«Сегодня от целомудрия каждого человека зависит национальная безопасность нашего государства», – считает протоиерей Игорь Смертин, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово Московской области.
– Что такое целомудрие, отец Игорь? Ведь это понятие шире, чем просто воздержание от блуда.
– Православная церковь и святые отцы подразумевают под этим намного больше, чем та плотская воздержанность, о которой говорится в седьмой заповеди. Это – мудрость сохранить в себе целостность. А что есть целостность? Мы получаем от Бога при рождении как раз ту самую чистоту, о которой Господь говорит: «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3)
Когда мы слышим этот призыв, то задаем себе вопрос: а что же из детского надо в себе сохранить, воспитать, вырастить? Речь идет о целостности веры, послушания, прощения.
Когда мы смотрим на детей, нас поражает та самая чистота, чистота неиспорченного ребенка. Это дополнение очень важно, так как в нашем страшно изуродованном мире очень тяжело встретить даже в самом раннем возрасте ребенка с чистой совестью и с понятием того самого целомудрия и чистоты своей веры. «Будьте как дети» означает полное доверие и послушание родителям.
Оглядываясь на историю дореволюционной России, мы видим, что когда-то у нас, чтобы сохранять и взращивать эти Богом данные детские черты в человеке, были духовные, моральные основы и рычаги, закон в нашем государстве.
В одном из своих писем святитель Николай Сербский отвечает некоей рабе Божией, которая делится: ей очень польстило, что ее дочь, получающая высшее образование, еще и заняла первое место в конкурсе красоты. А святитель говорит, что признаком образованности является не интеллектуальное развитие, а умение человека сохранить свою честь. В наше апокалиптическое время все те институты и рычаги, которые способствовали тому, чтобы зернышко целомудрия человек в себе хранил, – разрушены. Когда образование отделилось от Церкви, а значит, от своих духовных корней, оно пришло в плачевное состояние. Теперь интеллектуально образованный человек приравнивается к человеку образованному. А тот же святитель Николай писал, что стыдливая деревенская пастушка может быть более образованной, чем любая городская дама, получившая несколько образований.
В наше время мы имеем четыре института воспитания: семью, образовательные учреждения (детский сад, школа, вузы, среднее специальное образование), государство, Церковь. Но мы должны начинать со взрослых – от них все зависит – от их любви к этому дару Божиему.
А сейчас получается порочный круг: когда ребенок приходит в Церковь, которая печется о душе ребенка, он наталкивается на недостаточное единение семьи и Церкви. Семья недостаточно воцерко́влена, школа практически безнравственна, а государство зачастую не контролирует развращающий поток информации. Отсюда неосуществимость повсеместной реализации проекта «Чистая среда», когда семьи вместе со школами создают, можно сказать, свой маленький мир, без разгула вседозволенности и распущенности.
– Целомудрие включает в себя и чистоту сердца. Нужно ли пытаться узнать, что у ребенка на сердце?
– Родителям главное – не потерять прямой связи с ребенком, чтобы он мог открыться. Моему сыну в 12 лет пришла мысль, которая открылась мамочке: что он влюбился. Матушка подошла ко мне и попросила меня как отца поговорить с сынулей. Я нашел момент, посадил его рядом и спрашиваю: «Дорогой мой, как это так получилось, что ты вдруг взял и влюбился?» На что он ответил, что с ним в храм ходит мальчик, старше года на два–три, который рассказывает о своих похождениях в школе и встречах с девочками. Мой сын, подражая ему, решил для мнимой полноценности выдумать себе влюбленность. Я попросил сына пойти еще раз посмотреть на ту девочку и убедиться, действительно ли она ему нравится. На что я получил через пару дней ответ, что она вовсе и не нравится ему. На этом разговор был закончен. Если доверие между детьми и родителями есть – это огромное подспорье.
Один мой духовный наставник, протоиерей, рассказывал: когда он в советское время учился в школе, приходили люди, которые говорили, что Бога нет, и пытались на всех надевать красные галстуки. Он пришел домой к маме, которая всю жизнь была верующей, во время войны выносила с поля боя раненых, и задал вопрос: «Мама, а нам сегодня говорили, что Бога нет». Она посмотрела ему в глаза и спокойно сказала: «Ну ты же знаешь, как на самом деле». Это был единственный раз, когда он задал вопрос о вере в Бога. Такое доверие должно быть у детей к родителям.
Начинать надо с самого себя и со своей семьи. Если мы хотим воспитать целомудренных детей, то в нашей семье будет строжайшая цензура того, что они читают, смотрят, с кем встречаются, ибо поговорка «с кем поведешься, от того и наберешься» на века актуальна. Родитель должен возгревать в своих детях благоразумие и благочестие. Благоразумие – это то, что является средством сохранения целомудрия. Когда ребенок, взрослея, учится разбираться, что является добром, а что – злом. А благочестие – это еще и ревность к благу. Как сказано: «Уклонись от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15)
Благочестие и благоразумие должны закладываться в семье, возгреваться в Церкви и насаждаться в школах.
– Как вы считаете, возможна ли целомудренная дружба между мальчиком и девочкой в наши дни? И в каком возрасте наступает переломный момент, после которого она становится вредной?
– В нашей воскресной школе появилась возможность разделения ребят в старших классах, и теперь с 12 лет мальчики учатся отдельно от девочек. Проблема в том, что в человеческой душе есть определенные возрасты зрелости и взросление происходит очень индивидуально. К тому же надо иметь в виду, что в современных условиях дети с самого раннего возраста начинают осознавать себя по половому признаку. Так как дети из средств массовой информации, «генератора праздности», начинают видеть то, что им еще рано, еще не должно видеть, то дружбы как таковой уже изначально между мальчиком и девочкой не получается.
Очень рано появляется знание запретных вещей, из-за чего ребенок не может удержаться и не переступить грань непорочной дружбы. Что касается детей подросткового возраста, то здесь очень важно, чтобы родители и Церковь помогали остановить открытие своей души и сердца в служении другому преждевременно. Это как сорвать зеленый плод. Подросток еще не получил образования, он еще даже не созрел телесно, он еще много чего нужного не пережил до того возраста, который считается нормальным для вступления в брак. А сердце он раньше времени для этих чувств открывает. Как только он открыл – страсти влекут его в этот новый мир и появляется непослушание, плохие оценки и т.п. Он уже от Богом установленной программы уходит, и возникает путаница. Сейчас девочки, начиная с 14 лет, уже готовы свою чистоту и целомудрие просто отдать, подарить. У них появляется желание служения кому-то, и это нормальное здоровое желание, которое должно реализоваться – но только лет через пять.
Сейчас много разводов из-за того, что человеку только кажется, что он любит. Но когда он сталкивается с крестом брака, то сразу начинаются такие вопросы: «а почему я должна?», «а почему я должен?», «а почему не он?» Человек просто еще не вмещает того, что называется крестом брака.
– Тогда какой возраст можно считать благоприятным для вступления в брак?
– Обычно считается, что человек должен получить хотя бы какое-то образование. Но я, например, после окончания института чувствовал, что не готов к браку. А когда учился в семинарии, то товарищи по учебе и вовсе думали, что я стану монахом. На момент заключения брака самому мне было 27 лет, а жене моей – 25. Но все это очень индивидуально. По опыту своего священнического служения вижу, что некоторые люди могут созреть к браку лишь к 40 годам, а могут еще и не созреть.
– Царь Давид за нецеломудренное поведение поплатился смертью своего маленького сына, а затем восстанием другого, уже взрослого сына Авессалома и его смертью. С чем связано столь суровое наказание и как отражается нецеломудренное поведение родителей на детях?
– Недавно, читая статью, в которой анализировали положение вещей, складывающееся ныне в России, пришел к выводу, что целомудрие в семье – основа государственной безопасности. Что влечет за собой нецеломудрие? Аборты, разводы, воспитание детей в неполной семье. Ева (евр. – жизнь) была так названа, потому что она имела способность рождать, а наших детей воспитывают матери, убившие своих детей во чреве, ибо преподаватели – в основном женщины. Это первое наказание.
Второе наказание – дети, которые воспитываются в разведенных семьях – без отцов. От этого и безнравственность, и умственная отсталость запущенных малышей и подростков, и социальная незрелость молодых людей, вступающих в брак. Сама же эта безотцовщина – следствие незрелости и распадения браков.
Третье наказание – вымирание народа. Таков духовный закон. Чтобы через 100 лет сохранилась нынешняя численность населения, сейчас каждой полноценной семье нужно иметь по восемь детей.
По мнению святых отцов, наши праотцы Адам и Ева до момента падения осознавали себя единым существом и практически не разлучались. Змей решился искусить Еву именно тогда, когда она оказалась одна. Разделение, даже ничтожное, всегда опасно. Познанием зла помрачается, развращается человеческий дух, заболевает душа, растлевается тело. Бог есть Ревнитель, Он требует Себе поклонения как Единому Богу. Перенося это в малую Церковь, семья – это крестоношение и служение Единому Целому. Иначе может быть блуждание духовное, когда человек выбирает вместо Бога идолов.
– Как вы относитесь к понятию «брак по любви»? И как в вашей семье заключался брак?
– На нашем приходе люди, ищущие спутника жизни, знают, что брак по любви включает в себя взаимные чувства, которые испытывают жених и невеста друг к другу. Был у меня такой случай, когда один будущий батюшка искал себе невесту: он поехал раньше всех за «невестой» в группу палаточного семейного православного лагеря «Солнышко» на озере Селигер. Девушка ему очень нравилась, а я в ней не видел ответного чувства. Но он говорил, что я ничего не понимаю, на самом деле все у них будет ладно. Через неделю, когда все заехали в лагерь, он был в одном углу лагеря, «невеста» – в другом. Будущий батюшка сказал, что девушка его не уважает, не понимает, для нее он – пустое место. Но прошло две недели, и он встретил свою настоящую невесту. И удивлялся потом, как же он мог не видеть ее у нас на приходе? Когда он почувствовал взаимность, делился: «Батюшка, как же это приятно, как же это хорошо, когда человек тебя слышит, когда каждое твое слово откликается в его сердце!» Сейчас у них уже двое детей, они живут душа в душу.
А сам я просил у Бога спутницу, которая бы меня поняла, которая была бы верна Богу и мне, просил несколько лет у мощей Преподобного Сергия Радонежского. А в это время моя будущая супруга молилась совсем неподалеку, в Регентской школе при Московской духовной академии (МДА). И Господь соединил нас. Нас объединила любовь к Богу, любовь к Церкви, огромная любовь к богослужению. На этой взаимной любви и состоялся наш брак. Отец Валериан Кречетов говорит, что, когда человек выбирает себе невесту, «надо смотреть, чтобы христианство из груди и из сердца «перло».
– Расскажите, пожалуйста, о своей семье, детках.
– Отец мой окончил Нахимовское училище, Военно-морскую академию в Ленинграде, служил военным доктором на Дальнем Востоке. Старший брат родился во Владивостоке, я и мой брат-близняшка – в городе Советская Гавань Хабаровского края, в 1969 г. Потом отец был направлен по службе сначала в Смоленск, где я поступил в 1-й класс, а затем в Подольск, там я окончил школу. Поступил в Первый медицинский институт в Москве – на лечебное дело.
Во время студенчества нас с моим однокурсником интересовало все, что связано с человеком. И на основе наших поисков мы пришли к православию. В студенчестве я уже алтарничал, сначала в одном, потом в другом храме. По окончании института у меня были дипломы и невропатолога, и психолога, и мануального терапевта, и иглотерапевта, и массажиста. Так было все интересно! Тем более что и папа и мама мои были докторами. А в 1998 г. окончил Московскую духовную семинарию.
Матушка моя, Елена, из семьи протоиерея Валериана Кречетова, родилась в Москве. И это еще одно чудо Божие, что я проделал к ней такой большой путь. Она уже начала учиться в педагогическом училище в Москве, но затем отец Павел Груздев благословил ее на поступление в Регентскую школу при МДА и оставление педагогического образования.
Дар Божий – то, что я могу испытывать любовь и дочерей и сыновей. Как отец, ощущаю, что сыновья любят меня не так, как дочери, все же разные у них чувства.
– Отец Игорь, может ли современная семья жить по Евангелию?
– А как по-другому спасаться? Как, если мы не будем придерживаться этих правил, которые Господь нам по Своей любви завещал? Евангелие – завещание, написанное кровью Господа нашего Иисуса Христа.