«Быть гражданином – значит изучать историю страны»

Как режиссер Андрей Тарковский ответил философу Петру Чаадаеву? Почему важно, чтобы памятник Пушкину вернулся на свое историческое место? Почему важен «личностный компонент» в истории? И чем, собственно, должна она заниматься?

О символических перекрестьях русской культуры, подтверждающих непрерывность духовного кода истории нашего Отечества, о важной задаче актуализировать этот код размышляет Алексей Владимирович Лубков – доктор исторических наук, профессор, советник при ректорате Московского института открытого образования.

Кадр из фильма Андрея Тарковского «Зеркало» Кадр из фильма Андрея Тарковского «Зеркало»

Быть гражданином – значит изучать историю страны. Но, не понимая ее метафизических смыслов, не обращаясь к постижению ее сакральной истины, понять историю невозможно. И эта проблема, этот поворот темы к духовной сущности человека также всегда присутствовали в русской культуре.

Связь личного и исторического ярчайшим образом демонстрирует один из шедевров отечественного кино – фильм Андрея Тарковского «Зеркало». Его ключевой эпизод – чтение фрагмента из письма А.С. Пушкина к П.Я Чаадаеву от 19 октября 1836 года. Письмо читает мальчик – и это тоже важно.

«Нет сомнений, что разделение Церквей отъединило нас от Европы и что мы не принимали участия ни в одном событии, которые ее потрясали. Но у нас было свое особое предназначение. Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена. Для достижения этой цели мы должны были вести совершенно особое существование, которое, оставив нас христианами, сделало нас, однако, совершенно чуждыми христианскому миру.

Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. Положа руку на сердце, разве не находите вы чего-то значительного в теперешнем положении России? Чего-то такого, что поразит будущего историка? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь тем, что вижу вокруг себя. Как литератора, меня раздражают. Как человек с предрассудками, я оскорблен. Но, клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков такой, какой нам Бог ее дал».

Этот эпизод режиссер поставил в центр своего киноповествования, очень сложного, но на самом деле очень понятного для человека, который смотрит через призму поэзии, через призму любви к своему отечеству, к своему прошлому, к самому себе, к своей памяти. И очень важно то, что пытался сделать Тарковский в этом фильме – вроде бы камерном, повествующем об истории его семьи, о его взрослении, его понимании жизни. Но это понимание приходит через любовь, через приобщение к истории России – истории большой, непрерывной: истории советской и истории дореволюционной. Вот почему включение в фильм неотправленного письма А.С. Пушкина П.Я. Чаадаеву имело для режиссера огромное значение.

Известно, что, когда режиссер снимал фильм «Андрей Рублев», он хотел включить в него большую батальную сцену Куликовской битвы. Но тогда, в начале 1960-х, бюджет картины был не очень большим, и ему не дали возможности поставить этот эпизод. Снимая «Зеркало», Тарковский хотел вернуться к этой идее, но затем решил, что двухминутное чтение письма Пушкина Чаадаеву способно заменить собой батальные сцены. Потому что в этом письме заключено нечто очень важное для понимания русского самосознания, того, о чем думал в середине 1970-х годов режиссер и о чем писал поэт в 1836 году 19 октября.

19 октября – дата, особо значимая для Пушкина. Это дата лицейской годовщины, и обычно 19 октября Пушкиным писались прекрасные стихи. «Бог помочь вам, друзья мои, и в бурях, и в житейском горе…» – эти строки, например, вышли из-под его пера 19 октября 1827 года. Стихи по случаю Лицейского праздника были разные по тональности: одни были веселые, другие – грустные, третьи – философические. Но 19 октября 1836 года, в последнюю для него Лицейскую годовщину, Пушкин решил написать письмо другу своей юности, с которым он в это время серьезно полемизировал.

Как мы помним, в октябрьском номере журнала «Телескоп» за 1836 год было опубликовано известное «Первое философическое письмо» Чаадаева, в котором Петр Яковлевич достаточно критично отзывался об исторической миссии России и русского народа. Эта публикация дала толчок дискуссии, не прекращающейся до сих пор, – между западниками и славянофилами, между почвенниками и государственниками, между консерваторами-охранителями и либералами. Это отправная точка, с которой началась наша национальная философская мысль, наша рефлексия о самих себе, наше самосознание.

Важно, что слова Пушкина были повторены в фильме Тарковского мальчиком уже иной эпохи

И очень важно, что слова Пушкина, адресованные Чаадаеву, были повторены в фильме Тарковского – повторены мальчиком уже иной эпохи, в московской квартире, где в мерцании света и тени возникает отражение прошлого в настоящем. Эпизод включен в повествование о судьбе семьи во время войны, о тех триумфах и трагедиях, которые переживала Советская Россия в XX веке. Это отсылка к нашей исторической памяти, ее возвращение и восстановление.

И говоря сегодня о гражданской миссии историка и истории, мы должны, прежде всего, понимать эту значимость связи времен. История и есть связь времен. Это та нить, которая соединяет смыслы и ценности предыдущих поколений с ценностями поколений последующих и дает возможность считать нас единым народом во все времена.

Свое письмо Пушкин решил Чаадаеву не отправлять, и тот познакомился с ним спустя многие годы. В.А. Жуковский передал слова Пушкина, объясняющие причину такого решения: «Ворон ворону глаз не выклюет». Чаадаеву и так пришлось тогда несладко. Он сознательно сделал свой выбор. Но его размышления об истории России всегда были в рамках религиозного представления о миссии страны. Чаадаев был, прежде всего, христианским мыслителем. Но и в строках Пушкина о России: «Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков такой, какой нам Бог ее дал», – проступает также христианский взгляд поэта на родную историю. И в этом два спорящих друга солидарны друг с другом.

Разномоментные события русской культуры связаны в единое целое. Примеров тому можно привести немало. Обращу внимание здесь лишь на два обстоятельства – символические переклички дат смерти двух русских гениев: Пушкина и Достоевского. Слова о русской истории Пушкиным пишутся в последние месяцы его земной жизни. 26 января Пушкин отправил резкое письмо Л. Геккерну, приемному отцу Ж. Дантеса, которое не могло быть оставлено без вызова на дуэль. 27 января состоялась дуэль Пушкина и Дантеса, а 29-го Пушкина не стало. В ночь с 25 на 26-е января 1881 года у Федора Михайловича Достоевского пошла горлом кровь, и через два дня он преставился. Подобные связи нам нельзя оставлять без внимания.

История в ее линейном измерении может быть дискретной, но метафизика вечности предполагает иное понимание истории, и его нам надо осознать. Это очень важно сделать, потому что сегодня выстраивается противопоставление одного периода русской истории другому. Борьба идет в пространстве ценностей, смыслов и традиций. Именно их пытаются подменить, разрушить, разорвать.

Вот еще пример, и тоже связанный с Пушкиным: место его памятника в Москве, церемония открытия которого в июне 1880 года была попыткой консолидировать нашу интеллигенцию. Здесь своя метафизика места и времени. Изначально памятник стоял на Тверском бульваре, и поэт склонял голову перед куполами Страстного монастыря. В 1950 году, когда принимали решение о переносе памятника поэту на другую сторону тогда уже не Тверской улицы, а улицы Горького, руководствовались совсем иной метафизикой. И сегодня мы воспринимаем этот монумент в его нынешнем городском контексте совсем по-другому. Я надеюсь, что когда-нибудь вернут памятник Пушкину на прежнее место и вновь восстанут на своем историческом месте храмы монастыря. Как в свое время восстали снесенные храмы во многих других святых местах Москвы.

В чем проявляется непрерывность истории и ее дискретность применительно к событиям XX века? Что играло на разрыв, а что способствовало воссоединению, возрождению традиций даже спустя многие годы? Какие здесь связи, и в какие времена они проявляются? Как они пересекаются в пространстве человеческой личности? Ответы на эти вопросы и составляют, по сути, предмет истории как гражданской миссии.   

Человек – это сумма формул или бесконечная вселенная? И есть ли в ней место нравственным абсолютам?

Наше время – XXI век – характеризуется взрывным развитием технологий. Но не надо забывать, что в процессе так называемой модернизации мы, конечно, многое приобретаем, но очень многое и теряем. Технологии, безусловно, важны. Примененные к истории, как, например, в Историческом парке на ВДНХ и на выставках «Моя история», положенных в его основу, технологии позволяют даже тактильно прикоснуться к событиям прошлого – и это очень важно. Но богатство русской культуры никогда не может быть исчерпано технологиями. Ибо ее богатство – во вселенной личности человека. И весь тот спор, который начался с письма Чаадаева и который не прекращается до сих пор, идет даже не о путях развития России – западном или своем, особом, а прежде всего о том, что есть человек. Это сумма каких-то формул или это бесконечная вселенная? И есть ли в этой вселенной место неким нравственным абсолютам? Это как раз те вопросы, о которых писал Достоевский. Что, если нет Бога, то все дозволено?

Исторический парк на ВДНХ «Россия — моя история». Фото: Анатолий Горяинов / Православие.Ru Исторический парк на ВДНХ «Россия — моя история». Фото: Анатолий Горяинов / Православие.Ru

Французский теоретик кино и философ-постмодернист Жиль Делёз, оценивая Английскую революцию и последующие события в английской культуре, обратил внимание на то, что англичане творчеством Байрона, Шелли, Блейка и всего английского романтизма XIX века по сути прорефлексировали на то, что произошло в XVII веке. То есть Кромвель через 150 лет явился уже в романтическом наряде лорда Байрона. А русская культура предвосхищала историю. Характерно, что не прошло и полутора месяцев со смерти Достоевского, как 1 марта 1881 года был организован взрыв на Екатерининском канале, убивший государя-освободителя Александра II. Достоевский писал об этом, предупреждая. Писал не только в романе «Бесы», но и в последнем своем произведении – в романе «Братья Карамазовы». Если рациональное понимание человеком истории, места человека в истории преобладает и не будет места нравственному абсолюту, если Бога нет – то все дозволено. И вот это дозволение и произошло. Задачи гуманитариев сегодня, я бы даже сказал – их миссия – восстановить этот нравственный абсолют.

Но состояние нынешней гуманитарной науки нельзя назвать благополучным, потому что о заветах наших классиков мы не всегда помним. И еще раз подчеркну: главная отличительная черта нашей культуры, определяющая ее достоинство, – это внимание, прежде всего, к человеческой душе, к внутреннему пространству человека. За человека и его душу и идет борьба.

Личная успешность – установки нынешних образовательных программ. А что даст такое образование будущему?

Сегодня много пишут о личной успешности, и это объявлено чуть ли не целью образования. Личная успешность, формирование «квалифицированного потребителя» – установки нынешних образовательных программ. А что несет такое образование стране, ее будущему? Разве о личной успешности думали наши классики? Кстати, Андрей Тарковский, которого нередко обвиняют в приверженности к западным ценностям, в своих дневниках писал: страдание – это и есть путь истины, путь настоящего художника. И он обвинял некоторых своих современников в том, что они призвание променяли на коврижки. А сегодня эти коврижки считаются высшей ценностью. Но обнадеживает, что не для всех. Это и есть то поле битвы, где Господь за сердца людей борется.

Итак, гражданская миссия историка и истории – донести понимание непрерывности нашей истории на всем ее протяжении, включая и век XX-й, ее духовной составляющей, актуализировать необходимость сохранения наших ценностей. В нашей истории заключено огромное богатство. И разворот, столь необходимый гуманитарной науке, убежден, произойдет – не сегодня, так завтра.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О либерализме и консерватизме в преподавании отечественной истории в школе О либерализме и консерватизме в преподавании отечественной истории в школе
Александр Ушаков
О либерализме и консерватизме в преподавании отечественной истории в школе О либерализме и консерватизме в отечественной истории и преподавании ее в школе
Александр Ушаков
В изложении истории утвердилась либеральная методология, которая призвана закрепить и либеральный взгляд на происходившие события.
Пушкинский взгляд на Российское государство Пушкинский взгляд на Российское государство
Федор Гайда
Пушкинский взгляд на Российское государство «История новейшая есть история христианства»: пушкинский взгляд на Россию и Российское государство
Федор Гайда
Пушкин верил в созидательный потенциал российской государственной власти. В последнюю для него годовщину Лицея 19 октября 1836 года в так и не отправленном письме Чаадаеву поэт с горечью констатировал, что в России присутствует «равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью, правом и истиной, ко всему, что не является необходимостью».
Пушкин как монархист Пушкин как монархист
Диакон Георгий Малков
Пушкинская трезвая государственническая позиция неоднократно вспоминалась позднее в трудах наших философов, политологов, патриотов-публицистов.
Комментарии
Мария13 мая 2016, 08:53
Чаадаев был масоном, и называть его измышления "христианской философией", на мой взгляд, неверно. Его "философические письма" не заслуживают внимания, потому как для того, чтобы ругать Россию и восхвалять Европу, много ума не надо.

А Пушкин в свою очередь никогда Чаадаеву не писал, не тот это повод. Письмо якобы от него к Чаадаеву была сфабриковано уже после смерти поэта, чтобы возвеличить значение Чаадаева как "философа", потому что ему как будто бы оппонировал Пушкин.

Жаль, что Тарковский не разглядел этого обмана. Ведь ключевыми в письме якобы Пушкина являются слова о том, что его оскорбляет и раздражает окружающая действительность, а это никак не могло быть правдой.
Елена12 мая 2016, 21:05
Уважаемые дамы и господа! Пока мы с вами будем вести вечные интеллигентские кухонные разговоры о том, что есть нравственный абсолют, считать победы европейцев над татарами, придираться к словам и полемизировать о частностях, ситуация останется прежней. Гордость за свою Родину, ее историю, "какой нам Бог ее дал", желание сохранить и преумножить лучшие черты нашего народа - вот та основа, на которой необходимо вести преподавание гуманитарных дисциплин. Хороши мы или плохи в глазах европейцев и "европеизированных", не все ли нам равно? Зачем стремиться к чужим идеалам и пытаться соответствовать чьим-то даже и неавторитетным меркам? У нас свой путь, свои цели и задачи сохранения русской цивилизации. Если это кому-то не нравится, жаль. В отличие от европейских "гуманистов" мы их никому и не навязываем. Довольно каяться и посыпать голову пеплом. Мы это делаем уже на протяжении нескольких веков. Либо Россия останется Россией, либо она превратится в уродливый "слепок" с "европейских ценностей". Будущее зависит от нас.
Павел З.11 мая 2016, 20:30
Статья в общем понравилась, но... Автору НЕЧЕГО будет сказать человеку, которому в окаянном 1991-м году было всего 20 лет. Как мне. Вот и всё. Какие "нравственные абсолюты", какая "непрерывность нашей истории" может остаться для человека, пережившего это отвратительное время безусым юношей? Тогда на глазах рушилось всё, погибал весь этот "культурный код", связь времен на глазах рвалась навсегда, что вам сказать после этого всего? Каким же искусственным, каким уродливым будет монстр, созданный после декларируемого автором воссоздания ценностей? И где люди, действенно творящие добро? Не главнее ли начать снова делать добро так истово и так действенно, как это делалось в России до 1990-х?
тамара10 мая 2016, 20:02
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!Не надо выдумывать никаких нравственных абсолютов и истин!!!!!! Истина одна ---и это САМ ГОСПОДЬ.Где Бог на первом месте,остальное всё будет!!!!! Не надо искать каких-то совпадений!!!!! как когда-то Блаватская и Рерихи....Чепуха всё это..... Сто раз уже всё это проходили...Ненадо наступать на одни и теже грабли. История--это всё Господь,с Него всё идёт,всё Им,,и всё для Него!!! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!!!
Читательница (Подмосковье)10 мая 2016, 15:40
Автор: «Чаадаеву и так пришлось тогда несладко…Но его размышления об истории России всегда были в рамках религиозного представления о миссии страны. Чаадаев был, прежде всего, христианским мыслителем. Но и в строках Пушкина о России: «Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков такой, какой нам Бог ее дал», – проступает также христианский взгляд поэта на родную историю. И в этом два спорящих друга солидарны друг с другом».
Но есть большая разница. Западник Чаадаев преклонялся перед католицизмом. Пушкин же, хотя никогда не был ортодоксальным христианином, с годами все отчетливее являл в своем творчестве православный дух – такова диалектика души Поэта. Не согласна, что вопрос о путях развития России – западном или ином – малозначим. «Примиряя» Пушкина и Чаадаева, западников и славянофилов, консерваторов и либералов, автор позабыл, что нынешние образовательные программы, формирующие бездуховного «квалифицированного потребителя», насквозь западно-либеральные. И еще: я в заголовке статьи слово «гражданином» заменила бы на «патриотом», поскольку не всякий человек, имеющий российский паспорт, «любит своё Отечество, предан своему народу и готов на подвиги и жертвы во имя интересов Родины и народа», и добавила бы соответствующие акценты в тексте.
раиса10 мая 2016, 13:55
Благодарю Вас, господин Лубков, Вы выразили мои мысли, давно осознанные,накопившиеся в моей душе. Я нигде не находила их в таком концентрированном выражении и в совершенно ясной формулировке, по крайней мере, понимаемой форме, для людей, не имеющих философского образования. Наши гении - поэты и писатели любили Россию, именно христианскую Россию. Все самое лучшее, что было создано ими, связано теснейшим образом с Православием. Это такой стержень, на котором держится до сих пор Россия.Вот почему все секты, либералы и всевозможные НКО ведут атаку на Православную церковь. Борьба идет не на жизнь, а на смерть и пока люди русские это не поймут, ничего хорошего не будет в России. Я уверена,что Господь сохранит Россию, как хранительницу чистого Православия, и вся эта нечисть потерпит поражение.
Слава10 мая 2016, 13:07
Татары ходили на Запад. Очень даже ходили. Оборона Кракова, в честь которой каждый день в 12 часов на колокольне собора на Старем Мясте Кракова трубит трубач. Битва под Легницей - это практически на современной границе Польши и Германии. Битва на Синей Воде, где войска Великого Княжества Литовского разбили татар и миф о их непобедимости.
Иоанна_10 мая 2016, 11:58
Зачем такая расплывчато-гуманистическая статья на православном сайте? Никакого "нравственного абсолюта" нет и быть не может. Есть Господь и Его Заповеди, а нравственность без Бога - вещь весьма относительная и даже опасная, это можно видеть с самой эпохи Просвещения и вплоть до советской "классовой" нравственности. /Задачи гуманитариев сегодня, я бы даже сказал – их миссия – восстановить этот нравственный абсолют.// Пока мы ТАК будем думать, опять всё будет в песок. Ваш "нравственный абсолют" не может "висеть в воздухе". Сначала нужно обрести почву под ногами.
Евгения10 мая 2016, 08:27
Простите за, возможно, глупый вопрос. Про метафизику первоначального расположения памятника Пушкину я поняла. А какова метафизика нынешнего его расположения? что в это вложили советские власти?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×