Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:28–29), – говорит Господь. Как обрести этот покой душам? – отвечает преподаватель Священного Писания Нового Завета Московской духовной академии и Центра дополнительного образования МДА, настоятель храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще протоиерей Георгий Климов.
Это текст зачала, которое читается на Всенощных бдениях памяти преподобных. Открывается он словами Господа:
Вся Мне предана суть Отцем Моим и никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын и емуже аще волит Сын открыти (Мф. 11:27).
Что это значит: никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына и кому Сын хочет открыть? Это таинство Троицы Единосущной.
Видевый Мене виде Отца (Ин. 14:9), – говорит Господь в прощальной беседе с учениками.
Но нам как вступить в это единство, чтобы Христос захотел открыть нам Бога? Молился же Господь в Гефсимании: Да ecи едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут. (Ин. 17:21)
Как нам обрести это искомое как, которое, по слову современного афонита архимандрита Василия (Гондикакиса), игумена Иверского святогорского монастыря, драгоценнее самого единства, поскольку являет образ бытия Святой Троицы?
Откровение человеку Бога и есть спасение. Если человек познает Бога, значит, соединяется с Ним. В святоотеческом объяснении, истолковывающем Писание, слово «познание» означает вовсе не знание умом, а знание естеством: всем сердцем, всею душею, всем разумением (Мф. 22:37).
Надо возлюбить Христа. То есть соединиться с Ним. Конечно, идеал воплощения в своей жизни Христа соделовали именно преподобные, монахи, посвятившие этому всю свою жизнь; и они разнятся, как звезда от звезды в славе (см.: 1 Кор. 15:41). Но ко спасению призваны все мы, христиане.
Святогорцы говорят, что вся наша тревожность, помыслы, страхи – оттого что мы постоянно думаем о себе. Я сделал то, я того не сделал и т.д. – этому очень способствует наш суматошный рабочий ритм. Наше «я» в центре всей нашей жизни, как будто не мы живем, а оно живет и мучает нас. «А ты измени тему! – сказал как-то старец Иеремия, наместник афонского Пантелеимонова монастыря послушнику, замотанному помыслами. – Думай теперь только о Христе!» «А как?» – поинтересовался тот. «А вот так: если молишься – молись Христу, если читаешь – читай о Христе, если не можешь молиться или читать – говори о Христе, если никого рядом нет – пой о Христе. Просто все свое время займи Христом. И ты когда-нибудь научишься не думать ни о чем, кроме Христа».
Лучше всего помогает в таком делании постоянное, насколько это возможно, чтение Евангелия. Один из подвижников благочестия ХХ века сказал, что в самых лучших книгах мира, в художественной литературе истина шепчет и ползет, а в Евангелии она поет и летит.
Евангелие можно читать и стоя, и сидя (чтобы не искушал вас сатана тем, что если невозможно стоять, то и не надо читать Евангелие). Святитель Феофан Затворник говорит, что самое главное при чтении Евангелия – внимание. Если ты сохраняешь внимание, даже делая это сидя, – читай. Евангелие можно слушать в записях, даже занимаясь каким-то рукоделием.
Вера от слышания (Рим. 10:17), – говорит апостол Павел. За богослужением мы Евангелие тоже слушаем.
Если я читаю Евангелие, желая спастись, то есть соединиться с Богом, Господь Сам начинает открываться мне. Здесь в действие вступает благодать. Бог открывает нам Себя в Таинствах церковных – прежде всего, в Евхаристии мы непосредственно соединяемся с Ним. Но и чтение Евангелия – это тоже своего рода таинство общения со Христом, когда нам Бог Слово открывает глаголы Жизни Вечной. Евангелие – это вовсе не простой текст. По плодам, которые мы обнаруживаем при чтении в своей душе: по умиротворению, покою, прощению, радости, любви, – мы опознаем это таинственное действие совершившейся беседы со Христом.
Ею нельзя насытиться. Евангелие нельзя исчерпать. Чем больше читаешь, тем больше тебе открывается. Преподобный Серафим Саровский говорил, что наш ум должен плавать в словах Евангелия. Сам он прочитывал за неделю все Четвероевангелие. Жил им, от того и пребывал постоянно в этой Пасхальной радости: Радость моя, Христос Воскресе! Так и Иоанн Богослов, написавший Четвертое Евангелие, дополнившее предыдущие три, к концу жизни, как говорит Предание, не говорил уже длинных речей, а только: Чадца, да любите друг друга!
Чтение Евангелия сопровождается главной работой человека в этом мире – работой по очищению своего сердца через исполнение заповедей. Человек доверяется Богу и слушает Его. Но не того «бога», что гнездится, как любят говорить, «у меня в душе». Господь Свое учение открыл и доверил Церкви, а значит, доверие Богу – это доверие Церкви, ее Соборному учению.
Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Петр. 1:20–21).
Так же и апостол Павел говорит, что духовное может понять только духовный (см.: 1 Кор. 2:14). Разве нам, грешным, постичь всю ту глубину и смысл, что вкладывали в текст боговдохновенные апостолы, писавшие в соавторстве с Духом Святым?
Однако любой дар Христов, по словам преподобного Симеона Нового Богослова, подается не за добродетели и не за труды, ради них понесенные, а за рождающееся от них смирение. Понимать Евангелие в свою меру – это тоже дар, ниспосылаемый за смирение. Даже само чтение можно обратить к стяжанию этого дароусвоительного свойства: читать, как говорил, преподобный Паисий Cвятогорец, не для того, чтобы понять, а для того, чтобы смириться.
Святые уже прошли путем смирения и соединились со Христом. Они на практике знают, что и как требуется от нас. Вот как советует читать Евангелие, например, святитель Феофан Затворник. Прочитав отрывок, нужно заставить себя вспомнить – о чем ты читал. Это дисциплинирует и сосредотачивает внимание человека на прочитанном. После этого святитель советует поразмышлять: что для меня лично может значить этот отрывок? Как в моем сердце отзывается? Такое упражнение, как ничто другое, способствует развитию духа истинной молитвы, когда человек уже не только внимать, но и своими словами может общаться со Христом.
Однако недостаточно просто порассуждать «от ветра главы своея», важно найти толкование на прочитанный отрывок у признанных святых экзегетов: Иоанна Златоуста, Феофилакта Болгарского, Ефрема Сирина, Феодорита Кирского и других, сравнив их объяснения со своими, чтобы перепроверить свои мысли с церковной традицией. Такая практика постепенно развивает в человеке способность мыслить в русле Священного Предания Церкви.
Чтение Евангелия – это всежизненное соработничество Христу. Открывается нам именно то, к чему мы через свой личный духовный опыт хотя бы самую малость причастны. Иначе – евангельский текст будет закрыт от нас:
Ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их (Мф. 13:15).
Духовный орган, где происходит встреча и собеседование со Христом, есть сердце человека.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8).