говорил убиенный свщмч. о.Даниил (Сысоев).Если ты говоришь к людям зная "о Боге", то это никому не интересно(найти любую информацию в и-нете, сейчас может даже первоклассник, или пенсионерка),а вот если ты знаешь Бога лично ,и у тебя есть с Ним взаимоотношения, и ты об этом рассказываешь в беседах, проповедях, миссионерских поездках, и. т. д. то тогда люди тебя слушают "затаив дыхание". Им это интересно потому, что этого у них нет, и ни в каком интернете этого не скачаешь.
Вадим28 марта 2016, 14:46
Проблема может быть еще и в том, что слово это не нужно слушающему. Да, при личной беседе видно, есть ли интерес у собеседника, можно подкорректировать ход разговора. А на ТВ никакой обратной связи нет, поэтому и получаются абстрактные универсальные "обезжиренные" проповеди. Увы, Злотоустов у нас всегда не хватает, чтобы сходу зацепить зрителя...
ТАМАРА28 марта 2016, 14:28
Батюшка Сергий,наконец,Вы появились на сайте с Вашим новым изречение.Как всегда ,нужным и полезным.Многая и долгая Вам лета.Малое стадо,как Господь говорил,оно есть, и малым и остаётся.Храни Вас,Господи.
28 марта 2016, 11:18
дай Бог вам здоровья отец Сергий.всегда удивлялся и радовался за людей умеющих сказать просто о сложном.
Александр28 марта 2016, 10:53
Благодарен за внятное и подробное повествование. Слово понятно и имеет большое значение, когда произносится человеком, понимающим обсуждаемую проблему со стороны слушателя.

Лиза28 марта 2016, 10:29
Спасибо! Очень интересная статья, заставляющая задуматься. Простите, но по-моему, дело тут не в силе проповеди, а в Божьей благодати. Если она есть с человеком, он слышит, и в любой пропрведи услышит что-то ценное, а если потерял он её, то тут уж что не слушай и что не читай, может быть обратный эффект ещё большего отторжения. Так, например, мой сын начал реагировать, а я его все бомбила статьями и ссылками. Теперь сама то же самое чувствую, возможно, для урока. Поэтому надо как-то опять искать Истину, то есть Его
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×