– Борясь с терроризмом как явлением технологическим, мы не должны упускать из виду его духовное измерение. Какова природа «духовного терроризма»? И что это за явление?
– С этим явлением человечество столкнулось еще на заре своего существования, когда прародители в раю стали жертвами искушения врага и в результате произошла катастрофа вселенского масштаба. С тех пор «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19) и «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22). Зло вошло в мир и своим ядом отравляет нашу жизнь. Мир, который был создан Богом для блаженства и радости, человек превратил в место, где уже стало страшно жить. Поэтому природа «духовного терроризма» очевидна – это грех, вошедший в мир через отпадение людей от Бога.
В среду первой седмицы нынешнего Великого поста Святейший Патриарх Кирилл произнес проникновенную проповедь, в которой поделился своим опытом посещения заключенных в одной из тюрем. Начальник этого каземата в разговоре с Патриархом отметил, что главной проблемой человека, который оказался за решеткой, является даже не сам факт его осуждения и лишения свободы, а то, что его жизнь становится невыносимой из-за издевательств таких же, как и он, заключенных, его собственных сокамерников.
Тот, кто сильнее, подвергает всяческим унижениям других, оказавшихся в такой же беде, в этом же бараке, отравляя их жизнь, превращая их существование в кромешный ад. Патриарх посвятил этой теме свою беседу с заключенными и увидел в их глазах живую боль, тот отклик, который дал ему понять, насколько актуальна и животрепещуща эта тема.
Святейший также отметил, что данную ситуацию можно спроецировать на все общество, на весь наш социум. Своими грехами мы отравляем жизнь других людей. Они становятся жертвами нашей греховности – ненависти, зависти, злопамятства, амбиций.
Закон любви, данный нам Господом в Евангелии, – это еще и способ выживания в мире греха и смерти. Если мы будем созидать в своих душах Царство Божие, то и мир вокруг начнет меняться. «Где нет христианской братской любви, там нет Духа Христова, – учит святитель Тихон Задонский. –“Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своегоˮ (1 Ин. 3:10). Но там, вместо этого, дух неприязни: ибо душа или находится в благодати Божией и благодатью оживляется, или не имеет благодати и лишается жизни духовной».
Все, что противоположно евангельской любви, несет в этот мир только слезы, страх, страдания и смерть.
– К разновидностям «духовного терроризма» можно отнести сознательное осквернение святынь, захваты храмов, участившиеся в последние годы случаи сожжения церковных храмов, убийства священников, верующих?
– Несомненно. Это логическое продолжение идеи богоборчества, ставшей причиной падения первых людей и внесшей в мир дух противления Богу. То, что святыни не дают покоя врагу рода человеческого, говорит об одном: соль христианства не потеряла своей силы. Также мы ясно видим сегодня расстановку сил в духовной борьбе, которая проходит через души и умы наших соотечественников.
Я думаю, что на этом невидимом духовном фронте постепенно проявляются лики тех, кто становится под знамя святой православной веры, а с другой стороны – спадают маски с ненавидящих и презирающих ее. Придет время, и все станет на свои места. «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7).
– Акции «возмездия» оборачиваются долгоиграющими и безысходными войнами, остаются очаги «незабытых конфликтов». Паника внедряется в общественное сознание, рождая страх за свою жизнь и жизнь близких... Возможно как-то противостоять этому явлению? И как на эти процессы должны смотреть верующие люди?
– Ответ на этот вопрос мы находим в Евангелии. Однажды Господь плыл в лодке со своими учениками и уснул на корме. В это время на озере разыгралась большая буря. Какой контраст – спокойный сон Спасителя и бушующая стихия. Волны били в лодку, так что она уже наполнялась водой. Апостолы перепугались не на шутку и стали будить своего Учителя, обратившись к Нему с упреком: «Разве Тебе все равно, что мы погибаем?» Христос, утихомирив бурю, с горечью обратился к Своим ученикам: «Что вы так боязливы? как у вас нет веры?» (Мк. 4:37–40). На мой взгляд, эти слова относятся ко всем нам. И представляется мне, что буря, которой так испугались апостолы, была у них внутри. Бушующая стихия являлась лишь отзвуком их собственного внутреннего беспокойства, неприкаянности, малодушия. Мир Христов вселяет в человека удивительный покой и радость. Христианин всегда остается невозмутимым перед лицом скорбей и испытаний, потому что твердо знает: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31).
Поэтому, если мы хотим изменить мир, вернуть ему первозданную гармонию, мы должны сами меняться. Борьбу со злом нужно начинать с самих себя. Утихомирим страсти – утихомирится и бушующее море житейское.