Но вот что интересно и поучительно: там, где верный карабин усердно снимали с плеча, а затем прикладывали к плечу, волки, естественно, исчезли – но вместо них распространились вредоносные явления: эпизоотии, в том числе и бешенство, неконтролируемый рост популяций грызунов, ущерб лесному хозяйству и т.п. И вскорости люди вспомнили классический, он же и святоотеческий принцип: во всем нужна мера. В том числе и в борьбе с волками.
Сегодня всем доподлинно известно: волк – санитар леса. В здоровой экологической системе ему есть место наряду с прочими четвероногими, ползучими гадами и Божиими пташками. Это не значит, что надо приветствовать волка в овчарне или переиначивать Ин.10:12; но надо отчетливо понимать, что в некоторых условиях и в некоторой мере волк бывает полезен. А иной раз и необходим.
* * *
История взаимоотношений Православной Церкви и римо-католицизма столь же мало нуждается в освещении, как ущерб овцеводству от серых хищников. И неудивительно, что самих римских первосвященников, равно как и его адептов и агентов разного рода и уровня, нередко именовали волками. А иной раз и поныне именуют.
Однако человек – не зверь, и мировая история – не экологическая система. Поэтому указанные взаимоотношения меняются и развиваются, причем так, что в некоторых областях конфронтация уступает место взаимодействию, чему яркий пример – недавняя встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска в Гаване. О ее предпосылках, результатах и перспективах сказано достаточно, и повторяться нет никакой нужды.
Казалось бы, можно на этом поставить точку... Ан нет! Оказывается, уподобляя римского папу хищному волку, мы не только вспоминаем об ущербе, нанесенном в прошлом Православию и России, но и свидетельствуем о той реальной пользе, которую он приносит нам в качестве «санитара» здесь и сейчас.
* * *
Сведения о духовенстве и мирянах, «недовольных» действиями Церкви, в частности ее международными контактами и диалогами, не могут не огорчать – как огорчают нас любые уклонения от единодушия, истины и здравого смысла, то есть, болезни каких-либо членов церковного организма. После встречи в Гаване некоторые из них заявили о своем отпадении от Церкви, от общения с нею: в их числе оказался кое-кто из архиереев, что особенно огорчительно.
Казалось бы, православный архиерей, самоотверженный и уважаемый, получивший благодать апостольского преемства, не будет подвержен таким недугам. Естественно было бы ожидать, что про возникшие у него недоразумения и сомнения он не станет базарить, словно уличный скандалист, но обсудит их с Патриархом и собратьями. Можно было бы надеяться, что ему ведомы слова Спасителя: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово»...
Но что поделаешь! – такова специфика болезни. Благодаря «санитару леса» в лице Папы Франциска, больные члены больше не угрожают распространением заразы внутри церковного тела. Папу за это надо поблагодарить, а больным – посочувствовать.
Впрочем, есть разница между фактическим и метафорическим санитаром леса. Если первый – волк – без дальних слов оставляет от больных лишь рожки да ножки, то второй – папа – действует в гораздо более щадящем режиме. Он всего лишь укусил наших больных собратьев, так, что им предоставляется свободный выбор: выздороветь, с покаянием вернувшись в Церковь, – или...
* * *
Каковы же возбудители тех болезней, от распространения которых избавил нас Папа Франциск? Для животного мира, как мы знаем, характерно бешенство; этимология слова достаточно красноречива... Но можно пойти и несколько дальше, указав по крайней мере два различных штамма конкретных заболеваний.
Прежде всего налицо мать всех пороков: несмь якоже прочие человецы. И в самом деле: для православных имеется церковный документ, «Основные принципы отношения к инославию», принятые единогласно русскими архиереями полтора десятка лет назад; а мне что же, вслед за ними, что ли, тянуться? Нет, позвольте!! У меня свои планы, взгляды, понятия; я не лыком шит, сам себе хозяин, сам себе церковь... Отсюда хорошо известная нам болезнь гетмана Мазепы. Или другого персонажа евангельских времен.
А вторая болезнь определяется удивительным родством двух слов: зло и злоба. Далеко не во всех языках оно существует! Внешнее зло отзывается в испорченной грехом душе человека внутренней злобой, которая ищет и находит себе выход в чем угодно: от грызни с невесткой до паспортофобии и кодобоязни, от сплетен и слухов до хулы на Церковь. Это состояние тоже нам знакомо как болезнь «Радио Свободы». Или других, сходных с ним средств массовой информации.
Как надо к этому относиться? – Лечиться. Надо посетить не столько психотерапевта, сколько своего духовника, и принести покаяние. Искренне и всерьез.
* * *
Здесь и в самом деле можно было бы поставить точку, если бы не боль об одном-единственном человеке, а именно, о Патриархе. Сегодня снова в него летит грязь из-под задних ног мазеп, кротовых и невзоровых: сплотились ли мы для его защиты? Каждый раз, когда я совершаю проскомидию и извлекаю первую частицу из четвертой просфоры, я слышу этот вопрос.
У свт. Иоанна Златоуста где-то есть такая дилемма, очень верная и простая: когда вас хулят, злословят, поносят, подумайте: за дело или без вины? Если за дело, то исправляйтесь, а если без вины, то радуйтесь. Святейшему Патриарху – радоваться.
Что касается документа, касающегося принципов отношения к инославию, то Гаванская декларация как раз-таки ей противоречит весьма явно. Кто читал оба документа - знают.
Также автор статьи как-то черезчур пытается представить несогласных отпавшими от Церкви. Я знаю многих, кто не согласен с декларацией Святейшего, и никто! из них не перестал учавствовать в таинствах и не отпал.
Патриарх готовил встречу тайно (прячут ли свечу под спудом или ставят на подсвечнике?), подписал сомнительный документ, который вызвал огромный соблазн среди именно тех, кто хоть раз читал Катехизис. Желаю Святейшему Патриарху понять, что другу свойственно указывать на ошибки, а кому свойственно говорить "благоже благоже" мы знаем из псалмов (например из 69-го).
Забота о Патриархе достойна всяких похвал, особенно когда на него сваливается множество клеветы. Однако выискать его, возможно, единственную ошибку и именно ее защищать нехорошо, тем более с оскорблением удов Христовых и противоречием учению Церкви о Самой Себе. Волнуют нападки Невзорова? На эту тему и надо писать статьи.
Нет такого слова в русском языке.
См. "Призыв к защите от агрессии",
http://p-m-makarios.livejournal.com/#post-p_m_makarios-44742 .
В остальном - спасибо за отклики!
Франциск обратился к священнослужителям с просьбой терпимее относиться к секс-меньшинствам, разведенным католикам и другим людям, которые, по мнению церкви, живут неправильно".
Подальше от таких "санитаров"!