9 апреля Русская Православная церковь чтит память преподобного Иоанна Прозорливого, называемого также Египетским. Он прожил 50 лет в уединенной келье, уйдя от мира. Но мир сам пришел к нему в лице простых людей и императоров — прося о помощи и молитве.
Отшельники
На протяжении всей человеческой истории были люди, которые тоньше чувствовали окружающий мир, желали посвятить свою жизнь высшей цели. Зачатки монашеской жизни были известны еще во времена Ветхого Завета, однако в знакомом нам виде правила совместного или уединенного поселения ради посвящения себя Богу оформились уже после земной жизни Христа.
После смерти первых апостолов память о деяниях Христа стала ослабевать. Те, в ком горело пламя веры, и кто помнил чудные первоначальные дни Иерусалимской церкви — покидали города и отправлялись в отдаленные места. Их назвали монахами, что в переводе с греческого значит «уединенные».
Отшельники добровольно отрекались от семей и всего своего имущества и спасались, сознательно отстраняясь от соблазнов в уединении. Они строили себе нехитрые жилища неподалеку друг от друга, чтобы иметь возможность молиться уединенно, но в случае чего, прийти на помощь собратьям.
На самой заре христианства побег в пустыню часто был единственной возможностью выжить, сохранив свою веру, поскольку христиан преследовали. Богословское обоснование появилось чуть позже. За прообраз бралась история жизни в пустыне Иоанна Крестителя. Так отшельничество стало главным путем к духовным подвигам.
Главным идеологом отшельнического монашества считают Антония Великого. И до него люди уходили в пустыню, но именно к Антонию, как к человеку, «освятившему отшельническую жизнь», постоянно шли люди, видя его духовную мудрость и желая научиться вести духовно-созерцательную работу над собой. Вскоре монашеские общины, или Лавры, подобные тем, которые основал Антоний Великий, распространились по всей территории Синайского полуострова, на берегах Нила, а также в пустынях северо-западной части Египта. Чуть позже, в конце IV века, здесь появятся первые монастыри-общежития, так называемые киновии, которые вскоре распространятся по всему Египту, а затем начнут развиваться и в Западной церкви.
Пустынник
Иоанн Прозорливый жил в Египте, в IV веке. Точная дата его рождения неизвестна, а умер он в 394 году нашей эры — на полвека позже святого Антония Великого. Современники говорили: что был Иоанн столпом веры не меньшим, чем сам Антоний, основатель монашества.
Иоанн родился в годы гонений на христиан — доходило до того, что его мать, Иулиания, прятала Иоанна вместе с сестрой от преследователей. Мать была христианкой сама и воспитывала в вере детей.
В 25 лет, овладев ремеслом плотничества, Иоанн решился покинуть родной дом, отказаться от всего земного и посвятить всего себя молитве. Его мать надеялась, что он вскоре вернется. Но Иоанн ушел в глубь пустыни, чтобы остаться там навсегда.
Первый шаг на пути к служению Богу — отречение от своей воли. Как пишет в своем труде «Пустыня. Очерки из жизни древних подвижников» Евгений Поселянин, Иоанн нашел себе наставника — одного старого подвижника, чтобы тот научил его послушанию и смирению. Наставник приказал Иоанну каждый день поливать сухую палку, пока она не даст корни. И Иоанн прилежно исполнял его указание целый год, ни разу не ослушавшись, при том, что за водой по пустыне нужно было идти за пару километров.
Житие за авторством Дмитрия Ростовского, сообщает, что Иоанн построил себе в пустыне три келии под одной крышей. В одной — молился, в другой — рукодельничал, в третьей — спал и принимал пищу. В таком уединении святой пробыл пятьдесят лет, никогда не выходя из кельи. С приходившими к нему людьми Иоанн общался через небольшое оконце в двери.
Чудеса и предсказания
Спустя 30 лет жизни в затворе Иоанну открылся дар пророчества. Узнать через Иоанна волю Божью приходило с каждым годом все больше людей, даже из отдаленных стран. Приходили и императоры. Так, святой предсказал Феодосию Великому, что тот победит гонителей христиан — императора Максима и Евгения — и завладеет всей Галилеей, оставив ее своим детям в наследство.
Житие сообщает о многочисленных чудесах — своей молитвой Иоанн открывал глаза слепцам, изгонял недуги, избавлял от смертельных опасностей. Отцам, которые подвизались в пустыне недалеко от него, он оставил множество поучений: преподобный рассказывал им истории о коварстве демонов, и о том, что даже после долгих лет жизни в уединении, отшельник должен держать ухо востро — бесы рядом, и только и ждут, чтобы напасть и увести монаха с дороги.
Рассказывал он и об одном отшельнике, который молился в пустыне и совершенно не вкушал земной пищи. Ангел Божий, увидев это, приносил ему пищу небесную, но, чтобы отшельник не испугался или не возгордился, ангел передавал еду для него через другого человека. Иоанн рассказывал эту поучительную историю, но братия считала, что этим подвижником был он сам, говоря о себе в третьем лице из скромности.
Перед самой своей кончиной Иоанн повелел братии оставить его на три дня. Когда же монахи пришли к преподобному, то нашли его коленопреклоненным — а душа его тем временем уже отправилась в рай.