Киев, 26 июня 2016 г.
Законопроект №4511 «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной Радой Украины государством-агрессором» содержит признаки дискриминации, ограничивает право на свободу мировоззрения и вероисповедания, разделяет граждан Украины по религиозному признаку. Об этом сказано в заключении Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, сделанном по результатам экспертизы нормативно-правового акта, сообщает портал «Православная жизнь».
Комитет признает, что «нормами законопроекта органы государственной власти фактически по своему усмотрению уполномачиваются менять статус религиозных организаций». В случае, если какая-то из конфессий будет «неугодна» власти, для надзора за ней будет назначен «нужный» руководитель в религиозной структуре.
Как отмечается в документе, предоставление особого статуса для одних религиозных организаций, в отличие от других, не отвечает требованиям Конституции Украины и нарушает принцип равенства, установленный статьей 5 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях».
Комитет считает немотивированными нормы части 3 законопроекта о необходимости заключать договор между государством и религиозной организацией, в котором будут закреплены обязательства религиозной организации уважать суверенитет, территориальную целостность и законы Украины, а также другие религиозные организации, действующие в стране.
«Есть основания полагать, что договор может содержать непрозрачный перечень обязательств для религиозной организации, и есть предположение, что к нему могут быть включении пункты, обязывающие не только “уважать другие религиозные организации”, но и признавать их каноничность. А в случае отказа подписать такой договор, деятельность религиозной организации будет приостановлена», – сказано в заключении.
В Комитете считают, что введение особого статуса для отдельных религиозных организаций, и принуждение их к заключению договоров содержат признаки дискриминации, и создают условия, при которых такая религиозная организация просто вынуждена будет выполнить те или иные требования со стороны органов государственной власти, либо прекратить свою деятельность.
«Кроме этого, законопроект ограничивает право на свободу мировоззрения и вероисповедания, содержит признаки дискриминации и разделяет граждан Украины по религиозному признаку. Принятие этого законопроекта может привести к новым конфликтам в общественной и религиозной среде страны, а также негативно скажется на международном имидже Украины», – отмечается в документе.
Учитывая изложенное, Комитет предлагает вернуть законопроект на доработку.
Законопроект №4511 был принят и передан на рассмотрение руководству парламента 22 апреля 2016 года. Субъектом законодательной инициативы являются 13 народных депутатов от партии «Блока Петра Порошенко»: Петренко, Левус, Медуница, Бригинец, Артюшенко, Высоцкий, Тымчук, Матковский, Бублик, Опанасенко, Скрыпник, Масорина, Тимошенко.
Как поясняют авторы, законопроект разработан с целью защиты национальных интересов, суверенитета и территориальной целостности Украины.
По заключению Юридического отдела УПЦ, предложенные депутатами новации не отвечают требованиям Конституции Украины и действующему законодательству о свободе совести, содержат признаки дискриминации, существенно ограничивают право на свободу мировоззрения и вероисповедания и разделяют граждан Украины по религиозному признаку.