Москва, 27 апреля 2016 г.
«Святая гора Афон» – выставка в Фотоцентре на Гоголевском бульваре – призвана передать всю многомерность и насыщенность монашеской жизни, что невероятно сложно, но фотографу Владимиру Орлову это удалось. Правда, своей заслугой мастер это не считает, даже от авторства отказывается.
Выставка посвящена тысячелетию русского присутствия на Афоне, сообщает ТК "Культура". Но на самом деле ее автор – Владимир Орлов – в процессе работы о юбилее и не думал. Конкретного замысла и строгого плана у него не было. Все складывалось будто бы само по себе. Кто-то сказал бы – случайно. Но те, кто погружен в церковную традицию, о стечении многих обстоятельств говорят иначе – божий промысел.
«Накапливается какой-то кумулятивный эффект, когда этот материал сам кричит: "Я хочу быть выставкой, сделайте меня. Выставите меня на стенах, позовите людей, расскажите об этом". И приписывать себе авторство этой задумки было бы глупо и абсолютно нечестно и неправдиво», - убежден фотограф Владимир Орлов.
На выставке представлен фотоматериал из двух поездок. Владимир Орлов говорит, что снимать на Афоне для него было совсем не просто. Ведь становясь фотографом, перестаешь быть паломником. Побывать на Афоне, который по древней традиции запрещено посещать женщинам, мечта любого православного христианина. Святая гора производит впечатление даже на расстоянии.
«Мы были в Греции, тоже в паломнической поездке. Среди нас были женщины, и поэтому мы не могли, к сожалению, их оставить и проплывали мимо Афона на корабле. Когда попадаешь даже в места приближенные к Афону, возникает внутреннее чувство благодати», - делится звонарь храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне Алексей Пугачев.
Русская духовная жизнь с Афоном связана непосредственно. Наша монашеская традиция начиналась выходцами из Афонских монастырей.
«Афон переживал разные периоды своей жизни. Был расцвет, был упадок, было и разграбление, было и присутствие там немецко-фашистских войск. Все было там. Но, вместе с этим, надо сказать, что афонская жизнь всегда возобновлялась, возрождалась», – рассказывает пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков.
Координатор проекта, признанный мастер Георгий Колосов говорит: «На этот раз я не куратор, а свидетель чуда».
«Такого опыта, а я много выставок здесь видел, опыта взаимодействия изображения с формой зала, в моем визуальном опыте просто нет. Самое большое чудо, что Владимир это сделал за два дня», – убежден координатор проекта Георгий Колосов.
Все фотографии – черно-белые. Для Владимира Орлова – это воплощение аскетизма. Так сложилось, что открытие экспозиции пришлось на Страстную неделю – самый драматичный момент в земной жизни Христа. И в этих снимках, кажется, появился еще один смысловой слой. Правда, в словах – невыразимый.