Корабль спасения (+ВИДЕО)

Профессор А.И. Осипов о том, что такое Церковь и что значит быть настоящим христианином

Слова «Без Церкви нет спасения» знает каждый, но каков их смысл? Что собственно такое – Церковь? И кто – истинный христианин? Вот я хожу регулярно в храм, исповедуюсь, причащаюсь, достаточно ли этого, чтобы быть членом Церкви и спастись? Об этом в своем видеоэссе рассуждает профессора МДА богослов Алексей Ильич Осипов.

Говоря о Церкви, нужно сразу отметить, что она имеет внешнюю сторону и внутреннюю. Так же, как и каждый человек: одно дело – его тело, даже его интеллект, психика, и другое дело – состояние его души. И Церковь, с одной стороны, – это общество людей, одинаково верующих – естественно, по-христиански: имеющих единое вероучение, единую дисциплину жизни, каноны, Таинства, основы и принципы духовной жизни… Это та внешняя сторона, которую представляет, в конечном счете, организация, именуемая тоже Церковью. В этой организации есть свои структуры, есть своя иерархия. Всё это – внешняя сторона.

Кто является принадлежащим к Церкви в этом, внешнем ее проявлении? – Каждый, кто крещен. Крещен? – Ты уже член Церкви. О крещении, о том, каким оно может быть, увы, мало кто думает. Да вообще никто не думает! Главное – крещеный или нет. Это, повторюсь, внешняя сторона Церкви. Но в этой среде – я подчеркиваю: именно в этой, не отдельной среде – невидимо существует тот организм духовный, наполняемый только теми верующими христианами, которые стремятся жить по Евангелию. Все эти стремящиеся к жизни по Евангелию объединены Духом Святым, в Котором они живут. И вот они-то и составляют, выражают и осуществляют именно Церковь саму по себе.

Вот мы часто говорим: «Море житейское». И наша жизнь – это действительно море житейское, в котором бушует множество страстей и всяких нестроений. Этот образ хорошо показывает, что Церковь является тем местом, где человек может найти соответствующие средства к своему спасению – к тому, чтобы переплыть это житейское море. Эти средства – в Церкви. Ведь что такое Таинства, которые можно получить только в Церкви? – Это как раз средства, помогающие человеку в спасении. Хотя, как мы знаем, многие спаслись без Таинств: и множество мучеников, и разбойник, висевший на кресте справа от Спасителя, не успели принять ни одного Таинства. Но Сам Христос сказал: «Кто не ест Моей Плоти и не пьет Моей Крови, не может иметь жизни вечной» (ср.: Ин. 6: 53). Но первым в рай попал тот разбойник, ему Он говорил: «Сегодня же будешь со Мной в раю» (Лк. 23: 43). Это пример того, как осторожно нужно относиться к словам и всегда брать контекст, а не вырывать из контекста отдельные фразы и на них основывать какие-то утверждения!

Церковь - корабль спасения Церковь - корабль спасения

Так вот, Церковь – тот, если хотите, институт, где человек может найти наилучшие средства спасения.

Средства для любого дела всегда найдутся самые разные. Вот, например, надо нам добраться из Владивостока до Москвы. Можно пешком. Я знаю одного монаха (он, правда, тогда не был еще монахом), который дошел – ничего удивительного. Можно на машине, можно на поезде, можно на самолете… Всегда найдется много разных средств. Для спасения Церковь предлагает средства самые оптимальные, самые лучшие!

Без правильной жизни во Христе невозможно спасение

Какие же это средства? Прежде всего, это, конечно, правильная жизнь во Христе. Если не будет правильной жизни во Христе, то всё прочее не имеет уже никакого значения – будь ты доктор богословия, будь ты патриарх, будь ты кто угодно – без этого невозможно спасение. Где можно получить знания об основах духовной жизни? В Церкви. Церковь, даже та внешняя Церковь, дает возможность человеку узнать учение Церкви – то есть во что верят и как верят.

Когда Церковь – Церковь?

Спрашивают: «Как определить Церковь, по каким критериям? Какая-нибудь баптистская церковь или Католическая церковь – Церковь или не Церковь?» Критериев несколько, и, конечно, первый – это святоотеческое понимание Священного Писания. Вот я выше вспоминал слова Христа о разбойнике и о Причащении. Как соотносить их? Мы руководствуемся святоотеческим пониманием Священного Писания. Это протестанты утверждают: «Только Писание!» Мы говорим: «Нет! Истинное понимание Писания мы найдем только у святых отцов, которые были просвещены Духом Божиим – тем же Духом, Которым были написаны сами Евангелия».

Итак, первое – это понимание Священного Писания. Второе – понимание самих истин веры – на основе, опять-таки, святых отцов. Третье – понимание духовной жизни – опять-таки, на основе святых отцов. Не удивляйтесь, что я это подчеркиваю: мы видим, к чему пришло западное христианство, отступив от святоотеческого учения.

Возьмите, к примеру, только одно вот такое положение: «Бог наделил непогрешимостью в объявлении вопросов веры и жизни Римского первосвященника, и когда он говорит ex cathedra, он безошибочен», – я своими словами передаю этот догмат, который был давным-давно принят, но официально в 1870 году на I Ватиканском соборе. Причем там сказано: «Такой же непогрешимостью, какую Он даровал Своей Церкви». Когда Господь даровал Своей Церкви – мы знаем. А когда даровал это одному лицу? Когда? Где?

Камень нерукотворный, на котором стоит Церковь, есть Сам Христос, а не какой-то человек. Человек не может быть основанием Церкви

Христос даровал власть отпускать и вязать грехи всем апостолам. Более того, в Откровении апостола Иоанна Церковью Христос называет эти 12 камней, на которых она строится, то есть всех апостолов. И самое главное: камень нерукотворный, на котором стоит Церковь, есть Сам Христос, а не какой-то человек. Человек не может быть таким камнем.

Я вспомнил догмат о непогрешимости папы как пример того, куда пришли католики. А сейчас что уж и говорить о Западе! Вспомните только, что с «гомиками» там творится! Пока только протестанты – одна община за другой – принимают их. Но вот папа Франциск издал книгу «300 с чем-то вопросов», в которой – мне звонили и рассказывали об этом, я пока не читал сам, – он обращается к этим «гомикам»: «Подождите немножко, потерпите…» Он прямо говорит им: скоро вы будете признаны. Вот такие тенденции существуют в Католической церкви. Их очень много, этих тенденций. Да возьмите хотя бы такую. Христос говорит: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6: 3). Добродетель, которую человек обнаруживает перед людьми, уже не является добродетелью. А что делает папа? Перед телекамерами умывает ноги подросткам-заключенным, умывает ноги беженцам, берет с собой эти 12 человек беженцев… Это фарисейство, возведенное в высшую степень! Это что – Евангелие? Нет. Святые отцы? Нет. Тогда что же это? Да, Евангелие – только по-фарисейски.

О сути смирения

Решимость жить по Евангелию – это смирение. А мы забыли аскетическое понимание смирения. Вот я решил жить по Евангелию, я принимаю христианство, Христа, я вижу, что это действительно Истина, что Евангелие – это путь жизни, и я это принял. А если принял – значит, я должен как жить? Не обманывать, не осуждать, не злиться, не завидовать… Но что со мной? Я знаю, что я хочу жить так, но вижу, как то и дело спотыкаюсь. Я-то думал, что раз я решил, то теперь я буду святым. А оказывается – все не так просто. Вот сел за стол, уже сыт, но я объедаюсь. Выпил рюмку, выпил две – нет, надо 22. Смирение откуда проистекает? Что такое смирение? Это видение того, насколько я не способен стать духовно тем идеалом, который я сам избрал. Не завидовать, не осуждать, не ненавидеть… Вот, оказывается, что такое смирение: это осознание, видение своей поврежденности, своей греховности, своей неспособности стать тем, кем я должен быть. И я в этом убеждаюсь только тогда, когда я приму решение так жить. Пока я не принял решение, я чувствую себя неплохо.

А людьми нецерковными делается акцент на слово «раб», которое в Церкви, действительно, постоянно употребляется: «раб Божий», «раба Божия». И под смирением разумеют рабство, покорность, забитость, пассивность, отсутствие всякой активности и т.д. Кто виноват в этом? Мы, преподаватели и духовенство. Потому что мы не объясняем, что такое смирение. Более того, говоря: «Смирись», мы призываем человека прекратить что-то делать, что-то говорить и прочее.

Когда я раб Божий, это означает: своим идеалом я избрал святость

Но надо же объяснить, что означает слово «смирение», что означает выражение «раб Божий»! Я раб греха, когда я делаю то, о чем я знаю, что это зло, – но все равно это делаю. Я уже раб этому. Когда я раб Божий, это означает: своими идеалами я избрал святость, честность, благородство, любовь; эти великие идеалы являются смыслом всей моей жизни, и я не отступлю от них. И я раб их – да, пожалуйста, я согласен.

И разве «смиренный» – значит «забитый»? Да ничего подобного! Кто мог Ивана Грозного обличить? В лицо сказать ему правду? Кто? Смиреннейший митрополит Филипп, а больше никто. Или псковский юродивый, который встретил верхом на палочке Ивана Грозного, когда тот разгромил Новгород и пришел в Псков: «Ванюша, заходи ко мне!» «Ванюша» знал его, зашел к нему в его каморку – а там стол, чистая белая скатерть, на столе блюдо с куском кровяного мяса. Был Великий пост. «Ешь, Ванюша, ешь!» – «Я постом мяса не ем!» – он в ужасе. «А-а-а! Ты мяса не ешь, а кровь человеческую пьешь?! Вон отсюда, иначе подохнешь так, как твоя лошадь!» И тут вбегает конюший, бледный как полотно, и говорит: «Издохла любимая лошадь Грозного». Ни одного человека не тронул Грозный во Пскове. Кто это сделал? – Святой. А кого мы называем святыми? – Тех, кто достигли смирения.

Без внимательной молитвы нет подлинной духовной жизни

Если нет внимания, нет и молитвы. А если нет молитвы, то вся наша религиозность –пустой мыльный пузырь

Но вся наша религиозность оказывается пустым мыльным пузырем, если нет молитвы. А нет молитвы там, где нет внимания к молитве. Поэтому мы ничего и не достигаем в своей жизни. Вот почему святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Нужно начать учиться молиться».

По учению святых отцов, молитва, без внимания совершаемая, уже не только не молитва, а просто оскорбление Бога. И Бог не слышит пустой болтовни, когда она идет вместо молитвы, которая должна совершаться со вниманием и покаянием, с благоговением.

А без молитвы нет религии, ибо только в молитве человек соединяется с Богом, а не в чем-то другом. Я могу горы сдвинуть. Более того, самое поразительное: можно обратить неверующих, сделать верующими множество людей, можно что угодно делать внешнее, но если человек не имеет внутри себя молитвы, не молится душой, умом, то вся его религиозность оказывается пустой. Это святоотеческие мысли. Вот, оказывается, что связано с молитвой. А она превращается все больше в какую-то «богослужебную традицию», вычитывание: поют, читают, служат – а молится кто?

И каждый может себя проверить, как он молится. Пусть кто-нибудь скажет себе: «Сейчас я произнесу 10 раз молитву Иисусову с полным вниманием», – он увидит, сколько раз он может произнести эту молитву с полным вниманием. Тут же убедится, в каком расслабленном состоянии мы находимся. И это действительно катастрофа.

Если мы будем рассматривать Бога и святых только как подаятелей земных благ, то мы ничем не будем отличаться от язычников. Вся суть-то христианства – в ином. Оно не отрицает наших нужд, Сам Христос научил молиться: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», но мы же должны понимать, что есть вещи первичные и есть вторичные. И когда у нас на первый план выходят только земные нужды и мы забываем о своей душе, тогда религия, какой бы она ни была, превращается в язычество. Язычникам только материальное было нужно, только земные блага – больше ничего им не нужно. А мы-то, христиане, говорим о чем? Мы же повторяем слова Христа: «Ищите прежде всего Царства Божиего и правды его». И Христос обещает: «И это всё (то есть материальное, земное) приложится вам». Но ведь долго ждать, пока приложится, а нам сразу надо!

Я участвовал в диалогах с протестантами и иногда им говорил такие слова: «Хотите, я вам скажу суть вашей веры?» Они: «Ну, скажите», – и смеются, зная меня. Я говорю: «Слушайте: ищите прежде всего, что есть, что пить и во что одеться, а Царство Божие приложится вам». Они: «Ха-ха-ха! Точно!» Даже не спорят. Пора бы и нам обратить внимание на это антиевангелие.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Руслан Алмазов15 мая 2016, 15:53
Всех с Воскресением Христовым! Алексей Ильич один из немногих современных православных теологов который объективно,глубоко,без лишнего пафоса и самое главное понятным языком объясняет суть Православия.Вот и в этой статье чётко обозначил внешнюю сторону церкви и внутреннюю самую главную:стремящиеся жить по Евангелию объединены Духом Святым!К сожалению у многих привалирует внешняя форма а не внутреняя. Ольге:кто вам сказал что Иоанн Златоуст Вселенский учитель? Вселенский Учитель у нас один Христос.Святые отцы как мы их называем были лишь орудием Господа для толкования Писания движимые Духом Святым! Всех ещё раз с Праздником!
Александр Алексеевич15 мая 2016, 14:55
Краткая, но очень объёмная статья по своей сути. Лаконично и ёмко и ярко показана истина православия и, я полностью с Вами согласен. А Папа Римский-уже просто "шоумен" и от этого лицемерного шоу- вся Европа ужасно развращается...Спасибо Вам за прекрасную и нужную лекцию. Спаси Господи! Воистину Воскресе Христос!
Кристина 14 мая 2016, 16:22
Ольга, простите ради Бога, но вот мне интересно, если Вы настолько не согласны с мнением Алексея Ильича, то зачем Вы вообще читаете его статьи, если для Вас это недушеполезно, а вызывает на осуждения, что собственно тоже есть грех? Оставьте чтение этих статей нам, грешным, пожалуйста, и не осуждайте этого замечательного и чистого человека, который призывает нас спасаться, и, благодаря которому многие встали на этот путь спасения. А любомудроственность не ведет к спасению, а скорее к фарисейству. Благодарю.
Галина И.13 мая 2016, 14:01
Простите за невнимательность."..пронзил Иисусу ребра, когда Он уже умер". Это Ев. от Иоанна 19,33, а не ст. 42."Но пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим,не перебили у Него голеней". И еще. Учение о Таинстве Крещения во имя Иисуса Христа основано на апостольском учении и на традиции Церкви: "Неужели вы не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?" (Рим. 6,3). Крещение (погружение) символизирует смерть и погребение Христа, а выход из воды- воскресение и единение с Ним (Рим. 6,4-8). "Крещением сообразуемся смерти и воскресению Христову" (свт. Тихон Задонский). Разбойник на кресте истинно покаялся и принял реальную смерть со Христом, реально крестился во смерть Христа Иисуса, погрузившись в кровь,без символического Таинства крещения (погружения в воду). Поэтому и входит в рай первым,воскресая с Господом. Все по Слову, и тысячу раз прав А. И. Осипов, но голос его часто как "глас вопиющего в пустыне".
ольга13 мая 2016, 12:18
Галине. Православная Церковь признает и строго следует не только Священному Писанию, но и Священному Преданию. Предание состоит в том ЧТО передается святыми отцами Церкви. Я привела слова аторитетнейшего Учителя Церкви (а не свои)- свт. Иоанна Златоуста, с которым согласуются и другие отцы Церкви, вы же пишете ВАШИ личные рассуждения, если бы да кабы..., ни имеющие никакого отношения к учению Церкви, поскольку они вступают в явное противоречие со святоотеческими словами о том, что разбойник крещение ПРИНЯЛ. Вот в протестанстве ваши слова, наверно, воспиняли бы на ура, там каждый толкует от ветра головый своей (к чему это приводит всем видно), а в Православии есть учение Церкви, и всякие человеческие фантазии к нему отношения не имеют, даже если высказываются трижды профессором (как будто регалии имеют какое-то значение перед Богом и святостью Церкви). Я уже поняла, что ваше мнение и мнение Осипова вы ставите выше, чем Вселенского Учителя Иоанна Златоуста, но все же позвольте заметить вам со ссылкой на другой великого святого свт. Игнатия (Брянчанинова), что чистое и правильное толкование Евангелия принадлежит Только святым отцам. Обычный человек с массой своих страстей этого сделать не может (будь он с любыми регалиями и мнением о себе), потому что правильное толкование- это дар Духа Святого, который есть только у святых.
Галина И.13 мая 2016, 10:22
Ольге 11 мая 2016, 15:00."Осипов говорит, что якобы следует святым отцам, но при этом заявляет, что "многие спаслись без таинств". Здесь ув. А.И. Осипов говорит на основе Священного Писания, и чтобы в этом удостовериться и не пытаться обличить человека Божия с мировым авторитетом, достаточно просто открыть Евангелие. Только в одном Ев. от Луки в гл.23 повествуется о покаявшемся на кресте разбойнике (ст.40-42) и о словах Господа к нему:"...ныне же будешь со Мною в раю" (ст.43). И только в одном Ев. от Иоанна 19,34 говорится о том, что "один из воинов копьем пронзил Его ребра, и тотчас истекла кровь и вода". Даже если предположить, по мнению св. Иоанна Златоуста, что кровь не просто "истекла", о "с шумом... брызнула на тело разбойника", то и тогда большой вопрос: ведь воин пронзил Иисусу ребра, когда Он уже умер (ст. 42). Следовательно, разбойник вошел в рай без Таинства крещения.Господь в любом случае волен поступить так, как Ему угодно, и всегда это неоспоримо и истинно, т.к. Христос- "Наполняющий все во всем" (Еф.1,23), и "Истина - во Иисусе"(Еф. 4,21).
юлия 13 мая 2016, 10:08
Слава Богу, что у нас есть такой человек, это бесценный дар для нас. Для тех, кто мыслит, кто ищет истины. можно быть согласным или нет в каких-то вопросах, это не важно. главное, что А.И. нас подвигает изучать Святых отцов и быть рассудительными и внимательными, а не слепыми котятами, да еще и всегда довольными собой. и представьте картину: Святой человек говорит "спасутся только праведники, а грешники все погибнут!", и все проникаются страхом Божьим и изменяются, как могут. И другая картина: страстный человек говорит то же самое, еще и с пеной у рта! это значит, он себя считает праведным! Какая реакция? и смешно смотреть, и плакать хочется, и ужас обымает душу, и надежды не остается никакой. Алексей Ильич говорит, что это Тайна. И Слава Богу, что он нам об этом рассказывает, и у нас есть НАДЕЖДА, не на свою праведность, а на милость БОЖЬЮ.
Иван12 мая 2016, 22:34
Слава Богу, что на Руси есть такие мудрые люди как Алексей Ильич!
Надежда12 мая 2016, 20:23
В каждой публикации,в каждом выступлении Алексия Ильича,в наших душах,умах и сердцах вырастают новые ростки Православной Веры.Большое спасибо Вам!!!
Алексей12 мая 2016, 08:55
Спасибо Вам большое, Алексей Ильич!

Думаю, что я выражу мнение очень многих людей, если скажу, что мы очень рады, что являемся современниками такого человека, как Вы! Ваши наставления очень многих привели и приводят к Богу.
ольга12 мая 2016, 05:52
Екатерина, недавно была Пасха и распространенным иконографическим сюжетом является изображение Христа, держащего за руки и высвобождающего из ада Адама и Еву.
Тех, кто уверовал в Ветхом Завете, до пришествия Христа, Он спасает Своим сошествием во ад. Так были спасены Адам и Ева и все вообще уверовавшие в Него до Его смерти. Как говорит Синаксарь Пасхи, «низшедши во ад, Он не всех восстановил, а только тех, которые восхотели уверовать в Него; души же святых, от века насильственно задержанные адом, Он освободил и всем им открыл восход на небеса».
Спасительные Таинства установлены Христом после Его пришествия. В Ветхом Завете такого не было, т.к. Христос еще не пришел.
Александр12 мая 2016, 04:58
Преподавать информацию можно по-разному. Можно быть убежденным в чем-то, и это передавать людям как абсолютную истину. Осипов передают общую информацию и при этом создает так сказать общее информационное поле, то есть чистый научный подход. Но в то же время он основывается на Отцах Церкви, а не на из пальца высосанной информации. И это более правильный подход, потому что Божественная Истина не постижима, мы может лишь приблизиться к ней, через осознание своего незнания всего и невозможности в принципе это понять до конца и смерения с этим.
Кристина 11 мая 2016, 22:25
Послушайте,хватит нападать на Алексея Ильича!Если Вам это не подходит, то не слушайте и не читайте его, пожалуйста, и тем более не осуждайте! Очень многие люди пришли к глубокому пониманию православия благодаря Алексею Ильичу! Сколько я ни слушала его лекции - этот удивительный талантливый человек никогда не говорит противоречиями, а наоборот объясняет ту или иную точку зрения на примере святоотеческого учения. Каждая его лекция это как источник читой воды. Огромное Вам, спасибо, уважаемый Алексей Ильич! Дай Бог Вам долгих лет и крепкого здоровья!
Наталья11 мая 2016, 21:43
Спасибо любимому порталу за интересную встречу с Алексеем Ильичом, очень душеполезно.
Ольга11 мая 2016, 21:18
Спасибо, Алексей Ильич!
Екатерина11 мая 2016, 20:09
Ольге: а ветхозаветные праведники (до Христа) какие таинства приняли?
Ольга11 мая 2016, 15:46
Осипов говорит, что якобы следует святым отцам, но при этом заявляет, что "многие спаслись без таинств".
Свт. Иоанн Златоуст говорит совсем иное, в частности о благоразумном разбойнике: "И вышла  кровь  и вода – не просто вытекла, но с шумом, так что брызнула на тело  разбойника ; ведь, когда вода выходит с шумом, она производит брызги, а когда вытекает медленно, то идет тихо и спокойно. Но  из   ребра   кровь  и вода вышли с шумом, так что брызнули на  разбойника  и этим окроплением  он  был  крещен , как говорит и апостол: мы приступили к "к горе Сиону и к  Крови  кропления, говорящей лучше, нежели Авелева" Т.е. разбойник был крещен из раны ребра Христа.
Мученики приняли КРЕЩЕНИЕ своей кровью, приняв смерть - об этом сказано у многих святых отцов.
Лев Гавриленко11 мая 2016, 12:29
Вновь и вновь спасибо Вам, Алексей Ильич, за вразумления. "Где просто - там ангелов со сто, а где мудрено, там не одного"
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×