Ассирийцы — древнейшая в мире народность – сегодня составляет примерно 12 миллионов человек, населяющих приграничные зоны Ирака, Ирана, Сирии и Турции. В разные эпохи потомки древней Ассирийской империи находились под властью персов, арабов, монголов и османов, были притесняемы, подвергались геноциду.
Современные ассирийцы исповедуют христианство, принадлежат к различным течениям. Сейчас они также терпят гонения, преследуемые за веру во Христа террористами ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация).
Священник Ассирийской Православной Церкви Востока, Габриэль Аккюз из турецкого Мардина согласился ответить на несколько коротких вопросов о жизни и чаяниях его паствы.
— Отче, расскажите, пожалуйста, о себе.
Я родился в Турции, в деревне Бакфустан, что недалеко от города Мидьят, в традиционной ассирийской семье. Учился в церковной школе при монастыре, вёл христианский образ жизни. В 20 лет женился на ассирийке по имени Шмуни, которая подарила мне 13 детей. Они в свою очередь подарили мне множество внуков.
В 26 лет я стал священником, вот уже 31 год служу Христу и никогда не пожалел о выборе пути. Кроме меня в моей семье ещё и мой брат священник.
— Как сегодня живёт Ассирийская Православная Церковь?
— Нашей Церкви принадлежит примерно 500 церковных зданий в разных странах Ближнего Востока, но из них реально действуют не более 150-ти. 50 церквей находится на территории Турции, к сожалению они тоже не все действующие. То, что мы имеем сейчас, — это лишь отблеск славы былых времен. Период конца Османского халифата и образования Турции, Первая мировая война и война за независимость страны (после Севрского договора она была поделена между Англией, Францией, Италией, Грецией), стали тяжелейшим временем для многих народов. Периодом геноцида армян, понтийских греков, греков Смирны и Каппадокии и ассирийцев. В том аду погибло 500-700 тысяч ассирийцев.
На данный момент у нас в Турции всего 13 священников, 15 настоятелей монастырей, 4 епископа, Патриарх Игнатий Эфрем II.
Наибольшей угрозой для нашей паствы сегодня является гражданская война на востоке Турции и преследования со стороны террористов так называемого ИГИЛ. Уже погибли – были замучены и убиты – сотни наших христиан. Те, кто остался жив, – ассирийцы и другие христиане – ушли из Мосула, Ирака, из Хомса.
— Что Вы скажете о ситуации в Сирии, где у вас много церквей?
— Сирия — это наша боль. Мы все чётко понимаем, кто разжёг там пожар войны, хотя не совсем понимаем, зачем. Но эта война стала большой бедой для всех, особенно для христиан. Если бы Россия не поддержала Башара Асада, всё было бы в разы хуже. Но благодаря России Сирия держится, и несколько миллионов христиан, живущих там под властью Асада, находятся в относительной безопасности.
— Каковы Ваши прогнозы относительно будущего Сирии?
— Мир на Ближнем Востоке сегодня находится руках великих держав – России и Америки. Мне кажется, прежней Сирии уже не будет. Она распалась и сможет существовать в виде трёх территорий: алавитского христианского государства, или Сирии, суннитского радикального государства, и, возможно, курдской автономной области.
Мы очень рады видеть, как Россия снова становиться страной, где живёт вера во Христа, страной, которая является защитницей справедливости и других христиан. Даже когда весь мир молчит или делает всё, чтобы не замечать уничтожение древнего христианства на Ближнем Востоке. Сегодня представители нашей Церкви контактируют с Русской Православной Церковью, что внушает нам определённые надежды. Не так давно глава нашей Церкви был в Москве с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. На этой встрече обсуждался ряд важных вопросов.
Церковь делает свою работу, а государство делает свою. И замечательно, когда они объединяются ради справедливости и во имя добра.
— А каким Вам видится состояние христианства в Европе и в Америке?
— Мы видим, что, к великому сожалению, европейские страны и США потеряли свою христианскую идентичность. Если можно так выразиться, душа из этих стран ушла, осталось только тело. Мы потеряли Европу и Америку, теперь они несут откровенно чуждые Библии ценности и нравы, ценностью стал грех, греховные желания людей. За ношение креста, за сопротивление содомии можно попасть в тюрьму. Имя Христа изгоняется отовсюду! К сожалению, мы не видим христианского будущего для стран Запада.
Но у нас есть надежда на возрождение России и на то, что христиане усилились в Азии. Евразия сегодня — великая возможность для роста христианства.
Мы видим, что сегодня в христианском мире не хватает Церкви, сильной в словах и делах. Если Русская Православная Церковь захочет принять на себя эту великую ответственность, мы всеми силами поддержим её устремления молитвами и сотрудничеством во всех областях жизни.