Не подлежит сомнению, что мы живем в эпоху, в которой господствует рациональная мысль и абсолютизация человеческого разума, эпоху, когда человек провозгласил себя и свои творения сущностью мира сего, изолировав и изгнав из него все метафизическое, сверхчувственное и сверхразумное. Философия новой – еще худшей – вариации гуманизма стала нашим мировоззрением, под действием которого человек рискует заключить себя в темницах своих достижений, которые, в конце концов, погребут его под своими обломками. Очевидно, что в столь негативной и безысходной атмосфере говорить о таинстве Креста и пытаться постигнуть то место, которое он должен занимать в жизни людей, похоже на утопию. Однако сейчас как никогда мы, оставив эту бесплодную философию, ощутили насущную потребность приблизиться, в меру наших слабых сил, к таинству Креста. Ведь необходимо понять, каков есть путь, проходящий под Его сенью, по которому необходимо следовать христианину, дабы очистить душу от греха и стяжать ее спасение.
Жизнь человека в этом мире, а в особенности жизнь верующего, – это крестный путь, это путь напряженного ожидания, жестокой борьбы, попыток, браней, падений и новых взлетов. Житие наше подобно бескрайнему бурному морю, волны которого швыряют из стороны в сторону утлое суденышко нашего внутреннего мира. И потому как нельзя более уместными представляются слова святой Синклитикии, назвавший Крест Господень «парусом», ибо лишь с его помощью мы можем переплыть море нашей жизни. И действительно, без Креста христианин лишается силы идти вперед, неустанно бороться с искушениями, с врагом рода человеческого, со всеми сатанинскими силами мира и, наконец, победить их. Ибо это не просто кусок древесины и не просто крестное знамение, которое человек делает механически, но таинственная сила, происходящая от жертвы и пресвятой крови Распятого на нем, сила, укрепляющая человека, имеющего Крест своим союзником в борьбе.
Крест подобен знамени, которое, оставаясь простым куском ткани, приводит нас в трепет от одного своего вида или прикосновения к нему, ибо напоминает нам о священных битвах нашей многострадальной родины. Так и при виде Креста мы мысленно переносимся на Голгофу и стоим подле Пресвятой Богородицы и возлюбленного ученика Христова, и плачем от любви к Нему, и пьем из открытой раны Христовой новую жизнь, проросшую во имя спасения грешников.
Всмотревшись в этот великий символ жертвы и страдания за веру, мы можем увидеть глазами души и сердца нашего иную действительность, потрясающую нас и порождающую священный ужас. Мы видим распятое на Кресте Пресвятое Тело Христа, столь много сделавшего на этой земле и столь сильно пострадавшего во имя всех людей всех времен, во имя людей, столь беспечно пренебрегающих своим спасением.
Мы видим пронзенное копьем Сердце, источающее Кровь Любви и взывающее к Отцу: «Отче, прости им…», в то время как мы сами не можем простить тех, кто причинили нам вред или боль.
Мы видим смирение и уничижение, которое принял на себя Богочеловек во имя твари Своей, в то время как мы сами возмущаемся и болезненно воспринимаем насмешки, которым мы подвергаемся за нашу жизнь и борьбу во Христе.
Мы видим сей громадный и тяжкий Крест, но не можем поднять и несравненно более легкие кресты трудностей нашего краткого жизненного странствия по этой бренной земле. Другими словами, на Кресте Господнем мы можем прочесть истины, которым не научит нас никакая книга, никакой университет, даже вся мудрость мира сего. Мы можем прочесть то, о чем столь точно сказал один современный православный мыслитель: «Подводящий нас ко Кресту приводит нас к самой Святой Троице, дарит нам пропуск в вечное блаженство. Все мы в определенной степени являемся соучастниками распятия Христа или брата нашего. Вопрос в том, хотим ли мы из распинающих стать распинаемыми? Если мы возжелаем этого, то мы будем жить вечно в Царствии Божием и явим его и нашему миру, и нашей эпохе».
На пороге XXI века – на этом историческом рубеже, представляющемся столь мучительным и пугающим в преддверии мрака неизвестности третьего тысячелетия, человек кажется неспособным ответить на вызов времени. В прошлом у него было множество опор, за которые он мог уцепиться, чтобы самоутвердиться за счет них. Философия, искусство, культура, спорт, политика, деньги по очереди становились его «богами», очаровывая измученного путника истории, однако, удовлетворяя лишь на мгновение его жажду и его стремление к высшему, к превосходящему сиюминутный мир. В наше время на место этих «богов» заступили превращенные в самоцель достижения технического прогресса, компьютерные технологии, исследование космоса. Однако такое развитие событий вместо того, чтобы открыть новые перспективы и показать человеку путь, усилило духовное одурманивание и еще больше отдалило человека от его сущности, лежащей вне тех ограниченных рамок, в которые он сам заключил себя.
Господь дал распять Свое Пречистое Тело на Кресте, «уничижил Себя Самого…», дабы дать выход из тупиков, которые, как Он знал, вечно будут мучить Его творение. Своей Крестной жертвой Он призвал всех нас принести к символу Его жертвы нашу жизнь и наши дела, опереться на него в наших стремлениях и чаяниях, распять на нем наши страсти и нашу грешную природу. Он дал нам понять, что значение Креста заключается в ожидании грядущего Воскресения, ибо, если мы основываем нашу жизнь на Кресте Господнем, мы ведем ее по пути воскресения к тому, что лишь в лоне Церкви, вдали от соблазнов и приманок сего мира, можно вкусить и пережить.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.