Под сводами полуразрушенного храма святителя Николая Чудотворца в селе Большой Кемчуг Козульского района Красноярского края впервые за последние 90 лет снова прозвучали слова молитвы. В воскресенье, 22 мая, по благословению митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеймона состоялся Водосвятный молебен в день перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари.
— Богослужение провел иерей Александр Смирнов, священник Иоанно-Предтеченского храма города Красноярска, — сообщили корреспонденту РП в пресс-службе Красноярской епархии. — На молебне присутствовали не только жители села, но и паломники из краевого центра, а также участники православного молодежного братства имени апостола Фомы, организованного при Иоанно-Предтеченском приходе.
Для жителей Большого Кемчуга этот молебен стал символом надежды на то, что единственный в селе храм все-таки будет восстановлен. Ведь других церквей в округе нет, и, чтобы помолиться, верующим приходится уезжать за десятки километров.
Но дело даже не в том, что далеко не у всех есть для этого силы и деньги. Намного важнее, что храм Николая Чудотворца всегда был духовным центром сибирского села, и жители мечтают, что он снова им станет, даст умирающей сегодня деревне новую жизнь.
«Русская Планета» узнала, как был построен храм в Большом Кемчуге, какую роль он играл в духовной и светской жизни этих мест и почему его до сих пор не удается восстановить.
Храм строили всем миром
В декабре 1836 года жители нескольких деревень Чернореченской волости Ачинской округи Енисейской губернии подали прошение епископу Томскому и Енисейскому Агапиту. Они попросили дозволения создать новый приход и построить в Больше-Кемчугском селении каменный храм во имя святителя и чудотворца Николая «собственным коштом», то есть за счет собранных всем миром средств.
— Чтобы скопить необходимые для строительства деньги, сельчане решили передать в пользу церкви приносивший неплохой доход перевоз через реку Кемчуг, протекающую через село, — рассказывает корреспонденту РП историк, краевед Сергей Липатьев. — Они обязались выделить из собственных владений под строительство будущего храма лучший участок земли, «сколько возможно ближайшей к самому селению». А также изъявили желание построить для священнослужителей два жилых дома со всеми необходимыми надворными постройками и одной баней. Чтобы будущий причт храма (священники и церковнослужители. — РП) не бедствовал во время частых в этой местности неурожаев, сельчане предложили выплачивать ему ругу — содержание, не зерном или другими продуктами, а деньгами.
Решение о строительстве каменного храма с одновременным образованием нового прихода в селе Большой Кемчуг было принято в 1838 году.
— Разработка проекта церкви была поручена помощнику енисейского губернского архитектора Петру Шарову — ученику прославленного зодчего Андрея Воронихина, создавшего Казанский собор в Санкт-Петербурге, — рассказывает РП архитектор Олег Михалев. — Перед началом строительства Шаров обследовал участок, на котором предстояло возвести храм, и пришел к следующему выводу: «Место для постройки каменной церкви... есть самое благонадежнейшее, от наводнений временно случающихся в оном селении безопасное».
Шаров создал проект храма с одним куполом и двухъярусной колокольней в стиле позднего классицизма, характерного для русской провинции. Свобода творчества зодчих в тот период была ограничена изданным в 1824 году по высочайшему повелению императора Александра I альбомом «Собрание планов, фасадов и профилей для строения церковных зданий». В этом издании содержались образцовые проекты, разработанные архитекторами Людвигом Шарлеманем и Андреем Михайловым. Но Петр Шаров взял на себя смелость существенно переработать типовой проект. Несмотря на это, в 1842 году замысел был утвержден резолюцией епископа Томского и Енисейского Агапита с незначительными замечаниями.
Кладка на куриных яйцах
Каменный храм по проекту Петра Шарова был заложен 1 октября 1842 года. Вероятнее всего, строительство велось под наблюдением самого архитектора.
— Моя прапрабабушка рассказывала моей бабушке, а она — мне, что храм строили всем миром, — говорит «Русской Планете» уроженка села Большой Кемчуг Светлана Ивина. — Со всех дворов приносили куриные яйца — их добавляли в раствор, чтобы кирпичная кладка получилась прочной.
Строительство было завершено в 1848-м. Однако двери храма распахнулись для прихожан лишь в следующем году, когда был официально открыт Больше-Кемчугский Николаевский приход. В его состав вошли село Большой Кемчуг и деревни Малиновка, Антоновка, Шарловка и Дубровка.
— В фондах красноярского краевого архива сохранилась опись имущества храма святителя Николая Чудотворца, датированная 1851 годом, — рассказывает Сергей Липатьев. — Из этого документа мы можем узнать, каким был его изначальный архитектурный облик и внутреннее оформление. В нем говорится: «Церковь каменная с таковою же колокольнею построена… иждивением прихожан и боголюбивых дателей длиною десять, а шириною седьм сажен с одним приделом во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского». Дальше дается подробное описание, из чего изготовлены, как окрашены и отделаны двери, полы, окна, сколько их и где. Из этого описания становится понятно, что приоритетом при строительстве был не внешний эффект, а прочность и долговечность конструкции и отделки. Богатством декора отличался лишь высокий предалтарный иконостас — резной, покрытый золотом. Отдельно упоминается, что в нем были «две иконы малого размера в серебряных под золотом ризах, весу в них до десяти золотников, подвешены на ангелах».
Всего через 13 лет после начала строительства, 27 октября 1861 года, храм был закрыт: было «воспрещено отправлять всякие богослужения по случаю полных повреждений».
— Достоверно неизвестна причина, по которой было принято такое решение. Есть предположение, что из-за допущенных при строительстве просчетов стало вызывать опасение состояние несущих конструкций, — уточняет Олег Михалев. — Но мне такая версия кажется сомнительной, поскольку если бы они изначально были спроектированы и построены неверно, то храму вряд ли удалось бы выдержать все испытания, которые выпали на его долю в XX веке. И если бы в здании проводилась серьезная реконструкция, то ее следы легко можно было бы обнаружить, а они отсутствуют. Поэтому вероятнее всего, решение о закрытии было принято из-за кирпичной двухъярусной колокольни церкви. Возможно, пришлось разобрать верхние ее ярусы, поскольку она не имеет характерного завершения из нескольких убывающих по размеру ярусов и шпиля, как у других храмов, построенных по проектам Петра Шарова в Красноярском крае.
Репрессированный причт
В 1883 году после проведенных ремонтных работ богослужения в храме Святителя Николая были возобновлены. С 1852 года в храме велась церковная летопись, поэтому сохранились имена всех священнослужителей, причастных к его жизни.
— В 1916 году в Красноярске была издана книга «Краткое описание приходов Енисейской Епархии», — рассказывает Сергей Липатьев. — В ней упоминается, что при храме святителя и чудотворца Николая была создана довольно большая библиотека, работала церковная школа на 40 учеников.
В 30-е годы прошлого века небогатый храм в Большом Кемчуге постигла та же судьба, что и большинство русских православных церквей: он был закрыт во время борьбы с «опиумом для народа».
— Последним в сохранившемся списке священников храма Николая Чудотворца значится Елисей Стрельников, — рассказывает Сергей Липатьев. — В апреле 1933 года он, как и еще 63 человека, был арестован по так называемому «делу Дружинина» и обвинен в участии в контрреволюционной организации, а также в подготовке террористических актов. Всего через месяц после ареста Елисей Стрельников был осужден особой тройкой ОГПУ на 10 лет концлагерей, где и пропал без вести. В 1958 году был посмертно реабилитирован Красноярским краевым судом.
Имущество храма было разграблено, и вскоре церковное здание осталось не только без внутренней отделки, но даже без окон и дверей.
Все необходимые для исторически достоверной реконструкции храма документы сохранены в архивах. Но из-за нехватки средств работы не начаты до сих пор.
— Восстановление храма для нас — единственная надежда, что Большой Кемчуг будет жить, — признается Светлана Ивина. — Ведь когда-то в нашем селе было несколько тысяч человек, а сегодня и сотня едва набирается. Будет храм — и люди снова потянутся в эти места.