Всеправославный Собор святогорцы ждут с осторожным вниманием. На Афоне молятся и надеются, что его участники останутся в рамках православной традиции, очерченной предшествующими Вселенскими соборами и церковным Преданием.
***
Афонское монашество всегда стояло на страже чистоты Православия. Святогорцы активно участвовали в работе церковных соборов, выступили против Лионской и Флорентийской унии. Экуменические контакты неоднократно становились поводом для критики со стороны святогорцев (письма Вселенскому Патриарху, объявления, доклады комитетов Священного Кинота), однако большая часть афонских монахов на протяжении всей истории Святой Горы избегала зилотских проявлений и огульной критики священноначалия. Афониты с сыновним почтением и любовью с благоговением выражали свое мнение, предложения и предостережения, при этом когда над Православием нависала угроза готовы были даже пойти на мученичество, но не изменить своим убеждениям.
Всеправославный Собор святогорцы ждут с осторожным вниманием. На Афоне молятся и надеются, что его участники останутся в рамках православной традиции, очерченной предшествующими Вселенскими соборами и церковным Преданием.
Безоговорочно поддерживает Собор считанное число святогорцев. Из них открыто заявил о своей позиции только известный богослов и церковный писатель проигумен Иверского монастыря архимандрит Василий (Гондикакис). 3 февраля 2016 года отец Василий опубликовал обширную богословскую статью «В связи с Великим Собором Православной Церкви» . В этой публикации он подчеркнул неразрывную связь Церкви с таинством Пятидесятницы и критически отозвался о «поверхностных экуменистах и фанатичных зилотах», которые «пленники одной и той же тюрьмы. Они замкнуты только на собственных взглядах, лишены дерзновения веры и истины любви».
Архимандрит Василий (Гондикакис) принял участие в ряде международных конференций в поддержку грядущего Всеправославного собора. В частности, в симпозиуме «В канун Святого и Великого собора Православной Церкви» на острове Крит (15—16 мая 2016 года) . В своих докладах отец Василий подчеркнул, что решения на Соборах Православной Церкви должны приниматься не по-человечески, а «в Духе Святом». «Станет ли собор вселенским или нет, какое место займет в жизни Церкви — зависит не от человеческого решения, это плод живого церковного самосознания в Духе, которое безошибочно выносит мнение о каждом соборе и богослове».
Если не брать в расчет позицию зилотов из старой братии Эсфигмена и некоторых афонских келий, находящихся вне евхаристического общения с Православной Церковью, на первом этапе по поводу Всеправославного собора высказывались только отдельные афонские монахи.
Против Святого и Великого Собора на Крите выступили авторитетные афонские старцы Гавриил Карейский и Иоанн Папаяннис . Под «Открытым письмом Святогорских отцов Вселенской Патриархии и остальным автокефальным Православным Церквам, Священному Киноту Святой Горы, христоименитой церковной полноте» с критикой Всеправославного Собора подписалось также несколько монахов келиотов и член совета старцев Великой Лавры отец Савва . Последний активно отстаивал свою позицию в греческих и иностранных СМИ.
24 апреля 2016 года были обнародованы открытые письма шести афонских монастырей Священному Киноту Святой Горы. Обители Кутлумуш, Ксиропотам, Зограф, Каракал, Филофей и Григориат выступили с критикой документов, принятых на собрании предстоятелей Поместных Церквей в Шамбези 21—28 января 2016 года, прежде всего документа «Отношения православной Церкви с остальным христианским миром».
В письменном виде святогорцы высказали свои тревоги и беспокойство относительно Всеправославного Собора и настоятельную просьбу вынести обсуждение его документов на Заседание Представителей и Игуменов святогорских обителей после праздника Воскресения Христова.
В письме Священной Обители Каракал (от 3 марта 2016 года) в частности говорилось: «Как следует из изучения уже утвержденных документов, формулировки насущных экклезиологических вопросов неустойчивы и двусмысленны, а также допускают их истолкование, противоречащее Православной догме. Также на обсуждение предлагается документ о том, что решения Собора будут обязательными для всей Полноты Церкви — это угнетает православное сознание» .
В послании обители Ксиропотам подчеркивалось, что
«Созыв Всеправославного Собора … при
действующей уже теперь неприкрыто тайне беззакония
(ΙΙ Фес. 2: 7), может действительно иметь
историческое значение, если сможет показать в сегодняшнем
смятении и кромешной тьме единую Истину, единственный
истинный Свет, Господа нашего Иисуса Христа».
Между тем Настоятель Священной Обители Ксиропотам
архимандрит Иосиф с братией не скрывали
«беспокойства», напоминая, что «сама
великая история Церкви свидетельствует несомненно, что не
каждый собор епископов гарантирует истину или не чужд
всякого заблуждения». Изучив документ об отношениях
Православной Церкви с остальным христианским миром,
насельники Ксиропотама выразили мнение, что «всем
тем, что написано и что подразумевается в вышеуказанном
документе... идеологи и составители предпринимают правовое
узаконивание христианского синкретизма-экуменизма одним из
решений Всеправославного Собора».
В послании монастыря Григориат подчеркивалось, что главная проблема документа «Отношения православной Церкви с остальным христианским миром» — «нечеткое использование термина “Церковь”». По мнению братии Григориата, Православная Церковь содержит всю полноту истины, в то время как инославные узурпировали титул и свойства Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. В связи с этим необходимо внести в текст изменения, чтобы у пребывающих вне церковной ограды людей не создалось впечатления, «что нет необходимости искать пути возвращения в лоно «Единой, Святой, Вселенской и Апостольской Церкви — Церкви Православной» .
Текст предсоборного документа «Таинство брака и препятствия к нему», по мнению братии Григориата, содержит положение, легализующее «богословски неверное “крещальное богословие”». В вопросе «смешанных браков с инославными» насельники Григориата предложили не предпринимать нововведений, а следовать священным канонам Православной Церкви.
Также в послании Григориата критике был подвергнут
документ «Миссия Православной Церкви в современном
мире». Насельники обители высказали убежденность,
что в этом вопросе необходимо провести грань между
позицией Православной Церкви и инославными
«церквями» и выступили с критикой некоторых
ошибочных современных богословских теорий о человеческой
личности, нашедших отражение в этом документе.
Помимо послания Священному Киноту насельники Григориата
составили обширный текст — «Комментарии и
предложения к проектам документов Святого и Великого
Собора» с детальными поправками и дополнениями,
«дабы избежать ошибочного свидетельствования
Православной Церкви». Этот текст по инициативе
братии обители был переведен на многие языки и
распространен в интернете .
Насельники обители Филофей в своем послании выразили «недоумение в отношении того, с какой целью был созван Собор в такие тяжелые времена» . Опуская остальные темы обсуждения на Соборе, они сосредоточились на критике документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Насельники Филофея выразили надежду, что на Соборе удастся избежать любой формы признания церковности инославных.
В письме обители Кутлумуш (26 марта 2016 г.) подчеркивалась «чрезвычайная важность предстоящего собора для будущего православного мира». В связи с этим братия обители выступила с рядом замечаний, касающихся текстов, предложенных для обсуждения на Всеправославном соборе документов (в них «кроме многих положительных моментов … возникают такие вопросы, которые касаются богословского содержания Отеческого предания»).
Насельники афонского монастыря высказали мнение, что
предстоящий собор напоминает скорее «совещание
Предстоятелей, а не Всеправославный Собор» .
Предоставление права голоса только Предстоятелям Церквей и
участие ограниченного числа епископов от каждой Поместной
Церкви «невольно способствует проникновению
богословия примата, которое является продолжением
появившегося в ΧΧ веке богословия
личности».
Комментируя перспективы межконфессионального диалога,
братия Кутлумуша назвала «непоследовательным»
для «Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви
признавать существование других христианских
церквей».
В послании Кутлумуша подчеркивалось, что «полнота Церкви ожидает, что грядущий собор не будет игнорировать решения соборов, прошедших при участии святого Фотия и святого Григория Паламы <…> Если этого не будет сделано, тем самым будет продемонстрировано, что Православная Церковь не принимает богословие после 7-го Вселенского Собора».
Также братия Кутлумуша заявила о «непонимании
целесообразности присутствия на Всеправославном соборе
инославных наблюдателей».
В заключительной части послания сказано: «Полнота
Церкви ожидает, что Святой и Великий Собор станет
подлинным выразителем Предания. В то же время, отовсюду
продолжают поступать авторитетные голоса, усиливающие
беспокойство, что некоторые решения могут вызвать большие
или меньшие проблемы и вероятно привести к расколу».
В начале своего письма Священному Киноту насельники монастыря Зограф сообщили, что «внимательно изучили» документы, подготовленные к принятию на Всеправославном соборе. В связи с этим монахи выразили свои «соображения и обеспокоенность».
В частности, афонские монахи выразили свое несогласие с тем, что фактически на Соборе не будет возможности «внесения изменений в документы, принятые на предсоборных совещаниях».
«Последовательная односторонность текста» документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», по мнению насельников Зографа, «создает впечатление преднамеренности: составители текста пытаются ”успокоить” так называемые ”церкви и конфессии”, то есть тех кто находится вне Единой и единственной Церкви».
«Естественно, это порождает неясные формулировки и терминологическую путаницу и радикально расходится с направлением, по которому 2000 лет шествовала Православная Церковь, на своих официальных собраниях проводившая грань между правдой и заблуждением и хранившая свою паству от опасности разнообразных еретических учений». Напротив, в документе «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» «термин ”Церковь” смешивается с различными христианскими общинами, также называемыми в этом тексте ”церквями”».
Братия Зографа полагает, что подобная односторонность наблюдается в тексте и при оценке двухсторонних диалогов Православной Церкви и других христианских конфессий, в то время как большинство признает их «полный провал».
Афонские монахи подчеркивают, что «чрезмерные шаги на встречу инославным увеличивают число православных верующих, переходящих в различные зилотские группы и образования. Парадоксально, но попыток вступить в диалог с теми, кто так близок к Церкви, не предпринимается, все силы направлены на сближение с дальними».
По мнению некоторых аналитиков, свои предложения о рассмотрении документов Всеправославного Собора на заседании Священного Кинота направили и другие афонские обители (однако по разным причинам они не были преданы гласности). В любом случае обсуждение текстов состоялось, и плодом дискуссии стал итоговый документ, подписанный представителями всех афонских монастырей .
Послание было адресовано Константинопольскому Патриарху Варфоломею, также в соответствии с решением Священного Кинота копии письма были направлены всем Поместным Церквям . Святогорцы подчеркнули, что «прилежно молятся», чтобы Господь «благословил и направил в нужное русло важнейшую работу Святого и Великого Собора во благо Своей Церкви». Они также отметили, что «некоторые положения выносимых на Собор текстов требуют уточнения» и смиренно вынесли «свои предложения на суд и оценку Церкви».
В послании подчеркивалось, что термин «Церковь» допустимо использовать только по отношению к Православной Церкви, инославных же следует определять как “христианские доктрины и исповедования”. По мнению Священного Кинота, «значение единства Церкви нуждается в разъяснении… В единстве Церкви находятся только члены Православной Церкви, Тела Христова… Только к ним могут быть отнесены слова «да бýдутъ еди́но, я́коже [и] мы́».
В связи с этим предлагалось заменить выражение в параграфе 5 документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»: «поиск утраченного единства христиан» на «возвращение к истине удалившихся от нее [от Церкви] христиан».
Также святогорцы высказали свое несогласие с тем, как проводятся диалоги между Православной Церковью и инославными: «Священный Кинот не раз и в разных обстоятельствах официально высказывался против богословских соглашений с инославными, протестовал против совместных молитв и литургических действ (целований и т. д.)».
Святогорцы подчеркнули, что критерием истинности веры является «сознание полноты Церкви», которое может быть выражено отдельными людьми, а не только Соборами.
Афонские монахи выразили уверенность в необходимости упомянуть в документах Всеправославного Собора о Соборах Фотия Великого (879 г.) и Григория Паламы (1341 и 1351 гг.), так как они ясно показали «догматические и экклезиологические разногласия с инославными (Филиокве, тварная благодать, папский примат)».
Кроме того, святогорцы предложили включить в текст документа «Миссия Православной Церкви в современном мире» развернутое упоминание о православной антропологии и космологии (с опорой на учение святителя Григория Паламы).
В заключительной части послания афонских монахов указывается на необходимость «исправления текстов предсоборных документов», чтобы они выражали мнение всей Полноты Церкви и не стали поводом для раскола и разделения, «а вся полнота Церкви ”едиными усты и единым сердцем” восславила Пресвятого Троичного Бога как надежду на спасение всего этого мира».