Ступени покаяния,
или Что опечалило апостола?

Почему апостола Петра опечалил именно третий вопрос Спасителя: «Любишь ли Меня?» В чем смысл замены в греческом тексте одного слова, обозначающего любовь, на другое? Почему Свой вопрос Господь задает трижды? И какой урок преподает нам этот эпизод Евангелия?

Отречение Петра. Художник: Роберт Ляйнвебер Отречение Петра. Художник: Роберт Ляйнвебер

Православный пост – время сугубого покаяния, время, когда Церковь предлагает нам условия, которые наиболее благоприятны для очищения и исправления. Не является исключением в этом смысле и пост, предваряющий день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Причем оба апостола и являют нам образец покаяния. Апостол Павел до своего обращения был гонителем христиан и впоследствии, будучи призванным свыше апостолом, считал себя первым из грешников (см.: 1 Тим. 1: 15). Апостол Петр, трижды отрекшись от Христа, раскаялся и всю оставшуюся жизнь при пении петуха проливал слезы, вспоминая свое отступление.

Попытаемся разобраться, какой урок мы можем извлечь для себя из покаяния апостола Петра.

Любимый ученик Господа апостол и евангелист Иоанн Богослов описывает, как воскресший Господь Иисус Христос возвращает отрекшегося Петра в апостольский лик через троекратный вопрос о любви к Себе. Святые отцы обыкновенно говорят о том, что таким образом Господь дарует Петру прощение трехкратного же отречения от Христа.

В этом отрывке повествуется, как после третьего вопроса Господа «Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня?» (Ин. 21: 17). По прочтении русского перевода Евангелия создается впечатление, что причиной скорби отрекшегося в минуту слабости апостола является троекратное повторение одного и того же (с незначительными различиями) вопроса о любви ко Христу. Славянский вариант имеет тот же смысл. Но знакомство с греческим текстом представляет нам несколько иную трактовку указанного евангельского события.

В третий раз Господь использует не слово «ἀγαπᾷς», но «φιλεῖς» – «привязанность, дружеское отношение»

Дело в том, что в греческом языке имеется несколько терминов для обозначения любви. В интересующем нас евангельском отрывке в первых двух вопросах о любви Господь употребляет слово «ἀγαπᾷς» (Ин. 21: 15–16), между тем как в третий раз Он использует слово «φιλεῖς» (Ин. 21: 17). Если не вдаваться в подробности, то можно сказать, что первый из двух использованных глаголов обыкновенно употребляется, когда говорится о любви духовной, второй – о любви как привязанности, дружеском отношении. То есть в третьем вопросе Господь словно спрашивает Петра: «Любишь ли ты Меня хоть как-нибудь?» Едва ли не: «Ну, Я хотя бы нравлюсь тебе?»

Поэтому и в русском переводе причиной скорби Петра называется не то, что Господь трижды спросил его: «Любишь ли Меня?», но «что в третий раз спросил его: любишь ли Меня?» В греческом тексте это конечно более явно, поскольку написано, что Петр опечалился, услышав в третий раз именно «φιλεῖς με», а не «ἀγαπᾷς με», как в первых двух случаях.

На этом моменте достаточно подробно останавливается епископ Кассиан (Безобразов), который отмечает: «Не может быть сомнения в том, что три вопроса следуют один за другим в порядке нисходящем»[1]. В первый раз Господь спрашивает: «Любишь ли ты Меня больше, чем они?»; во второй раз просто: «Любишь ли ты Меня?»; и в третий раз Петр слышит вопрос о любви («φιλία»), отчего и приходит в сокрушение.

В чем же разгадка этого нисходящего порядка вопросов Господа? Ведь в Евангелии нет случайностей. Ответ здесь же – в Евангелии. В повествованиях об отречении апостола Петра мы можем увидеть, что три его отречения имели различный характер.

Первое отречение выглядит как бы и не вполне таковым. Создается впечатление, что апостол пребывает, говоря современным языком, в шоковом состоянии. Ему хочется уединиться, спрятаться, остаться незаметным, чтобы осознать происшедшее, принять его, согласиться с тем, что это явь, а не кошмарное сновидение, найти скрытые смыслы и возможности, чтобы продолжать жить в этой ирреальной реальности. «Не знаю и не понимаю, что ты говоришь» (Мк. 14: 68), – отвечает он служанке первосвященника. В его ушах, возможно, еще звучит эхо собственных слов: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф. 26: 33). И как напоминание об этом звучит вопрос Спасителя: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» – «Σίμων ᾿Ιωνᾶ, ἀγαπᾷς με πλεῖον τούτων?» (Ин. 21: 15).

Второе отречение уже не оставляет места для трактовки. Оно заверяется клятвою: «И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека» (Мф. 26: 72). Во втором, урезанном в сравнении с первым, вопросе Господа словно слышится сомнение: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» – «Σίμων ᾿Ιωνᾶ, ἀγαπᾷς με?» (Ин. 21: 16).

В третьем отречении Петр к клятве прибавляет божбу, завершая полноту отступления: «Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека» (Мф. 26: 74). И последний вопрос Сына Божия звучит как приговор, столь опечаливший Первоверховного: «Σίμων ᾿Ιωνᾶ, φιλεῖς με?» (Ин. 21: 17).

Согласно святым отцам, покаяние должно соответствовать степени совершенного греха. Возвращение ко греху свидетельствует о неполноте покаяния. В рассмотренном евангельском отрывке мы видим, как Господь помогает отрекшемуся апостолу окончательно избавиться от той слабости, которая привела его к богоотступничеству. Вопросы, обращенные Спасителем к Петру, приводят последнего к целительному сокрушению, по сути повторяя ступени его отступления.

К этому можно добавить, что Господь не спрашивает Петра о любви к Себе наедине. Он делает это принародно, так что и сам Петр вынужден отвечать в присутствии других.

Апостол Петр отрекся от Христа публично, поэтому и его признание в любви ко Господу должно совершиться в присутствии других

У святых отцов можно найти мысль о том, что покаяние должно соответствовать не только степени, но образу греха. Если мы оскорбили кого-то словом, наше покаяние должно включать словесное извинение перед оскорбленным. Если мы принесли кому-то материальный убыток, то наше покаяние будет неполным без попытки компенсировать нанесенный ущерб. Если наш грех заключается в дурных мыслях о ком-нибудь, то и каяться нужно мысленно (кроме, естественно, Таинства исповеди).

Апостол Петр отрекся от Христа публично, поэтому и его признание в любви ко Господу должно совершиться в присутствии других.

В нашем разборе евангельского диалога не было ничего замечено ни об ответе Петра, ни о призыве Господа, ни о многом другом, но, думается, и то, что сказано, может послужить к нашей пользе. В остальном же попытаемся оправдаться словами самого евангелиста: «Если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21: 25).

Андрей Горбачев

28 июня 2016 г.

[1] См.: Кассиан (Безобразов), епископ. Водою и Кровию и Духом.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Oles12 марта 2021, 11:46
Виталий 29 июня 2016, 14:49 "Евангелист Иоанн говорит что причина печали Петра в том "что в третий раз спросил его". Нет. Не подрезайте священный текст. "Петр опечалился, что в третий раз спросил его: «любишь (φιλεις) ли Меня?»" -- вот так написано в Евангелии. Евангелист пишет, что причина печали была в том, что в третий раз (в отличие от первых двух) Христос спросил у Петра, используя другой глагол. Не тот, что был прежде: ώ̣άγαπα̣ϋς. Это уточняет Лопухин: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_54/21#sel=40:1,40:182
р.Б. Максим 6 июля 2016, 08:56
Вряд ли можно выразить Любовь Господа словами. Это просто невозможно в силу ограниченности человеческого языка. Мы как неразумные дети, которые даже не могут читать. Это надо пережить, как правый разбойник, сознавая свое недостоинство - Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствие Твое. Это и требуется от нас неразумных. Спаси Господи Вас!
Ирина 2 июля 2016, 09:17
Андрей, большое спасибо вам за статью, тронула, задела за живое. Святых отцов мне пока сложно читать, надеюсь к этому прийти. А вы нам на готово разложили все по полочкам с их позиции. Помощи Божией, пишите еще!
Марина 1 июля 2016, 12:48
Очень полезно! Спасибо!!
Андрей Горбачев30 июня 2016, 23:01
Ирине Ш. Здравствуйте, Ирина! Спасибо за комментарий! Я, конечно, тоже задумывался над этим вопросом. К сожалениею, я не знаком с арамейским. Тем не менее, зная, что этот диалог передает нам его свидетель и очевидец - апостол Иоанн Богослов, мы можем не сомневаться, что евангелист сумел верно передать особенности и оттенки этой таинственной беседы. Ведь даже в английском отмеченное различие вопросов можно было бы попытаться передать с помощью глаголов "love" и "like". С уважением ...
Ирина Ш.30 июня 2016, 19:04

Спасибо большое за такие важные детали!
Обсуждали вашу статью на форуме, и возник вопрос: ведь Господь и ученики его говорили на арамейском, а не на греческом. На этом языке понятие любви тоже обозначается разными словами, в зависимости от тех или иных смысловых и языковых нюансов? Очень просим ответить.
Александр29 июня 2016, 21:04
Благодарю за разъяснения в статье по Евангелию. Теперь только понял смысл трёх вопросов Христа к Петру. Не толлько в трёх отречениях, а и о смысле, глубины отречений и вопросов.
Арсений29 июня 2016, 17:45
Хорошая статья!
Виталий29 июня 2016, 14:49
"Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня?"
Евангелист Иоанн говорит что причина печали Петра в том "что в третий раз спросил его".
Так объясняют это место Евангелия и святые отцы.
Отречение, которое было на словах, словами и врачуется.


Людмила29 июня 2016, 10:06
Спаси Господи!Как просто и доступно о главном.Очень благодарна
ТАТИАНА1728 июня 2016, 22:12
Очень благодарна Андрею Горбачеву.
Сергий28 июня 2016, 20:34
Об этом пишет о.Павел Флоренский в книге "Столп и утверждение истины":"Чтобы что-нибудь понять из беседы Господа с Петром (Ин.21, 15-17), необходимо считаться с разницею значений того или другого глагола любви. Дружеская любовь - филия - нарушена Петром в отречении, и теперь с него можно спрашивать лишь обще-человеческой, лишь той, которую всякий ученик Христов необходимо оказывает всякому, даже своему врагу. В этом смысле Господь и спрашивает: агапас Ме? Смысл вопроса очевиден, но чтобы выразить его по-русски, требуется распространить текст... Но Петр даже слышать не хочет такого вопроса и твердит о подлинности своей личной, дружеской любви: Фило Се - я друг Тебе. И только при третьем вопросе - Филейс Ме? ты друг Мне? - Петр опечалился... Сперва Господь вовсе не говорил о дружбе, и Петр относился к Его вопросу спокойно. В своей общечеловеческой любви к Господу он уверен, он даже не считал нужным отвечать на тайный, безмерно-деликатный упрек, сквозивший в этих словах,- на фигуру умолчания. Так было дважды. Тогда Господь раскрывает Свою тайную мысль и прямо спрашивает о любви дружеской... Так и улавливает ухо в прерывающемся его ответе слезы: "Господи! всё Ты знаешь, Ты знаешь, что я - друг Тебе... (фило Се)"
Имея в виду нетождественность слов агапе и филейн, едва ли можно понимать эту беседу как возстановление Петра в апостольском достоинстве! В чем действительно нуждался Петр - так это в возстановлении дружеских, личных отношений к Господу.
Короче говоря, разбираемое место вовсе не говорит о церковно-домостроительных событиях, ... а касается исключительно личной судьбы и жизни апостола. Оно назидательно, но не догматично, так что напрасно подчеркивают его католики..."
olga28 июня 2016, 18:29
Горячий и взрывной характер апостола Петра, Господь наш Иисус Христос утишает не единожды, как некогда бушующему морю - " Умолкни. Перестань." Не изменяя, меняя его. Наполняя и веру, и характер подлинно непреложным, вечным. Своим Христовым духом. И воскрешая его для жизни вечной, и меняя русло реки в течении всей жизни апостола. И его сокровенной, и самой ценной грани - глубины сердца человеческого. Эти три вопроса - виртуозная хирургическая операция по спасению души апостола Петра. Ибо Господь, видит грех еще не совершённый и тем самым третьим вопросом отсекает от сердца апостола то, что могло с ним произойти, то есть упреждает грех. Апостол опечалился потому, что не видел замысла дьявольского против него.( Помните, что сказал Господь Петру о просьбе сатаны) А Господь видит. Нам не понятно. Апостолу тоже не понятно и свидетель констатирует, - Пётр опечалился. Но опечалился, о Господе, ко спасению. Операция произошла успешно. Как и всё у Господа, когда верой преисполненное сердце, подлинно стремится к Нему. Это говорит об огромной любви Господа нашего ко всем нам. И о Великой Тайне, Промысла Божьего, Действующего во всем мире. И еще о том, что сверх меры Господь не попустит совершаемому быть, молитвами Святых Отец наших. ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ! Спасибо за статью.
Ольга28 июня 2016, 16:00
такие статьи помогают заново пережить важный эпизод из жизни Христа
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×