Остромирово Евангелие: 950 лет

"Остромирово
Остромирово Евангелие
С 29 октября по 1 ноября 2007 года в Санкт-Петербурге проходила международная научная конференция, посвященная 950-летнему юбилею Остромирова Евангелия.

Остромирово Евангелие является самой древней дошедшей до наших дней датированной древнерусской рукописной книгой, которая сегодня воспринимается как символ тысячелетнего пути развития русской культуры. Это роскошно оформленное Евангелие было переписано по заказу именитого новгородского посадника Остромира при киевском князе Изяславе (сыне Ярослава Мудрого) и предназначалось для драгоценного вклада в Софийский собор в Новгороде. Послесловие писца, диакона Григория сообщает, что работа над рукописью была начата 21 октября 1056 года и закончена 12 мая 1057 года.

Юбилей уникального памятника культуры вызвал большой общественный резонанс. 9 апреля 2007 года в рамках XVI Пасхального фестиваля впервые за многие столетия за богослужением в Исаакиевском соборе Остромирово Евангелие было выставлено для всенародного поклонения как национальная святыня.

29 октября в Российской национальной библиотеке состоялось торжественное открытие конференции «Евангельские тексты в рукописной традиции: К 950-летию Остромирова евангелия».

С приветственными словами выступили представители государственной власти и Русской Православной Церкви, выдающиеся ученые, деятели культуры. По словам Б.В. Грызлова, председателя Госдумы Федерального собрания РФ, «праздничные мероприятия продемонстрировали взаимодействие Российской национальной библиотеки с учеными Российской Академии наук, Русской Православной Церковью, крупнейшими промышленными предприятиями, общественными организациями, учреждениями культуры, средствами массовой информации».

По мнению В.Р. Фирсова, вице-президента Российской библиотечной ассоциации, «такие памятники, как Остромирово Евангелие, – базовые звенья нашей культуры, которые консолидируют нас как страну, как нацию, как народ».

В приветственном слове Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, оглашенном настоятелем собора во имя Владимирской иконы Божией Матери протоиереем Владимиром Фоменко, говорилось, что «с тех давних времен, когда Русь приняла христианство и была просвещена светом евангельского учения, эта старейшая дошедшая до нас древнерусская датированная рукописная книга хранит в себе запечатленные глаголы жизни вечной. Как древле, так и ныне она объединяет людей вокруг имени Христа Спасителя, является непреходящим духовным символом России». Святейший Патриарх выразил удовлетворение тем, что «конференция, посвященная многовековой рукописной традиции Евангелия, призвана привлечь внимание не только ученого мира, но и широкой общественности к памятникам нашей культуры». По его словам, «сегодня все мы ответственны за судьбу Отечества, за его настоящее и будущее, которое во многом определяется отношением народа к своим духовным корням и культурным традициям. Знаменательно, что в светлые пасхальные дни Остромирово Евангелие пребывало в Исаакиевском соборе во время богослужения, благодаря чему многие люди смогли приложиться к этой святыне и, прикоснувшись, с чувством благоговения ощутить свою сопричастность христианскому культурному наследию». Патриарх выразил надежду, что «конференция станет еще одним благим начинанием, способствующим укреплению духовных основ нашего общества».

Большинство выступавших подчеркивало консолидирующее значение Остромирова Евангелия: «Можно много говорить об отношениях науки и религии, но есть сферы, где религиозные и научные убеждения объединяются. Это сохранение культурных традиций, это просвещение и сохранение нравственности народа» (Ж.И. Алферов, вице-президент Российской Академии наук).

Тема нравственного оздоровления общества была затронута и в приветственном слове архиепископа Тихвинского Константина, ректора Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии: «Сейчас в среде молодежи глубоко укореняется то, что известный богослов XX в. архимандрит Софроний (Сахаров) назвал “культурой греха”… Что же можно предложить нашим современникам вместо навязываемой им “культуры греха”? Только многовековую культуру Православия, основанием которой является Евангелие Христово. Люди часто не понимают этой культуры, видят в ней что-то мертвое, устаревшее и неинтересное. Происходит это во многом потому, что наша духовная культура не агрессивна. Культура духа смиренна и кротка, она не вторгается насилием в душу, она действует тихо и благородно. Это тот “дух мирен”, о котором говорит преподобный Серафим Саровский. Культура этого духа и есть вечное и нетленное достояние нашей России и всего мира. Русский народ со времени своего крещения глубоко воспринял эту культуру. Когда мы смотрим на Остромирово Евангелие, очевидным становится то великое благоговение, которое испытывали наши праотцы к своей вере. Их усилия были результатом прикосновения к Тому Духу, Которым пронизано Священное Писание, Который действует в Церкви и реально изменяет человеческую жизнь».

О высоком уровне культуры наших предков говорил и профессор Д.Н. Альшиц, один из старейших деятелей отечественной науки: «Такая книга не могла появиться без определенного уровня ремесла и культуры… Киевская Русь того времени была с точки зрения цивилизации величайшей страной в Европе, по многим параметрам значительно выше западноевропейских стран. В том числе по грамотности…». Выказав серьезную обеспокоенность уровнем современного образования, профессор так заключил свое выступление: «Как это ни печально, наша конференция, наш город, все, кто откликнулся на этот юбилей, – это некий культурный остров. Мы сейчас живем во времена плохого исторического просвещения. Историческое и культурное просвещение – важнейшая задача нашего времени. Хорошо, что существует этот остров, на котором мы с вами сегодня находимся!»

Однако, по мнению других ораторов, «мы преодолели Рубикон – тот барьер аномии, презрения права и морали, которое царило последние годы» (В.И. Захарьящев, советник председателя Госдумы РФ). И именно Остромирово Евангелие, связывающее нас с историческими корнями, может стать средством уникального, государственно-укрепляющего воздействия на общественное сознание. По словам профессора Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка В.С. Павлова, Остромирово Евангелие, «один из ярчайших бриллиантов в короне мировой культуры, обладает колоссальной объединяющей притягательной силой, способной привлекать, вызывать интерес и любопытство миллионов людей». Оратор призвал к тому, что «должна быть сформирована “мода” на Остромирово Евангелие, ведь то, что модно, становится широко известным и популярным. Если ввести образ Остромирова Евангелия в моду, то молодежь, например, будет не только носить изображение Остромирова Евангелия, она будет читать его. Тот огромный научный потенциал, который накоплен учеными, должен быть обязательно популяризирован. Впереди новое служение Остромирова Евангелия Российскому государству, Русской Православной Церкви, народу России».

С докладами, посвященными различным аспектам изучения выдающегося памятника, выступили ведущие отечественные и зарубежные ученые-медиевисты.

В рамках конференции состоялось открытие выставок в честь юбилея первой древнерусской рукописной книги. В Отделе рукописей РНБ развернуты экспозиции средневековых книжных раритетов, а в Отделе эстампов – выставка, посвященная истории изучения Остромирова Евангелия. Среди экспонатов выставок – ценнейшие рукописи, представляющие Остромирово Евангелие в широком контексте рукописной традиции средневековой книги. Представленные экспонаты не могут быть открыты для широкого доступа посетителей по объективным причинам, связанным с обеспечением сохранности фондов. Однако на сайте РНБ (www.nlr.ru) развернута виртуальная выставка «Остромирово Евангелие и рукописная традиция новозаветных текстов». Это одна из самых масштабных акций Российской национальной библиотеки по раскрытию ценнейших рукописных фондов. Проект содержит полное информационное раскрытие Остромирова Евангелия как памятника мировой культуры и позволяет желающим познакомиться с выдающимися образцами греческих, южнославянских и древнерусских рукописей, хранящимися в РНБ.

По словам генерального директора РНБ В.Н. Зайцева, глубоко символично, что «первая русская книга хранится ныне в первом государственном книгохранилище России, открытом “на пользу общую” в 1914 году. Роль библиотек в истории человечества огромна: если у народа нет книги, если не осталось письменных памятников, то и сам этот народ не имеет своей истории и обречен на бесследное исчезновение во тьме веков».

Еще в 1900 году Н.П. Полевой писал: «Никому из славян, кроме нас, русских, не выпало на долю счастья сохранить подобный памятник».

Одним из последних хранителей и исследователей Остромирова Евангелия был Вячеслав Михайлович Загребин (1942–2004), крупный филолог-славист, палеограф и археограф. Более 30 лет он служил хранителем древнерусских фондов Отдела рукописей Российской национальной библиотеки и оставил глубокое исследование об экфонетических знаках в Остромировом Евангелии. Его светлой памяти и посвящена настоящая конференция.

Александр Загребин

2 ноября 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×