Православный приход святого Амвросия Медиоланского в Милане (Милан – центр региона Ломбардия на севере Италии), расположенный в храме Сан Вито аль Пасквироло, неподалеку от величественного собора Дуомо, открыт каждый день. Служат здесь ежедневно. Более того, службы регулярно совершаются в других местах, где хранятся мощи чтимых святых.
Приходская жизнь отражает миссионерский дар и трудолюбие настоятеля. Люди смогли создать крепкую общину, проникнутую духом взаимопомощи и поддержки. Под духовным окормлением отца Амвросия находится и украинская диаспора в Милане. О том, как живется нашим соотечественникам в Италии, особенностях приходской жизни диаспоры, ее надеждах и судьбе наша беседа с настоятелем храма архимандритом Амвросием (Макаром).
– Отче, Вы служите в Италии. Как Вы туда попали и почему?
–Это случилось неожиданно, раньше я никогда и не представлял себе, что буду служить в Италии. Думал, что все время проведу в Лавре, семинарии, академии, считал, что служения проректора Киевской духовной академии для меня достаточно, работы много. Но неожиданно Митрополит Владимир предложил мне поехать в Италию. Я с радостью согласился, и решением Священного Синода УПЦ, указом Патриарха Алексия был направлен на это служение.
– А не было ли у вас сомнений, ведь уехать в незнакомое место, покинув близкое и родное, не так просто?..
– Я Италию знал, жил там, участвовал в конференциях, поэтому-то мне и предложение такое поступило. Собственно, я не сомневался, что это решение правильное, потому что знал, как непросто православной диаспоре в Италии, был осведомлен, что там очень много работы, с радостью принял благословение и уехал.
– И как Вас там приняли?
– Приезжая на конференции в Италию, я участвовал в жизни миланской православной общины, в становлении прихода. Меня там знали. Нынешний Святейший Патриарх Кирилл был в то время митрополитом Смоленской епархии, управляющим Отделом внешних церковных связей, моим профессором, он преподавал во время моей учебы в аспирантуре в 80-е годы. И когда он спросил, куда бы я мог поехать, я сказал, что, кроме миланской общины, не знаю другой. По моем приезде в Милан владыка Иннокентий тоже с радостью принял это предложение и назначил меня настоятелем. До сих пор я там служу. Но также ранее проводил службы и в другом приходе РПЦ в Милане – свв. Сергия Радонежского, Серафима Саровского и мч. Викентия, когда у нас не было храма.
– В Милане так много православных верующих, что возникла необходимость во втором приходе?
– В Италии много наших соотечественников: одни успешно находят работу, другие устраиваются куда придется, третьи скитаются. Здесь широкие возможности, и поэтому большинство приезжает в эту страну на заработки. В Италии легально и нелегально живут более 600 тысяч украинцев.
– Ваш приход в Милане в основном состоит из членов диаспоры. В чем сходство и отличие приходской жизни у нас и в Италии, вы ведь служили и здесь, и там много лет?
– Наш приход – это современные верующие люди из разных стран бывшего Советского Союза – России, Украины, Белоруссии, Молдовы. Разница только в том, что у прихожан свои традиции.
Особых трудностей не было. Обычно приход диаспоры создается со своими местными традициями, а у нас их много. С одной стороны, было легко, потому что я во всех этих странах бывал, но все же надо было аккумулировать все эти особенности. В этом и специфика нашего прихода. Прежде всего, прихожан объединяют народные духовные традиции празднования Рождества Христова и Пасхи.
– В храме служат ежедневно. В приходе много священнослужителей?
– Мне помогают священники, которые служат со мной постоянно. Также приглашаю и тех, кто живет недалеко от нашего прихода. Мы проводим ежедневные службы, учитывая особенности работы и жизни диаспорян, нужды верующих. К примеру, некоторые прихожане могут посещать богослужения только посреди недели.
– На каком языке идет служба?
– Ввиду того, что наша паства состоит из четырех народностей – русской, украинской, белорусской и молдавской – часть службы совершается на молдавском языке, часть – на итальянском, на украинском читаются Апостольские чтения, Евангелие. Мы, как многонациональная община, стараемся поддерживать традиции наших прихожан, что отражается на жизни прихода и, прежде всего, на проведении праздников. Кстати, на праздники дети ставят спектакли – рождественские, пасхальные…
– По какому календарю отмечаются праздники в вашей общине?
– По юлианскому. Мы даже и не думаем жить по другому календарю, потому что все связаны со своей землей, со своими родными, со своим домом…
– У вас есть воскресная школа для детей, для взрослых, проходят встречи с молодежью. Все возрастные группы задействованы. Кто организатор?
– Я и мои помощники. У нас две группы – детская и юношеская. С молодежью встречаемся раз в неделю обязательно, а то и дважды, по вторникам вечером – постоянно, а также в воскресный день.
Есть у нас еще одна хорошая традиция – устраивать благотворительные обеды для всех прибывших на богослужение в воскресенье, общаться, помогать друг другу. Все люди нуждаются в укреплении своих связей, и мы, конечно, стараемся способствовать этому. Молодежь общается не только между собой, но и с неверующими, соседями, знакомыми, коллегами по работе, одноклассниками и однокурсниками, поэтому бывает непросто, если нет единомышленников. Мы стремимся создать дружескую среду общения между прихожанами. У нас и родительские собрания проводятся, на которых мы общаемся, советуемся. Наша община живет полноценной жизнью 24 часа в сутки.
– Ваши прихожане – это люди, которые приехали в Италию на временную работу или насовсем?
– Сейчас трудно определить, кто приехал временно, а кто уже осел здесь насовсем, потому что многие часто сами не могут определиться: одни твердо решили остаться, другие намереваются уехать, но для нашей общинной жизни этот фактор не имеет значения. Все верующие участвуют в богослужении.
– Прихожане как-то поддерживают отношения со своими родными, близкими, которые остались на родине?
– Животрепещущая тема. Многие, оставив свои семьи, часто очень сильно страдают. Конечно, верующим легче пережить разлуку, расставание. А далеких от веры людей часто ждут распад семьи, разрыв отношений. Важно, чтобы даже на расстоянии родные, близкие поддерживали связь друг с другом. И поэтому мы в нашей общине первостепенное значение придаем общению семей, их единению. Я общаюсь с детьми моих прихожан, с мужьями, с женами о важности сохранения семьи.
– Каков статус вашего православного прихода в католической стране?
– Италия самая «католическая» страна, тут и Ватикан, и Папа Римский. Но надо сказать, что Католическая Церковь в Италии очень гостеприимна. Нам дали в бессрочную аренду храм (пользование бесплатное, оплачиваем только услуги – свет, воду и т. п.). Это огромная помощь, даже трудно себе представить нашу жизнь без нее, потому что община большая, а храма у нас не было. До этого мы целый год встречались на улице, в парках, на вокзале, в квартирах служили акафисты, молебны, панихиды… Мы создали ассоциацию, которая взяла на себя оформление документов.
– У вас меньше проблем, чем у нас в некоторых храмах…
– Мы ценим то, что трудно достичь. Когда все есть, оно воспринимается как само собой разумеющееся, а то, чего добиваешься, становится невероятно ценным.
Община живет тогда, когда священник 24 часа в сутки с ней. Я часто остаюсь до поздней ночи, иногда под утро уезжаю, а потом возвращаюсь на утреннюю службу. И так почти каждый день, но это радость. Сердце нашей общины – евхаристическое общение, поэтому каждый день служится Литургия, многие причащаются каждое воскресенье (бывает около 200 причастников).
– Вы также служите молебны с акафистами на мощах почитаемых святых, которые находятся в Милане?
– Это также специфика нашей приходской жизни. Когда у нас не было храма, мы искали возможность служить где только можно. Эта инициатива помогла нам проводить богослужения по вторникам у мощей мученика Виктора в базилике Сан-Витторе, по средам – акафист мученикам Андриану и Наталье у мощей св. Наталии в базилике Сан-Лоренцо (святого Лаврентия) в центре Милана, по четвергам – у святителя Амвросия в базилике Сан-Амброджо, там, где мощи свят. Амвросия и первых мучеников Гервасия и Протасия, по пятницам – в кафедральном соборе Дуомо первомученице равноапостольной Фекле, честная глава которой там находится.
Это ученица апостола Павла, святая из язычников, которая наряду с другими слушала его проповеди и настолько прониклась ими, что совершала путешествия вместе с апостолом, а потом он ее в Сирию направил проповедовать, она продолжила его труды.
– Ваш приход помогает больным детям, которые приезжают лечиться в Италию из Украины и других бывших советских республик. В чем эта помощь заключается?
– Это тоже одна из важных и интересных страниц нашего служения. Приехав в Италию, я узнал, что многие дети из Украины, Грузии, Киргизии, России лечатся от лейкемии в городе Монза, и начал их посещать, причащать, рассказывать им Закон Божий. Когда у нас не было храма, мы служили в часовне этого города. В этом году посчастливилось проведать парня в Житомирской области, который мне прислуживал, пономарил во время Божественной литургии в больничной часовенке в Монзе. Сейчас он дома, вылечился, я был счастлив его увидеть.
Потом наше служение развилось в такую сеть во многих городах. А сейчас мы организовываем благотворительные ярмарки и передаем средства в Украину для лечения деток. Мы также помогаем беженцам, присылаем много вещей в виде гуманитарной помощи.
– Вы много лет служили в Киево-Печерской Лавре. Наверное, скучаете по ней?
– Конечно, очень сильно скучаю. Когда я приезжаю, чувствую легкость, радость, все забывается. Совершенно иные ощущения. Конечно, Милан, его святыни важны, но Лавру ничем не заменишь. Кстати говоря, наши посещения святынь в Милане напоминают самим миланцам, каким богатством они располагают. Настоятель в базилике святого Виктора говорил: «Как хорошо, что вы приходите и помогаете моим прихожанам сердечно молиться у святыни».
– Не возникает ли конфликтных ситуаций или проблем в окружении католических приходов?
– Итальянцы очень гостеприимны, в основном благожелательно настроены и поощряют деятельность наших приходов, которые помогают им возрождать христианскую жизнь. В 2006 году, когда я приехал в Италию, второй конфессией страны было мусульманство, а через несколько лет благодаря нашей диаспоре православные заняло это место, чему католики очень обрадовались. Они ищут пути сближения с православными.
Миссия Православной Церкви продолжается, и я всегда говорю своим прихожанам: «Не забывайте, что это наша миссия, мы не случайно здесь, мы призваны помочь Западной Европе справиться с секуляризмом». Это очень большая проблема Европы, люди теряют веру, особенно молодежь, храмы пустеют, детям некому передать веру. А там, где есть наши приходы, где их жизнь развивается, они сами свидетельствуют об этом.
– Как живется нашим соотечественникам в Италии?
– Жизнь в диаспоре очень непростая. Но общение в приходе очень вдохновляет, оживляет. Люди поддерживают связи, помогают друг другу и здесь, и близким на родине.
Мы очень часто совершаем паломничества по Италии, на
Святую Землю, в Грецию, во Францию, бываем и в Украине, в
России, в Молдавии. Это очень важно для нас.
Еще один главный аспект служения – помощь нашим
соотечественникам в тюрьмах. Нам разрешают проводить в
этих местах службы, общаться с заключенными, помогать им.
Мы также посещаем больницы, в которых есть наши диаспоряне, помогаем им чем можем. Принимают нас очень хорошо, все-таки страна религиозная, здесь очень почтительно относятся к священнослужителям.
Хотелось бы пожелать, чтобы, прежде всего, расцветала жизнь в Украине. Самое главное для нас – это связи с родиной. Есть они – мы живем, дышим. А если они обрываются, нам очень сложно. Вся наша диаспора – это земляки, поэтому и мы полностью зависим от развития и процветания здешней Церкви.
– Если позволите, личный вопрос: когда вы приняли монашество?
– Я думал постригаться в Киево-Печерской Лавре, но поскольку меня направили в Италию, принял монашеский постриг за границей, в Швейцарии, в скиту Воздвижения Креста Господня. Владыка Нестор при постриге назвал меня в честь святителя Амвросия Медиоланского.
Настоятель этого скита, схиархимандрит Гавриил (Бунге), стал моим духовным отцом. В Лугано, в Швейцарии, тоже есть православная община, которая развивается, слава Богу.