Святой остров

Источник: Журнал "Покров"

    

Остров Талабск (Залита). Маленький остров посреди Псковского озера, где зимой живет около 120 человек, а летом – побольше, приезжают дачники. Здесь часто бывают ветры и потому зимой в старых домах холодно: выдувает тепло.

На этом острове жил приходской священник – протоиерей Николай Гурьянов. Здесь храм, где он служил, его маленький домик, прогоны, по которым он не ходил, а «летал» в своих валеночках без калош. И люди, которых он очень любил, – простые суровые рыбаки, закаленные тяжелым рыбацким трудом и бытом.

Протоиерей Николай Гурьянов Протоиерей Николай Гурьянов
    

Как-то в послевоенные годы на остров привезли заключенных работать вместе с рыбаками. Через неделю они запросились обратно: «Лучше в тюрьме будем сидеть, чем так работать». Рыбачили круглый год и мужчины и женщины. А их родители ходили в храм в три часа на утреню. Стучали в окошко друг другу (колокольный звон был запрещен): «Дуняша, смотри не проспи».

Умерла баба Маня Анкипова – одна из самых старых бабушек на селе. Ей исполнилось 95 лет. Не ела, не пила три недели. Лежала, просила: «Пить, пить…» – а когда ей давали воду, только полоскала рот, незаметно выплевывала. Дочь бранила ее за это, а она шептала на ушко племяннице: «Ко мне Божия Матушка приходила, сказала: "Не ешь и не пей. Терпи"».

Однажды я спросила ее о батюшке Николае.

– Баба Маня, говорят, батюшка исцелял.
– А чего ж ему не исцелять. Он же Богу молится.

Баба Маяня Анкипова у могилки отца Николая Баба Маяня Анкипова у могилки отца Николая
    

Не нравилось ей, что он на фисгармонии играет. «Зовет меня: "Послушай, Марьюшка". А мне некогда, работать надо».

Жила она наискосок от батюшки, напротив кладбища. Рассказывала: «Выйду утром, посмотрю на солнышко. Какая красота кругом! Живу я теперь одним днем. Посадила огурцы, прошу Господа Бога, чтоб до осени дожить – жалко трудов. Наверное, из-за огурцов-то Господь меня еще и держит». А когда собрала урожай, развела руками: «А что же теперь мне у Бога просить?»

Хозяйство у нее было немалое: покосившаяся избенка, вросшая в землю банька, картошка росла на песке, чеснок – величиной с кулак, а вокруг огорода – целый лес – сосна, лиственница, пихта, белая сирень. Всю жизнь баба Маня проходила в фуфайке и юбке. Кто-то подарил ей ковровые дорожки. Долго не могла она решить, что с ними делать. Наконец придумала и стала накрывать ими в холодные ночи грядки.

Келья отца Николая Гурьянова Келья отца Николая Гурьянова
    

Была бабушка Маня маленькой, легонькой, как перышко. Под конец земной жизни почти ничего не слышала. Приходила на все службы. Клала земные поклоны. И обязательно три земных поклона Божией Матери – за батюшку Николая.

Здесь, на острове, – зримое соприкосновение обыденности и чуда. На моих глазах произошло преображение гордой, самолюбивой женщины в тихую и смиренную, всепрощающую и просящую всех простить ее, умирающую уже, уходящую в вечность – монахиню Ольгу. Это было тем удивительнее, что я знала ее и до пострига, и за две недели до смерти. Она не изменилась – она преобразилась. Около нее хотелось просто сидеть, смотреть на нее и молчать. «Как я завидую Ольге», – сказала мне одна монахиня. «Почему? Она ведь так страдает!» – «Посмотри, разве ты не видишь? Она же светится».
Может, и так. Но и без света я видела чудо.

Отец Николай Гурьянов с паломниками Отец Николай Гурьянов с паломниками
    

Когда подъезжаешь зимой на «Буране» к острову, кажется, что он парит над землей: ближний берег сливается с заснеженным белым озером, а дальний – уходит в небо.

Отец Николай приходит к своим односельчанам во сне, и они не удивляются, говорят об этом буднично. Он научает, помогает, исцеляет их, как при жизни.

Отец Николай с прихожанами, крайняя слева его мама Екатерина Стефановна Отец Николай с прихожанами, крайняя слева его мама Екатерина Стефановна
    

Бывало, на похоронах или проходя мимо кладбища батюшка говорил: «Мы-то еще в гостях, а они уже дома». Постоит, помолится. «Какие мы счастливые, что мы с Господом». Как-то один мужчина сказал: «А у меня нет веры». Батюшка заплакал.

Каждый год в день кончины протоиерея Николая Гурьянова, 24 августа, над его домиком поднимается яркая радуга от земли до неба. И все радуются, как дети: «Смотри, смотри – радуга!»

А я повторяю про себя: «Господи, какое счастье, что Ты – есть! Какое чудо, что я здесь!»

Зинаида Николаевна Белозерова Зинаида Николаевна Белозерова
    

Зинаида Николаевна Белозерова

Источник: Журнал "Покров"

30 июня 2016 г.

Справка: Зинаида Николаевна Белозерова работала врачом в Москве, в настоящее время живет на острове Талабск, работает в храме Святителя Николая

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Владимир13 декабря 2017, 16:23
Большое спасибо, Зинаида Николаевна за статью, благодаря которой я Вас нашел, узнал по фотографии. Отзовитесь. К сожалению на мои звонки в Москву мне не дали инф.о Вашем месте пребывания
Фотиния 6 июля 2016, 13:45
Зинаида Николаевна, спасибо вам за такой рассказ. На остров к вам я приезжала летом с паломниками в 2008 году. и многое после этой поездки в моей жизни изменилось. все время хочется опять приехать на остров. помолитесь за меня, Фотиния.
тамара30 июня 2016, 18:25
Зинаида Николаевна,какая благодать чувствуется в Вашем рассказе.Как хорошо Вы написали об отце Николае,односельчанах. Пишите,как живёте,работаете в храме.Храни Вас ,Господи.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×