Вода имеет сакральное значение в нашей вере. Достаточно вспомнить святого праотца Моисея в знойной пустыне, ударом жезла извлекающего из скалы источник живительной влаги (Исх.17:1-7), или Христа у колодца Иакова, говорящего Самарянке о «воде, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14), или о крещенской купели, о крещенской воде – Агиасме… Эта живительная влага, как источник жизни и как прообраз Жизни Вечной, всегда была дополнением или составляющей частью каждого святого места, да и любого человеческого жилища…
Стопа Божией Матери
…1240 год, тьма над Русью православной – нашествие монголо-татарской орды Батыя, сожженный Киев – купель крещения молодого христианского государства, иноки Печерские, уходящие в непроходимые леса на сотни километров, до Волынских земель. Здесь, на горе Почаевской, в огненном столпе явилась Пречистая Богородица, знаменуя Свое покровительство инокам и всему люду православному в годину испытаний, свидетельствуя, что и Она, как и Ее Сын Божий, с ними «во все дни до скончания века» (Мф 28:20). И во свидетельство этого оставила в каменной породе, будто в воске, след от Своей правой стопы, из который проистек источник хрустально-чистой воды…
Он и поныне течет из каменного пласта, только уже под сводами величественного Успенского собора Почаевской лавры, вот уже 776 лет. И каждый, переступивший порог этого храма, справа от входа видит потрясающей красоты ковчег с горящими лампадами и подсвечниками. Над ковчегом - большой бронзовый киот с барельефным изображением этого явления. Еще выше - две высокие зеркальные пилястры. А внутри ковчега - три неугасимых лампады, свет от которых слегка касается темного камня самого источника Стопы Богородицы, закрытого стеклянной дверцей и пребывающего во мраке.
Сам камень с отпечатком, из которого сочится вода, находится ниже уровня храмового пола. Приходящие в Почаев богомольцы, помолившись и совершив великий поклон перед ковчегом, на коленях прикладываются к изображению Цельбоносной Стопы на бархатной подушечке у источника, а затем получают святую воду в серебряном ковшике из рук иеромонаха – «стопочного». И с благоговением пьют воду святую, животворящую…
Как старец Зосима на колодец преподобного Иова указал
Если поклониться Божией Матери и испить из Стопы ее в силе каждый паломник, то попасть к колодцу преподобного Иова, из которого берется целебная вода, может не каждый. Нам, можно сказать, повезло, а точнее – промыслительно «повезло».
Готовя публикацию о разгуле раскольников в регионе, разбойных нападениях на православные храмы, мы попросили наместника Почаевской Лавры встречи с известным старцем – 86-летним схимонахом Зосимой (Росоловским), духовно окормлявшимся в свое время у почаевского старца Прохора, который в свою очередь был руководим прп. Ионой Киевским. Хотелось услышать совет многолетнего лаврского подвижника по поводу нынешних времен, которые переживает Церковь Христова в Украине и вообще в мире. Пообщавшись и получив утешительные советы, мы собрались уходить.
Но отец Зосима подозвал своего келейника, послушника Димитрия, приведшего нас в келью старца и присутствовавшего при нашей беседе.
– Ты им водицы святой дай и просфор, – велел старец. – И колодец преподобного покажи.
Чуть позже мы поняли, почему он дал такое распоряжение. Брат Дмитрий, 28-летний послушник из Белоруссии, несет послушание «колодезного». То есть является хранителем и ответственным за обслуживание святого колодца преподобного Иова.
Раньше колодец находился под открытым небом во дворе обители, а в 1980-х по благословению архиепископа Львовского и Тернопольского Никодима (Руснак, +2011) над колодцем была возведена сень в виде расписанной часовни. Вход в нее закрыт, и брат Дмитрий, позвякивая тяжелыми ключами, повел нас на экскурсию длинными коридорами монастыря.
По дороге рассказал о том, что колодец сей преподобный Иов (Железо, +1651), игумен Почаевский, выкопал, а точнее - выбил в каменной породе на глубину 46 (!) метров в лихую годину испытаний. Внук покровительницы монастыря княгини Анны Гойской, Андрей Фирлей, воевода Бельский, стремился захватить земли обители, переданные княгиней в вечное пользование. Он, в нарушение завещания, отобрал земли вокруг монастыря, на которых располагался монастырский колодец и пруд, обеспечивавший монастырь водой. У племянника-еретика в результате ничего не получилось, Матерь Божия вернула отобранные земли.
Однако до этого, во время судебных тяжб, преподобный Иов
благословил проделать немыслимую по человеческим меркам
работу – вручную выкопать, а точнее –
выдолбить огромный колодец прямо на горе, тайно, прямо
возле братских келий. Братия не верила в возможность
обретения воды на каменной почти 100-метровой почве, но по
молитвам преподобного живительная влага таки показалась на
глубине 46 метров. На то они и иноки чудотворной обители!
Причем, как объяснил послушник Димитрий, святая вода сия
под землей соединяется и с источником со Стопы Божией
Матери, поднимается братией наверх для пользования
насельниками обители и многочисленных паломников. Вода
также набирается для святого алтаря, где совершается
Божественная литургия, она же раздается на запивке после
Причастия Святых Таин.
И предложил нам увидеть все собственными глазами.
У чудотворного колодца. Целебный песок
– Раньше вода набиралась вот этими 80-литровым ведрами, – пояснил Димитрий. – А сейчас качает мотор. Но при необходимости можно поднимать воду и вручную.
Оказывается над сводом в кровельной части под крышей колодезной часовни установлен невидимый для глаз огромный бак, из которого вода подается по трубам через краны. Водой наполняются специальные емкости, которые транспортируются в монастырский цех по разливу воды в бутылки с хорошо известными православному миру голубыми этикетками «СВЯТАЯ ВОДА ГОРЫ ПОЧАЕВСКОЙ».
Также эта вода подается в емкости, установленные в Успенском соборе, где каждый желающий паломник может пить и набирать святую воду домой.
В монастырском цехе бутылки после наполнения и запечатывания снова поступают в колодезную часовню. Сюда же по установленной традиции приносятся удивительные почаевские просфоры, которые фасуются по кулечкам и вместе с водой поступают в просфорную лавку, находящуюся в монастырском дворике. Здесь уже с утра выстраивается очередь паломников: каждый стремится увезти с собой почаевские святыни – святую воду и просфоры.
Брат Дмитрий разрешил нам заглянуть в колодец и даже повертеть огромное колесо. Двухметровый каменный диаметр пахнул таинственным холодом, где-то там глубоко внизу поблескивала живительная влага. Оказывается, колодец раз в пять лет приходится чистить. Нет, илом он не засоряется. Просто подземные воды наносят на дно серебристо-белый песок, и периодически его приходится выбирать. Для этого, после выкачки всей воды, на дно колодца опускается брат (!) и аккуратно подает в ведрах скопившейся песок. Который, кстати, как утверждают, имеет также целебную силу.
– А куда же вы его деваете, этот песок? –
спросили мы.
– Складываю в специальный ящик, – ответил
Димитрий. – Иногда по просьбе братии раздаю.
– А можете нам немного отсыпать?
Подумать только – песок со дна колодца прп. Иова!
Послушник с удовольствием согласился. И вместе с водой, свежими почаевскими просфорами наделил нас полиэтиленовым мешочком с серебристым и удивительно приятным при осязании подземным песком...
Дивный Почаев! И дивны его чудеса!