Украшение града – собор Веры, Надежды, Любви и матери их – Софии. 22 года назад, в неделю Крестопоклонную, был заложен кафедральный собор в Тернополе.
Вспомнились «дела минувших дней», когда в начале 1990-х доводилось заезжать на старинную, выложенную камнем и отшлифованную временем улицу Русскую, 22 в центре города, заходить под своды храма Рождества Христова – бывшего кафедрального собора Тернополя. Когда можно было спросить: «А где здесь православный храм?» – не боясь услышать в ответ что-нибудь из арсенала заезженных политических штампов в адрес канонической Украинской Православной Церкви.
В 1992 году раскольники, получившие регистрацию в Минюсте Украины, заручившись поддержкой радикальных политиков, стали захватывать православные храмы Западной Украины. Силовым образом были отобраны кафедральные соборы в Луцке и Ровно, а во Львове и Ивано-Франковске кафедральные соборы перешли к униатам.
Был захвачен и кафедральный собор Тернополя. Тогда еще молодой епископ Тернопольский Сергий (Генсицкий) призвал свою паству к усиленной молитве. Верующие оборудовали домовой храм в здании епархиального управления, находившегося рядом с захваченным собором. Денно и нощно там совершались службы Божьи. Видимо, враг рода человеческого не мог вынести такой духовной брани – раскольники добились распоряжения областной администрации заполучить и это молитвенное здание.
Помнится, в епархиальном домовом храме шла последняя литургия, которую возглавлял владыка Сергий. Люди стояли, не шелохнувшись, как свечи, каждый возглас сопровождался земным поклоном. И подумалось: «Наверное, так молились христиане в римских катакомбах во времена гонений Нерона. Или в годы «безбожных пятилеток» кровавого разгула репрессий прошлого века…»
Тогда владыка Сергий в проповеди говорил о силе молитвы, о радости, заповеданной Христом в годину гонений, «когда поносят вас, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради» (Мф. 5:9–12), о том, что Бог поругаем не бывает и Он никогда не оставит чад своих.
Слова архиерея оправдались. Несмотря на бурные препятствия воинственно настроенных депутатов облсовета, всевозможные отказы и проволочки, верующие УПЦ вскоре получили земельный участок по адресу Коновальца, 1. Вера паствы посрамлена не была.
…Длился Великий пост 1994 года. В Крестопоклонное воскресенье состоялась закладка камня будущего собора. Вспоминая этот период, владыка Сергий рассказывал об одном удивительном эпизоде. «Мы паломничали на Святую землю и молились о благополучном начале строительства нового кафедрального собора, у которого еще не было названия, и не знали, в чью честь он должен быть наречен. Ко мне подошла насельница одного из монастырей Святой Земли и предложила пожертвование на строительство собора в Тернополе. Я спросил ее: «Как ваше святое имя?» «Вера», – ответила она. «Ну, конечно же! Вера, Надежда и Любовь! В их честь и Премудрости Божией – Софии будет назван наш собор!» Так Господь указал нам святых мучениц, имена которых олицетворяют главные христианские добродетели».
С тех пор минуло 22 года. И прекрасный собор Веры, Надежды, Любви и матери их Софии стал настоящим украшением города. Как белая свеча, сияет он золотыми куполами, радует удивительными внутренними мозаичными росписями, чудесными иконами, писанными афонскими мастерами по заказу владыки Сергия, чудными службами Божьими.
Служба уже закончилась. В соборе было пусто, лишь одна матушка на скамеечке читала Псалтирь. В храмовой тишине разглядываем это чудо, прикладываемся к иконам. Как узнали мы, здесь трудились художники-мозаичисты из Украины, России и Белоруссии: храм украшен мозаичным полом из белого, кофейного, малахитового мрамора, беломраморным иконостасом, мозаичными изображениями Тайной вечери и Богородицы Оранты в апсиде, мозаикой Спаса Вседержителя под главным куполом.
Сюда ежедневно к 8 утра приезжает уже поседевший, но такой же молодой душой, сухопарый и стремительный в движениях митрополит Сергий, одаривая спешащих к нему за благословением прихожан и паломников своей улыбкой и теплом добрых, искрящихся любовью глаз. В течение службы, если он ее не возглавляет, молится о здравии своих многочисленных чад, вынимая частички на Проскомидии, а также о тех, кто ушел уже в жизнь вечную. И лишь затем уже направляется в соседнее здание епархиального управления. Так начинается каждый день известного иерарха.
В этот раз нам удалось увидеть владыку лишь мельком, получить святительское благословение на подготовку журналистских публикаций о новых нападках раскольников.
И перед выездом в район мы еще раз сфотографировали этот чудесный храм Божий, призывающий всех к Вере, Надежде и Любви.