На перекрестье эпох и улиц

Что теперь на месте порушенных в «хрущевскую оттепель» храмов? И как нам не забыть об этих поруганных святынях?

Александринская церковь в Иркутске, 1910-е годы Александринская церковь в Иркутске, 1910-е годы
Я сегодня встречалась с прошлым. Словно зажмурившись, ныряла в темную воду памяти. Чем глубже – тем холоднее. Нет, не помню, не могу вспомнить эту прекрасную, светлую, как бы кружевную Александринскую церковь. Всего в нескольких кварталах от нее жила в детстве на улице 6-й Советской. И моя бабушка Пелагея наверняка ходила в этот храм, пока его не разрушили.

Сколько же и по сей день слышим восторженных воспоминаний о «хрущевской оттепели». Да, тогда уже огрузались прилавки кольцами краковской колбасы, желтыми кругалями сыров и банками кукурузного меда. Но пресловутая «оттепель» в который-то раз заморозила нашу Православную Церковь. Новая ледяная волна репрессий пошла гулять по России. Именно в 1960-х годах вновь гнали священников и рушили оставшиеся храмы. Если взять карту дореволюционного Иркутска и пометить золотой краской православные церкви и часовни, засиял бы град наш, щедро осененный куполами. Сколько их повалено, уничтожено, осквернено в советское время! Даже диву даешься, что спаслись, остались еще и ныне, восставши из руин, вновь воссияли наши храмы. И вот снова и снова смотрю на фотографию взорванной Александринской церкви и не понимаю(!), как поднялась рука на святость и такую красоту.

Увидев в альбоме Александринскую церковь, вспомнила, что девчонкой побывала в этой разрушенном храме

Нет, не помню ее устремленной в небо, но, вдруг увидев в альбоме и окунувшись в глубину памяти, вспомнила, что семилетней девчонкой побывала в этой разрушенной церкви. Мальчишки поддевали на палки черепа и бегали с ними по улице. А мы с братом карабкались по грудам кирпичей в сторону низкого уцелевшего еще свода. Но не черепа на палках, которыми пугали нас, не расколотые, словно обугленные стены запомнились мне, а таинственный, мистический страх, который давил и гнал отсюда, как с похорон зверски убитого близкого человека. Ведь я даже ясно не осознавала тогда, что мы находимся в порушенном храме.

Часовня Христа Спасителя на Александровской площади, 1907 год Часовня Христа Спасителя на Александровской площади, 1907 год
    

На перекрестье улиц бывшей Большой и Володарского вместо разобранной красавицы Благовещенской церкви, в которой начал свое служение будущий святитель Иннокентий (Вениаминов), построили жилой дом. На месте первого в городе по богатству икон Тихвинского (Воскресенского) храма возвели здание «Востсибугля». Вместо уничтоженной часовни Христа Спасителя (перекрестье Большой и Пролетарской), сооруженной на пожертвования иркутян в память спасения жизни императора Александра II во время покушения в 1866 году, установили гранитный бюст Ленина. На месте снесенной в 1961 году Александринской церкви в районе улиц 3-й Иерусалимской (Трилиссера) и Партизанской – ныне жилой массив. Как вам теперь живется, как работается, иркутяне, на земле порушенных святынь?

***

В альбоме сказано, что вместо снесенной большевиками церкви теперь – ряд однотипных панельных домов. Поехала на это скорбное место. На стертых, блеклых стенах угрюмых «хрущевок» номеров, как водится у нас, не оказалось. Но это где-то здесь. Вот спросила молодого парня, идущего к автомашине. Он достал «крутой» мобильник, посмотрел по «ДубльГИСу», махнул рукой:

– Там, сразу за нашим домом, подземные гаражи…

Этот «дом» № 46/1 по улице Александра Невского – безликая, черная, врытая в землю крыша. Недостроенный зев въезда, над которым огромные буквы: «Аренда, продажа». Кругом беспорядок, грязь, переполненные мусорные баки, в них роется бомж. Сиро, бесприютно, жалко. И это на святом-то месте! У меня перехватило горло. Глянула вверх – и только там, в чистой лазури, над этим выразительным среди подступающих домов квадратом городского пространства, когда-то предназначенного для храма, сияла чистота и плыло маленькое перистое облако. Слезы закипали в глазах. Захотелось перекреститься, но взгляд упирался лишь в черную крышу, мусор, проволочные ограды. Перекрестившись на солнце – Господи, прости нас! – собралась уходить. Вдруг увидела вдалеке мальчишек. Они кричали, толкались, бегали по крышам старых гаражей, били бутылки. Один, с белой собакой, приблизился ко мне. Я позвала его. Боязливо подошли еще двое. Мы познакомились. Сема и Ваня, на вид лет восьми.

– А вы знаете, что когда-то на этом месте стоял вот такой храм? – показываю им фото в альбоме.

Гаражи на месте церкви. Врытая в церковный погост стоянка современных идолов – автомобилей…

– Нет, – любопытство и недоверчивость борются в их глазах. Собака дружелюбно вьется рядом. Представилось вдруг, какая чистота, красота была бы здесь, в церковном дворе, как объединил бы и возвысил храм всю эту унылую даже в ослепительных лучах весеннего солнца округу. Гаражи на месте церкви. Врытая в церковный погост стоянка современных идолов – автомобилей…

Думала, приеду, войду в подъезд, спрошу кого-то из жильцов: знают ли, что они на месте убитой церкви живут? спокойно спят?.. Нет, не вошла. Некуда, да и незачем.

Разрушение храма, 1961 год Разрушение храма, 1961 год
Разве нам спрос учинять? Разве нам судить, когда Господь сказал: «Мне отмщение, аз воздам»?

Но помнить-то! Помнить можно. Вот вглядись в себя, читатель. Особливо ты, сестра во Христе, вглядись. Как же мы, слабые маловеры, стонем, жалуясь на скорби. А вот такое – столь щедро выпавшие на долю скорби и столь высокое в них мужество можем ли вообразить? Почетная гражданка Иркутска Александра Портнова (из рода купцов Трапезниковых) через десять лет после замужества, похоронив отца, мать, сестру, брата, мужа, затем всех семерых своих детей, поселилась в женском Знаменском монастыре, где и была похоронена. Она и при жизни делала значительные пожертвования на детские воспитательные и учебные заведения, а также завещала 70 тысяч рублей на строительство каменной церкви. Неслучайно главный придел выстроенного храма получил одноименное жертвовательнице посвящение – в честь святой мученицы царицы Александры… А теперь вдумаемся, какое, собственно, право имела горстка безнравственных выродков губить то, что не ими было построено и принадлежало всему народу?! С молчаливого согласия этого самого народа? И опять: нет, не нам судить…

Я не помню эту церковь во всем величии и красе, но отлично помню окружающие ее деревянные жалкие, с черными воротами и завалинками, дома и улочки с глубокими канавами, кривые, заезженные телегами улочки и их обитателей, которых прекрасные церкви наши должны были вести в Царствие Небесное. Так как же мы, братия и сестры, можем ныне жить – на руинах угробленных предками святынь?!

***

Я сегодня смотрю в будущее. Устремляя взгляд к горнему. Два года назад в Великий пост мы пережили при воссоединении с Крымом небывалый, удивительный подъем патриотических чувств и духовное единение России, братских народов. Разве не Божия длань вела нас? Есть еще, оказывается, силы и святость в богохранимом Отечестве нашем. Ныне нам грозят войной, а мы не хотим ее, на Бога уповая. И каждый день в церквах наших возносится молитва о братской Украине.

Много лет назад в украинском городе Антраците подруга водила меня к памятнику молодому парню, которого «просто так» убили бандиты. Весь шахтерский городок знает об этом памятнике, всегда убранном цветами, показывают его гостям. Мне представляется, как на стенах подземной стоянки, что по улице Александра Невского, № 46/1, устанавливается мемориальный знак: «Здесь в 1961 году был убит Александринский храм». Нет, невозможно… Да и сколько таких, обагренных мученической кровью знаков надо бы установить по Иркутску?.. А по России?.. Но ведь и вера, и память, и святость – в душе. А она – бессмертна. Как Ангелы, служащие Литургию на месте порушенных церквей.

В публикации использованы материалы и фотографии альбома «Храмы дореволюционного Иркутска», изданного в 2013 году Городским благотворительным фондом «Наследие иркутских меценатов».

Людмила Листова

6 мая 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Надо жить в молитве и послушании» «Надо жить в молитве и послушании»
Митр. Варнаве Чувашскому – 85!
«Надо жить в молитве и послушании» «Надо жить в молитве и послушании»
Беседа с митрополитом Варнавой Чебоксарским и Чувашским
О семье, пострадавшей за веру, о том, почему сегодня нет старцев, с каким настроем надо идти в монастырь и что помогало «людям третьего сорта» – верующим – в советское лихолетье.
Председатель. Из цикла «По Руси» Председатель. Из цикла «По Руси»
Прот. Павел Недосекин
Председатель. Из цикла «По Руси» Председатель
Из цикла «По Руси»
Протоиерей Павел Недосекин
Поехал в район. Там над ним смеются: «Ишь, какой выискался, кирпич ему подавай. Да у тебя на территории колхоза старые церкви есть. Разбирай да строй».
Хождение по водам в эпоху бурь Хождение по водам в эпоху бурь
Нина Павлова
Хождение по водам в эпоху бурь Хождение по водам в эпоху бурь
Нина Павлова
Звонит знакомая журналистка и спрашивает: а правда ли, что идет деканонизация святых, пострадавших в годы гонений при советской власти?
Комментарии
Иоанна_18 мая 2016, 09:18
/Сколько же и по сей день слышим восторженных воспоминаний о «хрущевской оттепели». Да, тогда уже огрузались прилавки кольцами краковской колбасы, желтыми кругалями сыров и банками кукурузного меда// Нет, уважаемая Людмила, "оттепель" важна прежде всего не краковской колбасой, а тем, что в это время был расформирован ГУЛАГ, и миллионы заключённых стали возвращаться домой. /Новая ледяная волна репрессий пошла гулять по России.// Эта волна уже не была столь "ледяная". Священников травили, храмы (те, что уцелели в 20-е и 30-е) рушили, верующих высмеивали, но уже не расстреливали, на Соловки не ссылали, так что с ленинско-сталинскими репрессиями это НЕСРАВНИМО.
Сергей12 мая 2016, 09:01
Я сам из Иркутска, полностью согласен с автором. И таких храмов не один, не два у нас потеряно. А грандиозный Казанский собор - взорван.

"Иркутский Казанский кафедральный собор входил в число крупнейших культовых сооружений России. Он вмещал в себя пять тысяч молящихся, а его высота достигала 60 метров. Для сравнения: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге вмещает 8 тысяч человек, храм Христа Спасителя в Москве был выше иркутского собора всего лишь на 13 метров. Летописец Нит Романов свидетельствовал, что собор "был четвертым по величине и красоте внутри и снаружи"".

Вознесенский монастырь 1672 года (по ул.Полярная)- снесен, осталась только маленькая Успенская церковь (на фотографии маленький купол справа)
http://sobory.ru/photo/279749
Оцените масштабы зверства. Есть еще множество других снесенных храмов.
Красивейшая Александровская церковь лишь один эпизод из списка жертв по всей России.

Считаю что государство должно начать какую-то программу по восстановлению святынь, пусть не сразу деньги выделяют, вначале землю возвратят (выкупают же земли под дороги и прочие сооружения), есть же планировки развития городов, сразу надо красные зоны определять. Где была святыня - значит только ее и восстанавливать.Глядишь и меценаты найдутся.

А самое главное - посмотрите что сейчас на месте утраченных святынь - неужели стало лучше?
Все благоустроено, бандитов, воров нет (неважно в пиджаках или в майке). Везде радость, красота, благодать? Есть хоть одно место где стало лучше, (лучше, чем в храме для православного не может быть) ну или хотя бы тоже хорошо? Или я не прав?
Спаси Господи!

Иоанна_ 7 мая 2016, 22:24
Сергей, справедливости ради надо признать, что нигде не было такого ожесточённого преследования духовенства и верующих, как в России - ни в Грузии, ни в других отдалённых республиках, ни даже на Украине. На сотни километров ни одного храма - такого в Грузии не было. Нигде не было такого нещадного уничтожения крестьянства, такой бедности. России и русским больше всего досталось. Это надо принимать во внимание.
Сергей 7 мая 2016, 14:13
Не попустил Господь "формализации веры" в России. Стала она(вера) иссякать на рубеже веков и ... рухнула вся Россия. Ведь умиление от сталинских достижений, части нашего народа - это бред. Если бы предположить безреволюционное развитие России, то мы получили бы суперсверхдержаву. А так еле еле выкарабкивались из одной беды, да из другой. А основу идеологии составляла ложь, в которую никто не верил. И опять ложь рухнула, как рухнула Россия обескровленная верой в 1917 году. Сейчас регулярно ходят в храм 3 процента населения России. Если бы этот процент вырос до 10, то я думаю, возрождённые храмы были бы доступны, как "пятёрочка" в Москве. Нет веры в народе, а отсутствие храмов это следствие. Почитайте статью о Грузии:"Грузинские каникулы". Какое там отношение к священнику в селе? А у нас на селе?
Александр 6 мая 2016, 18:00
Замечательная статья. Подобное варварство было по всей Российской земле. В каждом городе, поселке, деревне стояли и сейчас стоят полуразрушенные храмы. В деревне у моей покойной бабушки в Курской области стоял такой кирпичный Храм,в котором долгое время местные колхозники хранили удобрения. Я любил заходить внутрь и смотрел на лики Спасителя, Царицы Небесной, Святых отцов, которые очень хорошо сохранились в верхней части здания. Я был ребенком и у меня действительно возникало чувство страха и стыда за содеянное, хотя в то время я вообще не знал, что такое Церковь и не держал в руках Святое Евангелие. Недавно я был в деревне. Церковь фактически сама разрушилась, старики отошли в мир иной, многих молодых погубила водка, другие уехали в города. Короче говоря, деревня, как населенный пункт перестала существовать. Полагаю, что итог закономерен.
По поводу "оттепели". Мое глубокое убеждение, что никакой оттепели, в том смысле, как нам преподносят,не было. Хрущев Н.С. не мене других повинен в репрессиях 30-х годов. Со своими даже не противниками, а политическими конкурентами, он поступил также как и И.Сталин. А в 1962 году в Новочеркасске он и его клика проявили всю свою сущность. Он довел экономику, сельское хозяйство, общее управление государственным механизмом до такого состояния, что его же "соратники" вынуждены были отстранить его от власти. И наконец, он поднял руку на Христа. И это после страшнейшей войны, в которой победили с Божьей помощью.Вот вся его истинная сущность.
А вообще рабы божии Иосиф и Никита предстали перед Высшим судьей, который рассудит по справедливости. А нам всем надо возрождать Православную Россию.
Александр 6 мая 2016, 15:46
В какой-то мере понятны размышления автора, сам из Иркутска, и иногда при прогулке по городу возникают такие мысли, особенно, как красив был дореволюционный Иркутск, и во многом благодаря нашим храмам, большей части которых сегодня, увы, нет.
Василий Н. 6 мая 2016, 13:52
Так называемая оттепель - сложное время. Двойственное, в некотором смысле. С одной стороны - да, усиление гонений на церковь - известный факт. Но во многих других отношениях этот период, как я понимаю, действительно был оттепельным по сравнению с предыдущим. Достаточно посмотреть фильмы второй половины 50-х - первой половины 60-х годов - "Весна на Заречной улице", "Летят журавли", "Баллада о солдате", "Застава Ильича" - и сравнить их с помпезными сталинскими фильмами. Реабилитация репрессированных в 30-е - 40-е, изъятие из УК понятия "враг народа", некоторое ослабление цензуры в искусстве - это тоже факты, и с ними ничего не поделаешь. Так что, как мне кажется, восторженные воспоминания многих об "оттепели" вполне понятны, и не в еде тут дело.
Но вот что интересно: в последнее время здесь особенно напирают на гонения именно хрущевского периода. А вот о гонениях сталинского периода почти не говорят; более того, все больше проскальзывает теплых слов об этом времени, да и о самом Сталине. К чему бы это?
К слову, в нашем городе больше всего храмов было закрыто и разрушено именно в 20-е - 30-е годы.
тамара 6 мая 2016, 12:17
Христос Воскресе!!! Слава Богу,что пришло снова время, и мы восстанавливаем порушенные святыни или строим новые.
Михаил Корнеев 6 мая 2016, 12:08
Храм убить не возможно!Сами Ангелы пребывают там! Вот цитата:"А она – бессмертна. Как Ангелы, служащие Литургию на месте порушенных церквей." И таких историй много.
Лев Гавриленко 6 мая 2016, 11:15
Как страшно. Как страшно быть гонителем Бога. Слава долготерпению твоему Господи!
Сергей 6 мая 2016, 10:10
г.Белгород, ул.Белгородского полка, д.42. Дом сделан из кирпича взорванного в 30-е годы 20 века Сергиевского храма. Вот так-то.
Марина 6 мая 2016, 09:59
Да, так, увы, по всем городам и весям России. Я родилась как раз в годы хрущевских гонений на церковь, помню в школе огромноые антирелигилзные стенды устрашающего содержания, помню раззоренные храмы, мерзость запустения святых мест, помню рассказы старших о разрушенных храмах. Больно и горько. Только и уповаешь на помощь Божию при восстановлении уцелевших храмов и строительстве новых. Слава Богу, что это происходит. Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×