Храм преподобного Андрея Рублёва в Раменках мог бы смело называться «при МГУ»: десятки его прихожан и три священника — выпускники университета. Строящееся церковное здание на Мичуринском проспекте обещает стать архитектурной доминантой района, только вот когда — вопрос болезненный: деньги на строительство собирают уже девятый год. Но даже в таких условиях приход умудряется ухаживать за стариками, собирать вещи для малоимущих и посылать гуманитарную помощь в Донбасс.
Трапеза в бытовке
— Когда по окопам бегала, всегда держала наготове пистолет и гранату. Чтоб в плен не сдаваться… — женщина по имени Вера говорит о самоубийстве. Священник отец Андрей молча слушает, не перебивает, иногда тихо вздыхает: «Спаси, Господи!». Ни осуждения, ни поучения.
Вера приехала из Донбасса. Говорит, воевала. В родном Краснодоне, который прославил подвиг «Молодой гвардии», у неё дети и внуки. Живут впроголодь. Наскребла последние 4 тысячи рублей и приехала Москву, устроилась консьержкой в жилой дом в Раменках. Все деньги посылает домой, самой на одежду и еду уже не хватает. Поэтому не отказывается от предложенной тарелки супа.
— Мне здесь и сапоги дали, а то и ходить не в чем! И... спасибо, что выслушали. Легче стало.
Здесь — это в храме преподобного Андрея Рублёва, где регулярно проводят акции по сбору одежды для нуждающихся и бездомных. Результат нынешней — 44-й по счету — полная «Газель» вещей. Поднять такие мешки волонтёрам из общества «Милосердие» не под силу — в нём, в основном, прихожане в возрасте. Погрузить помогают «Андреевцы» — молодёжная группа храма, от которой сегодня пришли трое ребят из МГУ: Дима с факультета почвоведения, Аня с мехмата и Костя с физфака. После чего все собираются в… гараже-бытовке, который заменяет трапезную.
Храм Андрея Рублёва когда-нибудь станет самым большим в районе Раменки: 3000 квадратных метров — это треть Храма Христа Спасителя. С двумя приделами — на 400 и 900 прихожан, классами для воскресной школы, кинозалом, просфорней, ризницей, иконописной мастерской. Но пока службы проводят по соседству — в деревянной церквушке Покрова Пресвятой Богородицы. К строительству каменного храма приступили в 2008 году, однако он до сих пор в лесах — возводят на пожертвования прихожан.
— У меня рабочих столько, скольким могу заплатить, — объясняет настоятель храма протоиерей Андрей Галухин. — Сейчас три монолитчика и четыре каменщика. Чтоб под крышу подвести, надо 30 миллионов рублей, а всего на строительство собираем 150 миллионов.
Благотворителей предлагают увековечить: в стену закладывают кирпичи с именами жертвователей.
Кандидаты в сане
Путь к храму начался ещё в 1993 году. Сначала, объясняет отец Андрей, собралась община, зарегистрировались, стали выпрашивать землю — в Москве с этим непросто. Потом постановлением Правительства Москвы был выделен участок на пустыре, далее — по благословению Патриарха — началась работа над проектом. Тоже небыстрая: вокруг много коммуникаций, которые надо учитывать, плюс строится метро «Раменки».
— В 2001-м построили этот деревянный храм-часовенку. Нет ничего более постоянного, чем временное, — смеётся отец Андрей. — Во время литургии здесь 200 человек стоит! Много людей здесь покрестилось, повенчалось, кого-то проводили в мир иной…
Именно с этой маленькой церквушки начался путь в православие для священника Глеба Киселёва — выпускника физического факультета МГУ, а ныне клирика храма Андрея Рублева. В церковь, говорит, привела супруга.
— Я пришел в храм лет 10 назад, захотел стать священником. Но сразу им стать нельзя: это долгая процедура, надо получить высшее духовное образование. Потом рукоположение, а семья-то у меня была уже большая, трое детей — сейчас уже пятеро. Приходилось работать в науке (отец Глеб — кандидат физико-математических наук — «ТД»), но науку я всегда как что-то внешнее воспринимал. Пришло время — я стал священником.
В храме теперь служат два кандидата наук — ещё отец Николай с механико-математического факультета. А также отец Александр, тоже выпускник мехмата.
Для протоиерея Александра Никольского путь к Богу начался прямо в коридоре мехмата. «Шел как-то мимо курилки, услышал разговор студентов — зацепился ухом за слова “батюшка” и “беседы”. Вернулся в курилку, спросил: “Что за батюшка, что за беседы?” Так пришёл к своему будущему духовнику, потом поступил в семинарию и стал священником», — так историю отца Александра рассказывает 22-летний Костя, один из «Андреевцев».
Миссионеры из Раменок
Молодежная группа «Андреевцы» сплотилась вокруг отца Александра: когда-то пришедший к вере через беседы с прихожанами, он стал проводить их сам. И вот уже история повторяется с новыми поколениями студентов МГУ. Тот же Костя, выпускник физфака, в храм пришел на первом курсе, так же зацепившись за слова «батюшка» и «беседы». Или 27-летняя Аня: «Знакомая в общаге рассказывала про отца Александра, я и пришла в храм», — и вот уже лет восемь не уходит.
— Так о чём беседы?
— Главным образом об отношениях юношей и девушек, — вступает в разговор Дима, первокурсник факультета почвоведения. В храм он пришёл еще школьником, потому что, лаконично объясняет, «была потребность».
— Но беседы не только о браке. Например, была такая тема — православие и спорт, — продолжает Костя. — Хотя, конечно, про семью самые популярные. У нас все батюшки многодетные: у отца Александра, например, десять детей!
«Андреевцы», как и любая молодёжная группа в любом приходе, вместе ездят в паломнические поездки, смотрят и обсуждают кино. Кто-то параллельно участвует в волонтёрских мероприятиях приходской группы «Милосердие».
— Но просто общения мало. Как говорит отец Александр, молодёжи нужен подвиг, — рассказывает Костя. — Теперь мы пытаемся организовать молодёжные беседы в МГУ. Протестанты же в университете собираются и Библию изучают, а мы что?
Таких встреч в МГУ «Андреевцы» вместе с отцом Александром провели уже три. На беседу о браке и семье пришли 18 человек — скромное число для вуза в полсотни тысяч человек. Но главное не количество, а качество, считают ребята: «Всё это — новые люди, которые до этого в храм не ходили, значит, мы на правильном пути».
— А много среди ваших одногруппников верующих?
— Изначально в храм не ходил никто, — отвечает Дима. — А потом люди стали со мной общаться, возникают вопросы. Вот привёл в храм одну девушку, а с ней вместе пришла её подруга.
Прямо как с кирпичами: пока лежат грудой на земле, это просто стройматериалы. Но за дело берутся четыре каменщика — кладка растет, и храм воздвигается.
Фото автора