«До конца века не иссякнут святые»1, – эти слова нашего современника афонского старца Ефрема Филофейского находят подтверждение на протяжении всей истории Церкви. При этом, во все исторические эпохи находились те кто утверждал, что праведные люди иссякли или уже не могут быть поставлены в один ряд с подвижниками прошлого. Сегодня подобная система взглядов по-прежнему находит много сторонников. Нередко приходится слышать, что «времена преподобных отцов прошли безвозвратно»2.
Отрицание возможности достичь совершенства и снижение планки высоты христианской жизни представляется опасным заблуждением. Преподобный Симеон Новый Богослов даже называл подобное мнение самой опасной ересью: «Я называю еретиками тех, кто говорит, будто нет никого в наши времена и посреди нас, могущего сохранить евангельские заповеди и стать подобным святым отцам… те, кто говорят, что это невозможно, обладают не какой-либо частной ересью, но всеми, если это можно сказать, так как эта ересь много превосходит и покрывает все другие нечестием и кощунством. Говорящий это опровергает все Божественные Писания. Эти противники Христа говорят: “Это невозможно, невозможно”. И почему, скажи мне, невозможно? А посредством чего святые воссияли на земле и стали светилами в мире? Если бы было невозможным, и они бы никогда не смогли это совершить. Ибо и они были людьми, как и мы. Они ничем большим, чем мы, не обладали, кроме как произволением на благое, старательностью и терпением, и любовью к Богу. Итак, приобрети и ты это, и станет для тебя источником слез каменная сейчас душа. Если же ты не хочешь терпеть скорби и стеснения, то, по крайней мере, не говори, что это невозможно» (Двадцать девятое Огласительное Слово).
Христиане по своему призванию — святые. «Это благовестие и заповедь звенит, как колокол через все Евангелие Нового Завета»3 (ср. 1Сол. 4:3; Рим. 1:7; 1 Кор. 1:2; Еф. 1:1, 18, 2:19, 5:3, 6:18; Фил. 1:1, 4:21-22; Кол. 1:2, 4, 12, 22, 26; 1 Сол. 3:13, 5:27; 2 Тим. 1:9; Евр. 3:1, 6:10, 13:24; Иуд.1:3). Стать святым, и душой и телом, вот призвание человека (1 Сол. 5:22—23): «По примеру призвавшаго вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Петр 1:15). «Будьте святы, ибо Я, Господь Бог ваш, свят» (Левит. 11:44), «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершенен» (Мф. 5:48), «будьте святы, потому что Я свят» (1 Петр. 1:16).
Этот призыв был воспринят подвижниками разных исторических эпох. «Звёздам на небе и песку морскому равны числом пророки, апостолы, мученики, аскеты. Они пролили свою кровь за Святую Троицу и теперь пребывают в вечной радости Царствия Небесного. Подобно звёздам многочисленны мужи и жены, отрёкшиеся от мира и удалившиеся в пустыню, где подвизались на протяжении всей своей жизни ради любви к Святой Троице... Звёздам на небе и песку морскому равны числом и мужи и жены, которые в миру жили благоразумно и целомудренно, постились, молились, раздавали милостыню, совершали добрые дела – всё из любви к Святой Троице. Они и земную жизнь прожили хорошо и наследовали вечную радость Царствия Божия», – говорит в одном из своих поучений равноапостольный Косма Этолийский4.
Великое множество святых свидетельствует об изобилии благодати, которую Господь изливает на Свою Церковь: «Став человеком, он Собою Святым дает людям все божественные силы, необходимые для святой и благочестивой жизни в этом мире (ср. 2 Петр. 1:3). Соединившись с помощью веры духовно и благодатно со Святым — Господом Христом, христиане и получают от Него святые силы, чтобы вести святую жизнь»5.
Святые – люди разных полов, достатка, профессий, социального положения, характера и национальности – демонстрируют нам различные пути, какими и мы можем прийти в «меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13) и угодить Господу.
«Когда мы думаем, что не можем стать святыми, – это ложь и духовная прелесть»6. Господь открыл нам путь святости и если мы по нему не идем, то это не оттого, что сложились внешние неблагоприятные условия, не потому что «прошли времена преподобных». «В нашем сердце, в нашей душе что-то еще не так, и это «что-то» мешает нам исполнить замысел Божий о нас»7.
В условиях культивирования духовного минимализма и облегченного варианта христианства огромное значение имеет обращение к житийной литературе. В Византии и на Руси чтение житий святых считалось важнейшим средством для духовного воспитания и спасения души.
«Думается мне, даже камни чувствуют пользу [житийной литературы], не говоря уже о разумном человеке. Ибо благодаря [чтению] просвещается ум человека, отвергая мрак мудрости плотской (2 Кор. 1:12), а душа его умиляется и воспаряет к Божественной любви», – писал преподобный Феодор Студит (Малое Оглашение, 41).
«Образцом в духовной жизни должны быть святые, а не люди мира сего. – говорил святой Паисий Святогорец, – Бегуны на стадионе не оглядываются назад, чтобы увидеть, где находятся последние. Ведь если они будут глазеть на последних, то станут последними сами»8.
По словам преподобного Иустина Челийского, «Жития святых» – единственная православная Педагогика. В них «показано, как вырабатывается и выстраивается совершенная человеческая личность, совершенно идеальный человек... А это и есть евангельский воспитательный идеал, единственный воспитательный идеал, достойный такого богообразного существа, как человек, идеал, установленный Евангелием Господа Христа. Установленный и осуществленный в первую очередь Богочеловеком Христом, а затем осуществленный в святых апостолах и остальных святых Божиих. Между тем, без Богочеловека Христа, и вне Богочеловека Христа, при всяком другом воспитательном идеале, человек навсегда остается существом недовершенным, существом смертным, существом жалким, существом бедным, достойным всех слез всех очей, сколько ни есть их в Божиих мирах»9.
Преподобный Симеон Новый Богослов подчеркивал, что истинное содержание житийной литературы открывается не всем, а только тем, кто старается подражать святым в своей собственной жизни: «Ибо те, кто писал жития святых, показывали только их телесные деяния, как то нестяжание, пост, бдение, воздержание, терпение... Духовное же их делание лишь в малой степени, как в зеркале, через [телесные деяния] показывали, чтобы те, кто подобные труды и веру от дел являет, стали сознательными причастниками и дел [святых] и дарований их, прочие же чтобы даже не удостоились слышать о таковых» (Cat. 6, 22-32.).
В Житиях Святых, творениях Святых отцов, как и в Священном Писании, есть своя θεωρία (сокровенный смысл). Он открывается не ученным, теоретикам, философам, а тем кто подражает святым в своей жизни. Более того, следование примеру святых – обязанность любого христианина: по словам преподобного Симеона Нового Богослова, «люди будут осуждены, если они не подражали святым и не читали их жития» ( В 5-м Огласительном Слове, 559-572.).
Окончание следует…