Вряд ли кто будет спорить, если первым в списке мы поставим того, кого поминаем на Великом входе: Святейшего Патриарха Кирилла. По статусу, размаху, широте и глубине поднимаемых тем, убедительности слова и степени его резонанса Святейший действительно первый. После же Патриарха последует довольно небольшой список имен, очередность которых мы обозначим произвольно, ибо любовь к слову того или иного проповедника есть вопрос очень личный. Но, в каком порядке мы бы ни фиксировали имена и фамилии, число их невелико, и лица их всем известны. Очевидно, в перечне обязательно будут: о. Андрей Ткачев, А.И. Осипов, о. Димитрий Смирнов, о. Артемий Владимиров, о. Олег Стеняев. Особо помянем огромные миссионерские труды митрополита Илариона (Алфеева) и епископа Тихона (Шевкунова). Прибавим еще С.Л. Худиева, неутомимого труженика. Впишем и А.Л. Дворкина, как специалиста по сектам. Кого-то забыли? Возможно. Есть еще и другие, менее известные (или пока вовсе неизвестные) катехизаторы и миссионеры, которые без всякого шума, тихо и честно совершают свое служение по глубинкам. Их знают только те, в ком они зажгли светильник веры, и Сам Господь Бог, вдохновляющий всякого проповедника.
А теперь наберем в поисковике любое из озвученных имен и почитаем комментарии к статьям и видеороликам наших проповедников. Не составит никакого труда увидеть: чем ближе к первому имени, тем более яростна ругань, тем более ядовиты обличения. Комментарии к некоторым материалам просто отключены как компрометирующие тот или иной портал. Читая обсуждения, нетрудно заметить, что значительная часть обличителей – люди церковные, верующие. Причем многие из них с неслабым высшим образованием. Так, недавно нашел в полемике под некоторой статьей на церковную тему: «С таким придурком, как ты, и говорить не хочу. – Кто, я придурок? Я кандидат математических наук, а ты кто, идиот?»
Но дело даже не в культуре диалога. Печалит вообще обычная для нашего церковного народа подозрительность и неблагожелательность в отношении миссионеров, которые на фоне всеобщей лени и расслабления действительно могут показаться выскочками. Любому проповеднику предстоит постоянно проходить народный тест на «модернизм» и «ересь». Здоровый консерватизм, скажет кто-нибудь? Возможно. Но, к сожалению, не только он. Здесь есть еще характерная для нас болезнь осуждения, хроническая нелюбовь к просвещению и религиозная косность. А также непонимание очевидных вещей, касающихся православной экклезиологии.
Дело в том, что природа Церкви, Тела Христова, во внутренней жизни Церкви являет себя в Евхаристии, а вовне, в отношении к миру, выражается в миссии. Проповедь Евангелия – живая, словесная, «плод уст» – это то, без чего Церкви нет. Уберите из Церкви Литургию, или уберите проповедь веры – и Церкви не будет. Миссия так же важна, как и Евхаристия, и ее ничто не может заменить. Да, проповедь начинается с жизни по заповедям, и жизнь истинно христианская сама за себя говорит. Но при этом христианство все же немыслимо без слова проповеди. Молчащая Церковь сродни молчащему Христу. Представьте себе, что Спаситель три года ходит по Палестине, совершает чудеса, исцеляет – и не произносит ни одного слова. Трудно представить? Такой же странной выглядела бы Церковь без проповеди, без миссии.
Вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим.10,17). Обратиться к Богу – значит сердцем расслышать Его слово, или просто озвученное кем-то, или же доходчиво объясненное. Проповедник – как раз тот человек, который усваивает слово Божие сам, и затем передает его другому. Причем передает в соответственном смысловом контексте, толкуя на необходимом уровне. Этот процесс (усвоения, передачи, объяснения) чрезвычайно трудоемкий, и требует колоссального напряжения всех сил души. Человек готовится к проповеди десятилетиями жизни в Церкви, ежедневным трудом по изучению церковного предания и духовной работой над собой. Он проходит через горнило разнообразных искушений, внешних и внутренних. Мастерство проповедника всегда оплачено дорогой ценой. Постоянное чтение и анализ прочитанного (от чего устаешь больше, чем от тяжелого физического труда), неминуемое обделение вниманием своей собственной семьи, непонимание родных и близких, зависть и подозрительность со стороны церковной братии, свои собственные ошибки и срывы. Как аскет-подвижник рождается в подвиге поста, молитвы, лишений, строгого воздержания, тяжелой внутренней брани, так и хороший проповедник выковывается чтением сотен книг, долгими размышлениями, тысячами бесед и лекций, как удачных, так и неудачных. Подготовка к миссии и сама миссия есть титанический труд, насколько востребованный в Церкви, настолько же и неблагодарный.
Понимание этой мысли должно естественно расположить церковного человека поддерживать наших немногочисленных миссионеров морально и духовно. Молиться за них, и просить Бога вывести новых делателей на жатву. Не выискивать у них блох, не бить их в спину, не стрелять исподтишка. В сопоставлении с огромными территориями и количеством людей страна пока еще бедна миссионерами. Осуждать и обличать во всех смертных грехах тех немногих, кто есть – значит пилить сук, на котором сидишь. Да, понятно беспокойство об опасности ересей и нововведений. Но трезвость и внимание не должны соседствовать с нездоровой подозрительностью и злорадством по поводу той или иной оговорки, ошибки.
«Прощайте миссионерам» – так довольно часто вещал и письменно, и устно некий, в прошлом великий миссионер, а ныне ведущий известного блога злословия, промывающего кости главным проповедникам страны. Отвергнув его личный пример, вооружимся верной мыслью: братцы, нельзя мочить своих. Их и так мало. А мы уже дошли до того, что на православном портале спокойно читаем, как один священник, выступая против известного миссионера, призывает ловить таких, как его оппонент, и изолировать в специальных местах. Удивительно духовное разоблачение, ничего не скажешь.
Не только хороший проповедник, но и вообще всякий человек, пытающийся писать и говорить о Христе, сегодня на вес золота. Любой штык нужен в строю, особенно, когда штыков вообще мало. Полемизировать, обсуждать необходимо, но да сохранит нас Господь от междоусобицы на повышенных тонах. Это и соблазн для внешних, и еще один удар для миссионера, который тоже не железный.
Ревнители истины и правдолюбцы! Если ревнуете чисто, и имеете знание, призвание, благословение – вставайте рядом с теми, кто уже проповедует, и говорите лучше, чище, более православно. Свидетельствуйте истину, имеющую силу разрушать любых мысленных идолов. Бейте поверх голов, а не в голову другому проповеднику. Ставящий палки в колеса миссионеру, старательно находящий и обнаруживающий его слабости и ошибки есть не кто иной, как разрушитель миссии, противник благовестия, гонитель слова Божьего. Будем внимательны, чтоб и нам не оказаться таковыми.
Потифар,царедворец фараонов увидел,что Господь с Иосифом и всему,что он делает,Господь в руках его дает успех(Быт.39:1-3).
И фараон увидел что в Иосифе Дух Божий(Быт.41:37-38).
Язычники:царедворец Потифар увидел,что Господь с Иосифом,и язычник Фараон увидел,что в Иосифе Дух Божий.
Почему же мы,именующиеся православными, не способны правильно различать кто есть труженик в проповеди?!!
Слава Богу что у Церкви есть проповедники,голос которых исходит во всю землю и вещание их в концы вселенныя!
Процесс усвоения и передачи в доходчивой форме - действительно трудоемкий. Это правда.
Нужно ли много читать? Да, да и еще раз да.
Обделены вниманием родные? И это правда. Ведь иногда приходится до 5 часов кряду на одного человека тратить.
Бывают ли ошибки и неудачи? Редко, но бывают. И они заставляют задумываться, какой новый пласт нужно освоить, где внутренняя работа дала сбой.
Мало миссионеров и катехизаторов? Не то слово: их просто ничтожно мало. А работы - непочатый край: больницы забиты болящими, многие из которых и крещены, да не знают азбучных истин (зачем исповедь и в чем сила таинств Церкви, что такое молитва и зачем нам те же свечки); при наличии раскола многие не понимают, какая колоссальная разница по факту - ведь Бог один и можно же ходить в любой храм, и т.д., и т.п..
Но самое грустное - по факту сложно найти пастырей, готовых тебя готовить к миссионерству и направлять на передовую Церкви Христовой: одни не тянут такой уровень/специализацию, другие выделяют лишь "зависть и подозрительность" (и с ними тоже ведется ...катехизаторская деятельность :) о пользе миссионерства и любви), а третьи - ...всё, молчу-молчу, иду дочитывать "Проповедь о проповеди".
А ведь миссионер, постоянно находясь на передовой либо в тылу иноверцев, тоже не железный...
Пы.Сы. Сергей, спасиБо. Особенно за "Церковь и ее двойник". Обязательно приеду из своей "глубинки" к вам за опытом. Уж не обессудьте :).
Статья хорошая, а Кураева жалко, слабенький оказался.
А.И.Осипова вон как пинают, а он хоть и старичок, но крепко держится. Кураев же высоко забрался и сам оттуда в глубины грохнулся.